Неприкосновенность территорий




 

Внутренние факторы

 

Актуальность обращения к проблематике территории России и механизмов поддержания ее целостности обусловлена тем обстоятельством, что после разрушения Советского Союза и утверждения российской государственности в ее новой форме - Российской Федерации - перед нашим государством возникли новые и чрезвычайно сложные проблемы. Среди них - неразрешенность ряда пограничных вопросов: непреодоление претензий Японии на южную часть Курильских островов, оспаривание секторальной зоны России в Арктике, трудности в установлении справедливых и согласованных границ на Черном и Каспийском морях и др. И все же при всей остроте перечисленных проблем куда более существенной представляется задача поддержания государственно-правового единства страны как Федерации, ее территориальной целостности.

В состав государственной территории входит как земное пространство, так и внутренние и морские воды, и воздушное пространство.

Одна из важных функций конституции - препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. В наше время в ряде стран отмечается подъем национализма и сепаратизма. Распался ряд бывших социалистических государств (СССР, Югославия, Чехословакия), нарастает борьба широких слоев народа за выделение в самостоятельные государства (Квебек в Канаде, Кашмир в Индии, Тибет в Китае и др.). Сепаратистские тенденции существуют и в современной России. В связи с этим возрастает значение конституции как инструмента для достижения единства народов, исторически соединенных в том или ином государстве. Эта роль конституции была осознана развитыми странами давно, и она помогает сохранить единство таких государств с многонациональным составом населения и сильными сепаратистскими движениями, как Великобритания, Бельгия, Испания.

Территориальная целостность Российского Государства прямо или косвенно закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б»). Закрепляя принцип целостности территории Российской Федерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства.

Субъектами нарушения территориальной целостности могут быть силы в пределах самого государства, действия которых могут привести к его распаду, так называемые внутренние факторы. Ими могут быть различного рода сепаратистские формирования, народы, борющиеся за самоопределение. На практике они нередко устанавливают контроль над определенной частью территории. Однако это не означает, что суверенитет государства в его пределах перестает действовать, и оно потеряло часть своей территории. Появление новых государственных очертаний возможно с наступлением значимых в соответствии с международным правом событий.

На этапе контроля и гарантий конституционной целостности возникает такое понятие как институт федерального вмешательства. Любая федерация, хотя и состоит из отдельных государственных образований, представляет собой единое, целостное, союзное государство. Отсутствие суверенитета у субъектов федерации и сосредоточение всей его полноты у союзного государства позволяет федеральной власти при необходимости осуществлять принудительные меры по отношению к членам федерации. Правовая природа данного института, который берёт свое начало от федеративного устройства государства в том, что он направляет свою суть на предотвращение конфликтов между федерацией и субъектами в целях обеспечения государственного и правового единства государства.

В России для обеспечения стабильности следует предусматривать 4 вида конституционных гарантий целостности федеральной территории:

. Получение официального заключения со стороны федеральных органов о соответствии законов субъектов федерации федеральной конституции.

Для получения положительного заключения, прежде всего, необходимо, чтобы: а) конституции республик, уставы краев и областей не содержали ничего противоречащего федеральной конституции;

б) чтобы они обеспечивали осуществление политических прав, свобод, иных форм согласно формам, предусмотренным федерацией - республиканская форма: представительный характер осуществления власти, демократические формы;

в) чтобы они были приняты демократическим путем.

. Судебный контроль над соответствием конституций субъектов федерации федеральной конституции. Здесь велика роль Конституционного суда.

. Конституционное закрепление обязанностей всех должностных лиц субъектов федерации соблюдать федеральные конституции и законы и нести ответственность за нарушение этой обязанности.

. Закрепление единого экономического рынка, принципов свободы торговли и промышленности на всей территории государства, отрицание возможности создания внутренних таможенных границ. Единство финансово-кредитной системы, банковской системы.

В соответствии со ст. 5 ч. 4 Конституции РФ сформулированы принципы федеративного устройства России, конкретизируемые в главе третьей Конституции. На первом месте среди принципов федеративного устройства Российской Федерации конституционно признается государственная целостность Федерации. Этот принцип отражает историческую преемственность геополитического развития Российского государства, вытекает из суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В соответствии со ст. 65 ч. 2, ст. 66, ст. 131 ч 2 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность изменения состава Российской Федерации путем принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Таким образом, изменение состава Российской Федерации может произойти путем: а) добровольного вхождения в Российскую Федерацию иностранного государства; б) образования на ее территории нового субъекта. Эти вопросы будут урегулированы федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией. Такой закон пока не принят. Очевидно, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта может быть осуществлено лишь по взаимному согласию Российской Федерации и государства, пожелавшего войти в состав Российской Федерации. Процедура принятия, видимо, должна предусматривать волеизъявление народа России и заключение международного договора между Российской Федерацией и тем государством, которое пожелало войти в ее состав с последующей ратификацией этого договора парламентами обеих стран.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено путем: а) объединения двух или более субъектов в один; б) разделения одного субъекта с образованием новых; в) выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой; г) вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта (субъектов) Российской Федерации. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, используя принадлежащее им право законодательной инициативы, могут внести проект соответствующего закона в Государственную Думу Федерального Собрания. По вопросу об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации должен быть принят федеральный конституционный закон, после чего в ч. 1 ст. 65 должны быть внесены изменения в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 137.

Статьей 65 Конституции РФ определены количественный состав и виды субъектов федерации. В основу наименования субъектов положен не только территориальный, но и национальный, этнический принцип. Очевидно, что субъекты федерации, в целом представляющие всю страну, решают общую задачу - обустройство народов и территорий в едином государстве.

В соответствии со ст. 74 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» также предусматривается применение отдельных мер федерального вмешательства в отношении субъектов федерации - полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и введение особого управления территорией (ст. 11).

Проблема целостности России - это проблема баланса прав и интересов народов проживающих на одной территории. В Декларации о принципах международного права 1970. закрепляется: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Применительно к Российской Федерации это означает, что сохранение ее территориальной целостности с необходимостью предполагает обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и этносов, населяющих ее территорию.

 


Внешние факторы

 

Особый интерес к территориальной целостности государства представляет собой международный подход. Воздействия извне на государство нередко приводят к тем или иным территориальным изменениям. Государственные границы в пределах сухопутной и водной территорий, как правило, устанавливаются на основе международных договоров и международных обычаев. Они определяются координатами или проходят с учетом рельефа местности (по рекам, хребтам гор и т.п.). Однако довольно часто границы сопредельных государств на отдельных участках в правовом отношении могут быть и не оформлены. Тому причиной могут быть или организационные, технические причины, в силу которых границы между государствами не установлены, или территориальные споры между государствами по поводу прохождения таких границ. При территориальном споре каждая из сторон придерживается своего варианта прохождения границы. Предметом спора могут быть как небольшие участки, так и значительные территории.

Например, длительный спор между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Позиция России состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны. Российский суверенитет над Курильскими островами имеет соответствующее международно-правовое оформление. В то же время Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, считая данную территорию «незаконно оккупированной Россией». Налицо неразрешенный территориальный вопрос, длящийся не один десяток лет. Важно отметить, что Россия сделала много шагов навстречу Японии, с целью урегулирования территориального конфликта. К примеру, существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих Курильских островах, граждан Японии, посещающих эти острова. Действуют особые правила рыбного промысла вокруг обозначенных островов. Однако со стороны Японии слышны только территориальные претензии. Например, 11 июня 2009 года нижняя палата Парламента Японии приняла поправки к действующему с 1982 года «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». Суть поправок - активизировать усилия для, скорейшего возвращения Японии «северных территорий», под которыми понимаются южные Курильские острова. При этом указанные острова объявлены в законе «исконными японскими территориями». В связи с этим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Заявлении от 07 июля 2009 г. №235-СФ17 выразил Японии решительный протест. В заявлении подчеркнуто, что «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии».

Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.

Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций, согласно ст. 4 ч. 3 Конституции РФ.

Кроме того, согласно ст. 71 п. «м» группа предметов ведения Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой нашего федеративного государства. К этой же группе предметов ведения следует отнести внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и мира и внешнеэкономические отношения.

Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.

Под обороной согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к защите от вооруженного нападения, а также защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Для защиты целостности и неприкосновенности государственных границ Россия имеет армию, органы внешней разведки, Федеральную службу безопасности, пограничные войска, Таможенную службу. Определенная роль в защите государственного суверенитета принадлежит органам МИД РФ, а также консульским учреждениям и дипломатическим представительствам России за рубежом.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

На защиту территориальной целостности направлены и статьи 87 и 88 Конституции России. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение и чрезвычайное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

Таким образом, по нашему мнению, территориальная целостность государства, которая гарантируется на конституционном уровне, проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности. Территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах, установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: