Правовая целостность государства




 

Проблемы территориальной целостности имеют и ярко выраженный гуманитарный аспект. Согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 31 июля 1995 г. №10-П в связи с проверкой конституционности ряда решений Президента Российской Федерации, направленных на разрешение кризиса в Чеченской Республике, в частности отметил, что «государственная целостность - важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод». Проблема целостности России - это проблема баланса прав и интересов народов проживающих на одной территории. В Декларации о принципах международного права 1970. закрепляется: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Применительно к Российской Федерации это означает, что сохранение ее территориальной целостности с необходимостью предполагает обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и этносов, населяющих ее территорию.

Уже в 1 и 2 статьях Конституции РФ говорится о том, что Россия является правовым государством, и права и свободы являются высшей ценностью. Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. А ст. 6 в ч. 2 закрепляет равные права и обязанности каждого гражданина России на всей территории РФ.

Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции, этим самым и обеспечивается правовая целостность на территории всего государства. Ведь согласно ч. 2 ст. 4 «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

П. 4 ст. 5 Конституции определяет равноправие между субъектами России перед федеральными органами государственной власти, что так же будет обеспечивать целостность всего государства, не будет повода для выражения элементарного недовольства, что кого-то ущемляют в правах.

Место Конституции в системе нормативно - правовых актов страны определяет ст. 15 Конституции РФ. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (исключения устанавливаются законодательством).

В соответствии с подписанными Российской Федерацией международно-правовыми документами и нормами международного права действие российских законов может не распространяться на дипломатических представителей и некоторых сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций в силу обладания ими дипломатическим иммунитетом.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. И многие статьи в ней говорят о том, что каждый имеет равные права, касающиеся той или иной области жизни. Это так же является важной составляющей конституционной гарантии правовой целостности государства.

В заключительной ст. 64 Главы 2 Конституции говорится как раз о том, что глава 2 и определяет правовой статус личности в Российской Федерации.

Согласно ст. 19 «все равны перед законом и судом». Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).

Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.

О том, что система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» мы уже упоминали в 1 главе нашей работы.

Таким образом, можно сказать, что Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации.

Отсюда вытекают, по крайней мере, два взаимосвязанных положения: во-первых, Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства; во-вторых, речь идет о единстве правовой системы Российской Федерации и ее субъектов, а сама Конституция служит гармонизации единого правового пространства России. И конституционные гарантии - это совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти.

 


Заключение

 

Исходя из поставленных задач в своей работе, теперь мы можем обобщить основные выводы в один: государственная целостность Российской Федерации - гарантированный конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.

Государственную целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность, или политическое (государственное) единство страны. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений Росси. Важными гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ.

Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом; закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения. И все эти гарантии целостности России дает нам верховенствующий закон - Конституция Российской Федерации.

Еще один важный вывод заключается в том, что обеспечение своей целостности - один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства на всей территории страны. И для успешного построения целостного государства требуется опора на нравственные ценности и взаимоотношения между людьми и народами на основаниях солидарности и, конечно же, огромная опора на верховенствующий закон, которым и является Конституция. Безопасность государства, национальная безопасность так же обеспечивается конституционной целостностью, потому что это является в первую очередь гарантом внутренней стабильности.

Изучая данную тему, нам все-таки пришлось столкнуться с некоторыми вопросами, которые вызывают споры в нашей стране. Например, вопрос о расширении роли субъектов Российской Федерации, для укрепления государственной власти и территориальной целостности, в рамках осуществления ими совместных полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией. В частности, это касается таких вопросов, как устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством, защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, увеличение объема законодательных возможностей субъектов Российской Федерации, расширение роли субъектов Российской Федерации при назначении руководителей территориальных органов федеральной государственной власти, в осуществлении государственной внешней политики, особенно в приграничных регионах.

Как видим, есть несоответствия между Конституционным законодательством и некоторыми законами регионов, что, в свою очередь, приводит к угрозе подрыва целостности государства, поскольку на этом этапе Конституция не в полную силу выполняет функцию гаранта целостности.

Кроме того в своей книге «Конституционная экономика» Гаджиев Г.А. указывает на тот факт, что формально гарантируемый ст. 120 Конституции РФ принцип независимости судов пока полностью не реализован на практике. Независимость судебной власти является необходимой предпосылкой развития свободной рыночной экономики в стране. Реальная опасность того, что любое властное решение может быть признано судом неконституционным или незаконным, снижает возможность принятия государственными органами и должностными лицами актов, удовлетворяющих исключительно частные интересы. По нашему мнению это уже нарушает целостность экономического и правового поля страны. Суд в каких-то случаях, получается, может просто поступать так «как хочется ему или кому-то».

Таким образом, конституционные гарантии целостности России очень важны и они, несомненно, сильны, но в то же время еще можно и нужно приложить усилия, чтобы укрепить их.

целостность государство неприкосновенность конституционный


Список литературы

 

1. «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» от 24.10.1970 г. Организации Объединенных Наций - Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: /https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=INT; n=16044

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы от 30.12.2008 №6-ФКЗ и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ). - М, Проспект, 2012.-32 с.

. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 в ред. от 25.12.2012 №5-ФКЗ / Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=139844

. Федеральный Конституционный Закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 №3-ФКЗ в ред. от 7.03.2005 г. №1-ФКЗ /Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=52163

. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ в посл. ред. от 30.12.2012 г. №288-ФЗ/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=139841

. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25.07.2002 в ред. от 25.12.2012 №255-ФЗ/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=139786

. Указ Президента РСФСР «О едином экономическом пространстве в РСФСР» №269 от 12.12.1999 г. в ред. Указа Президента РФ от 21.10.2002 г. №1209/ Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=39290

. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. №10 - П «По делу о проверке конституционности Указа президента РФ от 30 ноября 1994 г. №2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», «Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. №2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. №1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г. №1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации»/
Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=ARB; n=6077

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 8-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 800 с.

. Закон и власть: процесс совершенствования продолжается // Александр Цалиев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания, «Российская газета» 25.10.2011 г.

. Конституционное право России: учебник для вузов/ Д.Б. Катков, Е.В. Карчиго. - М.: Юриспруденция, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/46.htm

. Конституционная экономика / Ответственный редактор Г.А. Гаджиев. - М.: Юстицинформ - 2010. - 256 с.

. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно - практический комментарий/ под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. - М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. /Отв. ред. В.В. Лазарев - Система ГАРАНТ, 2003 г. Электронная версия для справочной правовой системы «Гарант» по состоянию на 1 мая 2003 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pravo.vuzlib.org

. О понятии «территориальная целостность государства как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства» // Н.В. Остроухов «Юриспруденция. Статьи по предмету Международное право». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.justicemaker.ru/view-article.php? id=11&art=156

. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета 6 ноября 2008 г.

. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Подготовлен институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ / под ред. Л.А. Окунькова - М.: «БЕК», 1994 г.

. Радченко В.И. Конституционные основы государственной целостности Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук/ науч. консультант доктор юридич. наук, профессор Б.С. Эбзеев. - М.: МГИМО МИД РФ, 2003.

. Россия и Япония: территориальный вопрос. // В.М. Жуковский, Л.М. Жуковская - М.: РГГУ «Юриспруденция» №18, 2010 г.

20. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // И.Н. Барциц, И.В. Левакин, «Журнал российского права», №10, октябрь 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: