Конституционные гарантии социально-экономической целостности России




 

Конституции всех без исключения государств в той или иной степени обращаются к вопросам экономики. Экономическая целостность России так же гарантируется Конституцией РФ.

В Конституции РФ уделяется внимание вопросам обеспечения единого социально-экономического пространства. Конституционные нормы обеспечивают свободу передвижения товаров, равенство прав и свобод человека и гражданина, неприкосновенность собственности граждан.

Российская Конституция включает весь комплекс идей и принципов, которые были развиты демократической традицией последних двух столетий. По сути, в ней предпринята попытка обеспечить единство принципов «естественного права» (либеральный принцип) и социальной традиции новейшего времени. Это находит отражение в весьма сжатом изложении экономических проблем в гл. 1 и 2 Конституции - т.е. в тех главах, которые содержат фундаментальные принципы общественного и государственного строя и не могут быть изменены иначе как с изменением всей Конституции. Именно здесь речь идет о приоритете прав личности перед государством, что проявляется в таких положениях, как свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, поддержка конкуренции, единство экономического пространства. Вместе с тем, провозгласив Россию социальным государством, Конституция гарантирует социальную защиту всего населения. Данные принципы конкретизируются в правах и свободах личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции.

Ст. 8 Конституции РФ закладывает основы для развития рыночной экономики в стране: это гарантия прав собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства.

Нормальное и эффективное функционирование рыночной экономики требует единства экономического пространства, которое обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств. Юридические гарантии такого единства установлены Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. в редакции Указа Президента РФ от 21.10.2002 г. «О едином экономическом пространстве в РСФСР», которым признаются недействительными акты органов власти и управления, а также решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны.

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

Важной статьей Конституции Российской Федерации, гарантирующей конституционную целостность государства в рамках не только социально-экономической, но и территориальной целостности, является ст. 71. Касательно пункта «ж» указанной статьи можно пояснить: провозглашенное Конституцией единое экономическое пространство в Российской Федерации немыслимо без единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению Федерации.

Согласно Конституции в России установлена единая денежная единица, которой является рубль (ст. 75 Конституции РФ) Естественно поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный банк Российской Федерации.

Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Единая экономическая валюта так же является гарантом экономической целостности государства.

Ст. 74 Конституции РФ конкретизирует ст. 8. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не могут устанавливать таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

В данной главе мы рассмотрели, каким образом обеспечиваются политическая и социально - экономическая целостность России в рамках статей конституции. Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Социальная целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом, равенством прав и свобод человека и гражданина. Экономическая целостность обеспечивается единым экономическим пространством, единой таможенной политикой Российской Федерации.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: