2. Сравните различные методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 100», предложенные в учебниках математики для начальных классов по 2 различным программам. Раскройте последовательность и опишите методику рассмотрения случаев и приемов сложения и вычитания в пределах 100, которая нашла отражение в различных учебниках математики. Укажите страницы учебников, где изучают эти случаи и приемы.
д) Анализ учебников по программам Моро М.И и Дорофеева Г.В.
К началу изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 100» младшие школьники знают смысл действий сложения и вычитания, коммутативный закон сложения (перестановка слагаемых), связь чисел при сложении и вычитании, умеют прибавлять и вычитать по частям в пределах 10 и 20, умеют выполнять действия сложения и вычитания в случаях, основанных на знании десятичного состава чисел, знакомы с порядком действий в выражениях со скобками, а также в выражениях содержащих несколько действий сложения и вычитания.
Учитель может использовать некоторые приемы, помогающие формированию вычислительных навыков:
– комплексные подготовительные упражнения;
– использование опорных сигналов (зрительные опоры, рамка, дуга, штрих, лучик);
– включение в «устный счет» примеров из жизни;
– игровые ситуации, игры;
– задание на развитие самоконтроля.
Методика работы над каждым вычислительным приемом строится примерно по одному плану: сначала ведется подготовка к ознакомлению с приемом, затем вводится прием и далее выполняются упражнения, направленные на формирование умения применять прием в разных конкретных условиях и на формирование вычислительного навыка.
Для начала знакомство с числами от 21 до 100 начинают с устной нумерации. Образование и называние чисел 30, 40, 50, 60,70, 80, 90, 100 объясняется в процессе счета десятками: 1 десяток- десять единиц, 2 десятка- двадцать единиц….девять десятков- девяносто единиц, десять десятков –сто единиц. При введении и анализе названий десятков обращается внимание на то, что все они, кроме «сорок» и «сто», образованны по одному принципу.
М2М ч. 1 с.6
М2Д ч. 1 с.110
А в этом задании предлагается посчитать десятки и сравнить.
Нумерация – способы образования, чтения и записи чисел.
Цифра – символ для записи числа.
- устные приёмы сложения/вычитания
1) прибавление числа к сумме (сначала складываются единицы)
М2М ч. 2 с.26
2) прибавление суммы к числу (сложение по частям)
М3Д ч. 1 с.120
3) прибавление суммы к сумме (десятки складываются с десятками, а единицы с единицами)
М3Д ч. 1 с.6
1) вычитание чисел из суммы (сначала вычитаем единицы, потом прибавляем к десяткам)
М3Д ч. 1 с.120
М2М ч. 2 с.35
М2М ч. 2 с.26
М3Д ч. 1 с.5
2) вычитание суммы из числа (вычитаем по частям)
М2М ч. 2 с.10
М2М ч. 2 с.106
М3Д ч. 1 с.120
3) вычитание суммы из суммы (вычитаем десятки, вычитаем единицы, полученные разности складываем 25-12=25(20+5)-12(10+2)=(20-10)+(5-2)=10+3=13
Для устного вычисления предлагается разбить второе слагаемое (вычитаемое) на два числа. Например, 57-26=?. Для решения этого примера вычитаемое можно разбить на два числа, 20 и 6. И следует из 57 вычисть 20,затем вычисть 6.
Либо, возьмем 5 десятков и семь единиц, и уберем из них 2 десятка и 6 единиц, следовательно, остается 3 десятка и одна единица.
М2М ч. 2 с.5
М3Д ч. 1 с.6
- письменные приёмы сложения/вычитания
1. В учебнике Моро М.И. приведен пример сложения десяток с десятками, а единиц с единицами, вычисления удобно записывать столбиком. И отдельно сложить десятки и единицы.
а) Алгоритм сложения:
- пишем единицы под единицами, десятки под десятками
- складываем единицы, пишем под единицами
- складываем десятки, пишем под десятками
М2М ч. 2 с.4
б) Алгоритм вычитания:
- пишем единицы под единицами, десятки под десятками
- вычитаем единицы, пишем под единицами
- вычитаем десятки, пишем под десятками
М2М ч. 2 с.5
М3Д ч. 1 с.5
М3Д ч. 1 с.9
Пример заданий на "Сложение и вычитание чисел в пределах 100" из методички по Дорофееву