Система оценок знаний студентов




Одним из элементов организации учебного процесса в условиях кре­дитной системы обучения является использование бально-рейтинговой си­с­темы оценки учебных достижений обучающихся. Политика выставления оце­нок основывается на принципах объективности, прозрачности, гибко­сти и высокой дифференциации.

Существует три вида контроля.

§ Текущий (проводиться еженедельно)

§ Рубежный (проводиться по графику, два раза за семестр)

§ Итоговый (проводиться один раз в конце семестра)

Баллы распределяются следующим образом:

§ На текущий контроль 40 баллов (посещение лекции, выступление на семинарах, выполнение рефератов).

§ Рубежный 20 баллов

§ Итоговый 40 баллов

§ Итого 100 баллов

Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма мак­симальных пока­зателей успеваемости. Итоговая оценка определяется по фор­муле: И%= Р1+ Р2 0,4+Э* 0,6,

где Р1 –процентное содержание оценки первого рейтинга;

Р2– процентное содержание оценки второго рейтинга;

Э – процентное содержание экзаменационной оценки.

Поэтому для корректности подсчета итоговой оценки необходимо оце­нивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и ито­говом экзамене в процентах от 0 до 100%.

Изучение каждого предмета по правилам кредитной технологии за­вер­ша­ется экзаме­ном, оценка на которой ставится по следующей таблице.

 

Баллы Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Оценка по традиционной системе
95-100 А 4,0 Отлично
90-94 А- 3,67
85-89 В+ 3,33 Хорошо
80-84 В 3,0
75-79 В- 2,67
70-74 С+ 2,33 Удовлетворительно
65-69 С 2,0
60-64 С- 1,67
55-69 Д+ 1,33
50-54 Д 1,0
0-49 F   Неудовлетворительно

 

1.5 Календарно-тематический план

Лекционного курса

Наименование тем Колич. часов
  Вводная лекция  
  Блок №1. Роль теории в исторической науке  
  Определение исторической науки  
  Функции исторической науки  
  Теория исторического познания  
  Историческое событие и исторический факт  
  Историческое время и периодизация исторического процесса  
  Историческое пространство  
  Историческая закономерность и концепции исторического развития  
  Блок № 2. Методология исторической науки  
  Философия исторической науки  
  Общенаучные методы в исторических исс­ле­до­ваниях.  
  Специально-исторические методы  
  Методы естественных наук в исторических исс­ле­до­ваниях  
  Конкретно-проблемные методы  
  Использование ресурсов Интернета в исторических исследованиях  
  Исследовательская программа  

Содержание лекционного материала

Лекция 1. Вводная лекция

Предмет. Понятие метод, методика и методология. Уровни методов историчес­ко­го исследования. Основные про­б­ле­мы (содержание методологических ка­тегорий истори-ческого познания, исторического источника, исто­ри­чес­ко­го факта, исторической законо-мерности, исторического времени, мето­ды исторического исследова­ния). Связь с философской наукой.

Этапы развития методологии исторической науки. Классическая мето­дология, неклассическая мето­до­логия, постнеклассическая наука.

Обзор литературы.Появление науки писать исто­рию, классический позитивизм, мар­к­систское направление. Русская исто­ри­ог­рафия проблемы, труды по методологии истории первой половины ХІХ века. Советские историки о методо-логии истории. Н.А.Ерофеев, М.А. Бе­рг, И.В. Ковальченко, Л.П. Репина, Б. Могильский. Новейшая литера­ту­ра по методологии. В.Н. Сидорцев, М.Л.Макаров, Румянцева, Нечухрин А.Н.

Лекция 2. Определение исторической науки

Объект, предмет, цели и задачи исторической науки.

Различные определения исторической науки. Становление как эмпирической науки. Главная цель. Значение понятия истории в повседневной жизни. Взгляды Л.Витухновского, В.Гулыги, Полетаева и Савельевой.

Концепции исторического процесса. Провиденциализм, абсолютный дух, Концепции Мировой воли. Концепция материалистического понимания истории.

Историческое сознание и виды сознания. Научно-историческое сознание, простое историческое сознание, дидактическое сознание, научно-популярное сознание, публицистическо-историческое сознание, влияние художественной литературы на формирование исторического сознания. Уровни исторического знания. Исторические знания полученные в дошкольных учреждениях, школах, вузах. Аспирантура и доторантура. Бакалавриат и магистратура. Докторы философии.

Исторические исследовательские центры в Республике Казахстан. Институт национальной культуры. Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, институт археологии им. Маргулана, институт востоковедения имени Сулеймена. Институт истории государства. Исторические факультеты в вузах. Исторические исследования архивных и музейных учреждении.

Внутренняя структура исторической науки. Ее отрасли и направления. Тео-ретические и основные дисциплины. Общие и специальные дисциплины, методология исторической науки, историография, теоретическое источниковедение. Основные исторические дисциплины. Деление на исторические периоды. История первобытнообщинного строя; Древння история мира; История средних веков; Новая история; Новейшая история. По территориям – история стран Азии и Африки, Европы и Америки, Австралии и Океании. История Германии, история Турции, история Китая. Деление по объектам исследования, по сферам общественной жизни. История политики, история культуры, История экономики. Исторические направления посвященные историческим событиям.

 

Лекция 3. Функции исторической науки

Понятие «социальной функции исторической науки». Потребность общества в исторических знаниях. Стремление человека извлечь из знания прошлого полезное для настоящего. История как социальная память. Разнообразность потребности в исторических знаниях в разные периоды истории человечества.

Научно-познавательная функция. Превращение исторических знаний в историческую науку. Невозможность познания исторических процессов без законов истории. Выявление исторических закономерностей развития общества.

Воспитатель­ная функция. Присутствие воспитательного элемента во всех функциях истории. История-воспитатель. Опыт прошлого высокий нравственный потенциал. Роль истории в процессе воспитания казахстанского патриотизма. Патриотическое воспитание молодого поколения в учебном процессе и во внеучебное время.

Политико-идеологическая функ­ции. Спорность политико-идеологической функции истории. Опасность политизации исторических исследований. Прагматический подход к истории в античную эпоху. Секуляризация истории гуманистической историографии. Появление исторических трудов, написанных по заказу. Отношение к исторической науке просветителей. Превращение историографии в орудие борьбы различных государств и политичнских партий. Активное участие в политической жизни французких историков периода реставрации. Превращение историографии в политическое орудие в фашистской Германии и СССР.

 

Лекция 4. Теория исторического познания.

Объект познания исторической науки. Понятие объекта познания ис­тория, что изучает история, меж­дисциплинарный подход, эволюция по­ни­мания предмета истории. М. Вебер, неоконтионцы, марксизм о пред­ме­те истории, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Еро­феев, Э. Хобсбаум, Ф. Бро­деев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий.

Отраслевая структура исторической науки. Военная история, по­ли­ти­ческая история. Эконмичесая ис­тория. Социальная история. Рели­ги­о­з­­ная история, история искус-ства, история женщин. История науки. Ин­те­лек­туальная история и т.д. и т.п.

Особености исторического познания. Спор философов и исто­ри­ков. Сциентисты и антисциентисты. По­зитивисты. Марксисты, факторы влия­ю­щие на историка. Презентис-ты. Ретроспективный характер исто­ри­ческо­го познания. Оценочный характер историчес-кого познания. Плюрализм в ис­торическом познании. История – комплексная наука.

Принципы исторического познания.Понятие. Связь принципов с ме­тодами. Множество и спорность прин­ципов. Принцип объективности, де­тер­минизма, историзма, системности.

Лекция 5. Историческое событие и исторический факт

Понятие исторического факта. Отношение к историческому факту уче­ных раз-ных времен. ХІХ век – век культа фактов. Скептическое от­но­ше­­ние позитивистов. Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр.

Взгляды Г.М. Иванова. Исторический факт – объективная реальность. Факты дейс­твительности, факты исторического соз­нания, факт – информация, факт – событие. Группировки фак­тов.

И.Д. Ковальченко об исторических фактах. Факты исторической действитель-ности, факты истори­чес­кого источника, научно-теоретические факты.

 

 

Лекция 6. Историческое время и периодизация исторического процесса

Понятие исторического време­ни. И.М.Савельева, А. В. Полетаев об историческом времени. Два образа вре­мени. Субъективность хронологических таблиц. Идеологические док­три­ны и историческое время. Концепция французского историка Ф. Бро­де­ля «разной длительности исторического времени». Неподвижная исто­рия Ле Руа Ладкори.

 

Лекция 7. Историческое пространство

Понятие. Влияние окружающей среды на формирование социально-хозяйственных, культурных особенностей народа. Соотношение пространства и времени. Понятие о пространстве в древности и средневековье. Религиозный взгляд о пространстве. Функции гегографического пространства. Локальное пространство, История мира. Влияние Крестовых походов. Великие географические открытия и формирование нового понятия о историческом пространстве. Географический детерменизм. Геоистория и историческая география.

Структура историчекого пространства. Виды территориальной истории: пространство обитания культурного и религиозного сообщества, среда обитания народов, объединенных экономически и политически, историческое пространство, возникшее в связи с природными особенностями.

Отрасли истории возникшее, в связи с особенностями пространства: история мира, история континентов, история страны, история региона, локальная история.

 

 

Лекция 8. Историческая закономерность и концепции исторического развития

Определение исторической закономерности. История – как наука. Необходимость и случайность в ис­тории. Суждение фаталистов. Идея за­кономерности исторического процесса. Позитивисты о законах раз­вития об­щества. Взгляды Э. Мейера. Марксисты о законах развития общества. Тео­рия общественно-эконо­ми­ческих формациях. Теория цикличного раз­ви­тия.

Советская историография о закономерностях развития челове­че­с­кого общества. Взгляды М. А. Бер­га. Историческая закономерность и со­цио­ло­гические законы. Б. Г. Могильницкий. Альтернативность в ис­тори­чес­ком развитие. Инвариантность истории. Концепции исторического процесса: развитие по одной линии (регресс и прогресс), цикличное развитие.

 

 

Лекция 9. Философия истории

Автономность исторического познания. Философия и история. Опо­средственное влияние философс­ких направлений на историческое исс­ледование. Историк независим от философов. Философ-эклектик. Ку­му­­лятивность исторической науки.

Позитивизм. Позитивная философия О. Конта и её влияние на ис­то­ри­ографию. Единство законов при­роды и общество. Факторы влияющие на эволюцию общества. Интерес к социально-экономическим процес­сам. Ис­пользование статистических методов. Применение сравнительно исто­ри­­чес­кого метода. Г. Бокаль и его идея написать историю мировой циви­ли­за­ции.

Марксизм. Материалистическое понимание истории. Диалектика ра­з­вития производительных сил и про­изводственных отношений. Смена спо­со­бов производства. Учение о борьбе классов. Место классов в сис­теме про­изводства. Экономика как единственный фактор развития. Недопони­ма­­ние историками идеи мар­ксизма. Вульгарный материализм. Материали­зм как официальная идеология Советского государства.

Неокантианство. В. Дильтей и его книга «Введение в науки о духе». От­рицание законов социальной жиз­ни. Исторические факты – факты познания. Близость истории к поэзии и литературе. Предмет истории – ку­льтурная жизнь человека. История – наука эмперическая. Невозможность познания законов развития об­ще­ст­ва. История не имеет теорию.

Структурализм. Понятие системно-структурного метода, структур­но-функционального анализа. Ф. Де Сос­сюр и его термины «синхрония», «диахрония». Использование методов структурализма И. Д. Коваль­чен­ко. Макроструктура и микроструктура общества.

Постмодернизм. Пересмотр многочисленных теории историяеского познания. “Лингвистический поворот”, “Семиотический вызов”. Роль языка в истории человечества. Историк и текст источника. Борьба историков с постмодернизмом.

 

 

Лекция 10. Общенаучные методы в историческх исс­ле­до­ваниях

Специфика применения общенаучных методов в исторических иссле­до­ваниях. Логический и истори­чес­кий метод. Восхождение от конкрет­но­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Системный подход и сис­темный анализ.

Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Моделиро­ва­ние. Интуиция.

 

Лекция 11. Специально-исторические методы

Историко-генетический и ретроспективный методы. Синхронный, хро­нологический и диахронный ме­то­ды. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод. Историко-системный метод.

 

Лекция 12. Методы естественных наук в исторических исс­ле­до­ваниях

 

 

Лекция 13. Конкретно-проблемные методы

Лекция 14. Использование ресурсов Интернета в исторических исследованиях

Исполь­зо­ва­ние математического метода московскими историками в 60-х годах. Ме­тодика применения математического метода в исторических иссле­дова­ни­ях. Математическое мо­де­лирование. Формально-количест­венные модели. Отражательно-измерительные методы. Широкое использование компьютерных технологии. Современные проблемы исторической науки. Необходимость приспособления исторической науки к новым требованиям. Рост спроса народа на исторические произведения.

 

Лекция 15. Исследовательская программа и основные этапы исторического исследования

Выбор объекта и постоновка иследовательской задачи. Выевление ис­то­чнико информацинной основы и выбор методов исследование.Реконст­рукция и эмпирический уровень познания исторической реальности.Объ­яс­не­ние и теоретический уровень познания.Роль понятий и категорий в объ­яснении.

 

1.6Календарно-тематический план семинарских занятий

Дата Время Наименование темы
    2 часа Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории
    3 часа История как дисциплина и историческая наука
    4 часа Теоретические проблемы исторической науки
    3 часа Философия исторической науки
    3 часа Методы в историческом исследовании
    15 часов Всего

 

 

Содержание семинарских занятий

Занятие №1. Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории

Вопросы для обсуждения.

1. Основные цели и задачи дисциплины.

2. Структура дисциплины.

3. Обзор литературы по теории истории.

Методические указания

По первому вопросу студенты должны определить роль теории в исторической науке. Студенты должны освоить основную цель и задачи дисциплины.

Второй вопрос посвящен анализу внутренной структуры дисциплины. Студент должен получить общую информацию по теории, историографии и методологии. Анализируется их логическая связь.

При обсудении третьего вопроса студент знакомится с учебниками, учебно-методическими, монографическими трудами по этой дисциплине. Преподаватель дает задание студентам проанализировать труды 100 известных историков. Также студентам дается задание составить глоссарий.

 

 

Занятие №2. История как дисциплина и историческая наука

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и определение истории.

2. Виды исторического сознания и уровни исторического знания.

3. Центры исторических исследовании.

4. Внутренняя структура исторической науки.

 

Методические рекомендации

Анализ первого вопроса следует начать с обсуждения многочисленных определении исторического знания и исторической науки. Затем рассмотреть определение, которого придерживаются большинство ученых.

Во втором вопросе необходимо проанализировать виды исторического сознания и пути формирования исторического сознания. Студенты должны высказать свои мнения по проблемам исторического образования. Взаимосвязь между историческим знанием и историческим сознанием.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с обзора центров исторических исследовании. Студенты должны расмотреть: краткую историю каждого научного учреждения, их достижени, вклад известных историков в казахскую историографию.

Четвертый вопрос посвящен внутренной структуре исторической науки. Студенты должны доказать логическую связь между основными и специальными дисциплинами. Далее расматривается разделение основных исторических дисциплин, внутренняя связь, порядок изучения, роль истории среди гуманитарных наук.

Занятие №3. Теоретические проблемы исторической науки

 

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы историчес­кого познания

2. Функции исторической науки

3. Исторический факт

4. Историческая закономерность

5. Концепции исторического развития

 

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса требует раскрытия понятия объекта познания ис­тории (М. Вебер, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Еро­феев, Э. Хобсбаум, Ф. Бро­деев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий). Провести анализ принципов исторического познания (принцип объективности, де­тер­минизма, историзма, системности).

Во втором вопросе необходимо определить сущность исторических функций и проследить их взаимосвязь между собой (социальная функция, научно-познавательная функция, политико-идеологическая функ­ции, воспитатель­ная функция).

В третьем вопросе студент должен показать отношение к историческому факту уче­ных разных времен. Особое внимание уделить ХІХ веку – веку культа фактов (Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр). Изложить содержание видов историчсеких фактов.

При обсужеднии ч етвертого вопроса в первую очередь необходимо выявить сущность исторической закономерностии идею за­кономерности исторического процесса. Проанализировать советскую историографию о закономерностях развития челове­че­с­кого общества (М. А. Бер­г, Могильницкий).

 

 

Занятие №4. Философия исторической науки

Вопросы для обсуждения.

1. Направления истории философии

2. Императивы социальной динамики и глоболизация мировой истории

3. Интерпретации мировой истории в геополитики

 

Методические указания

Обсуждение первого вопроса следует начать с определения связи философской науки с исторической наукой. Студенту необходимо выявить опо­средственное влияние философс­ких направлений на историческое исс­ледование (позитивизм, марксизм, неокантианство, структурализм). Проанализировать и обощить вклад философов в развитие теории философии истории (О. Конт, Г. Бокаль, В. Дильтей, Ф. де Соссюр).

 

Занятие №5. М етоды в историческом исследовании.

Вопросы для обсуждения.

1. Общенаучные методы

2. Специально-исторические методы

3. Конкретно-проблемные методы

4. Математические методы и компьютер в исторической науке

 

Методические указание

Разбор первого вопроса необходимо начать со специфики применения общенаучных методов в исторических иссле­до­ваниях. Студент должен уметь классифицировать общенаучные методы. Определить содержание масштабных методов (логический и истори­чес­кий методы, восхождение от конкрет­но­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный подход и сис­темный анализ). Раскрыть сущность методов выступающих в качестве конкретных познавательных средств (индукция, дедукция, анализ, синтез, моделиро­ва­ние, интуиция).

При исследовании второго вопроса следует обратить внимание на роль специально-исторических методов в изложении исторического материала (историко-генетический, ретроспективный, синхронный, хро­нологический, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный).

Обсуждение третьего вопроса требует от студентов раскрытия конкретно-проблемных или частных методов, направленных на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

При изучении четвертого вопроса студент обязан обратить внимание на историю ма­тематического метода. Рассмотреть исполь­зо­ва­ние математического метода московскими историками в 60-х годах. Выявить ме­тодику применения математического метода в исторических иссле­дова­ни­ях (математическое мо­де­лирование, формально-количест­венные модели, отражательно-измерительные методы). Необходимо раскрыть роль компьютера и его возможности в исторической науке. Определить цели международной ассоциации и его Казахстанского от­деления «Историк и компьютер».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: