Одним из элементов организации учебного процесса в условиях кредитной системы обучения является использование бально-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся. Политика выставления оценок основывается на принципах объективности, прозрачности, гибкости и высокой дифференциации.
Существует три вида контроля.
§ Текущий (проводиться еженедельно)
§ Рубежный (проводиться по графику, два раза за семестр)
§ Итоговый (проводиться один раз в конце семестра)
Баллы распределяются следующим образом:
§ На текущий контроль 40 баллов (посещение лекции, выступление на семинарах, выполнение рефератов).
§ Рубежный 20 баллов
§ Итоговый 40 баллов
§ Итого 100 баллов
Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости. Итоговая оценка определяется по формуле: И%= Р1+ Р2 0,4+Э* 0,6,
где Р1 –процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2– процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
Поэтому для корректности подсчета итоговой оценки необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене в процентах от 0 до 100%.
Изучение каждого предмета по правилам кредитной технологии завершается экзаменом, оценка на которой ставится по следующей таблице.
Баллы | Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Оценка по традиционной системе |
95-100 | А | 4,0 | Отлично |
90-94 | А- | 3,67 | |
85-89 | В+ | 3,33 | Хорошо |
80-84 | В | 3,0 | |
75-79 | В- | 2,67 | |
70-74 | С+ | 2,33 | Удовлетворительно |
65-69 | С | 2,0 | |
60-64 | С- | 1,67 | |
55-69 | Д+ | 1,33 | |
50-54 | Д | 1,0 | |
0-49 | F | Неудовлетворительно |
1.5 Календарно-тематический план
Лекционного курса
№ | Наименование тем | Колич. часов |
Вводная лекция | ||
Блок №1. Роль теории в исторической науке | ||
Определение исторической науки | ||
Функции исторической науки | ||
Теория исторического познания | ||
Историческое событие и исторический факт | ||
Историческое время и периодизация исторического процесса | ||
Историческое пространство | ||
Историческая закономерность и концепции исторического развития | ||
Блок № 2. Методология исторической науки | ||
Философия исторической науки | ||
Общенаучные методы в исторических исследованиях. | ||
Специально-исторические методы | ||
Методы естественных наук в исторических исследованиях | ||
Конкретно-проблемные методы | ||
Использование ресурсов Интернета в исторических исследованиях | ||
Исследовательская программа |
Содержание лекционного материала
Лекция 1. Вводная лекция
Предмет. Понятие метод, методика и методология. Уровни методов исторического исследования. Основные проблемы (содержание методологических категорий истори-ческого познания, исторического источника, исторического факта, исторической законо-мерности, исторического времени, методы исторического исследования). Связь с философской наукой.
Этапы развития методологии исторической науки. Классическая методология, неклассическая методология, постнеклассическая наука.
Обзор литературы.Появление науки писать историю, классический позитивизм, марксистское направление. Русская историография проблемы, труды по методологии истории первой половины ХІХ века. Советские историки о методо-логии истории. Н.А.Ерофеев, М.А. Берг, И.В. Ковальченко, Л.П. Репина, Б. Могильский. Новейшая литература по методологии. В.Н. Сидорцев, М.Л.Макаров, Румянцева, Нечухрин А.Н.
Лекция 2. Определение исторической науки
Объект, предмет, цели и задачи исторической науки.
Различные определения исторической науки. Становление как эмпирической науки. Главная цель. Значение понятия истории в повседневной жизни. Взгляды Л.Витухновского, В.Гулыги, Полетаева и Савельевой.
Концепции исторического процесса. Провиденциализм, абсолютный дух, Концепции Мировой воли. Концепция материалистического понимания истории.
Историческое сознание и виды сознания. Научно-историческое сознание, простое историческое сознание, дидактическое сознание, научно-популярное сознание, публицистическо-историческое сознание, влияние художественной литературы на формирование исторического сознания. Уровни исторического знания. Исторические знания полученные в дошкольных учреждениях, школах, вузах. Аспирантура и доторантура. Бакалавриат и магистратура. Докторы философии.
Исторические исследовательские центры в Республике Казахстан. Институт национальной культуры. Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, институт археологии им. Маргулана, институт востоковедения имени Сулеймена. Институт истории государства. Исторические факультеты в вузах. Исторические исследования архивных и музейных учреждении.
Внутренняя структура исторической науки. Ее отрасли и направления. Тео-ретические и основные дисциплины. Общие и специальные дисциплины, методология исторической науки, историография, теоретическое источниковедение. Основные исторические дисциплины. Деление на исторические периоды. История первобытнообщинного строя; Древння история мира; История средних веков; Новая история; Новейшая история. По территориям – история стран Азии и Африки, Европы и Америки, Австралии и Океании. История Германии, история Турции, история Китая. Деление по объектам исследования, по сферам общественной жизни. История политики, история культуры, История экономики. Исторические направления посвященные историческим событиям.
Лекция 3. Функции исторической науки
Понятие «социальной функции исторической науки». Потребность общества в исторических знаниях. Стремление человека извлечь из знания прошлого полезное для настоящего. История как социальная память. Разнообразность потребности в исторических знаниях в разные периоды истории человечества.
Научно-познавательная функция. Превращение исторических знаний в историческую науку. Невозможность познания исторических процессов без законов истории. Выявление исторических закономерностей развития общества.
Воспитательная функция. Присутствие воспитательного элемента во всех функциях истории. История-воспитатель. Опыт прошлого высокий нравственный потенциал. Роль истории в процессе воспитания казахстанского патриотизма. Патриотическое воспитание молодого поколения в учебном процессе и во внеучебное время.
Политико-идеологическая функции. Спорность политико-идеологической функции истории. Опасность политизации исторических исследований. Прагматический подход к истории в античную эпоху. Секуляризация истории гуманистической историографии. Появление исторических трудов, написанных по заказу. Отношение к исторической науке просветителей. Превращение историографии в орудие борьбы различных государств и политичнских партий. Активное участие в политической жизни французких историков периода реставрации. Превращение историографии в политическое орудие в фашистской Германии и СССР.
Лекция 4. Теория исторического познания.
Объект познания исторической науки. Понятие объекта познания история, что изучает история, междисциплинарный подход, эволюция понимания предмета истории. М. Вебер, неоконтионцы, марксизм о предмете истории, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Ерофеев, Э. Хобсбаум, Ф. Бродеев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий.
Отраслевая структура исторической науки. Военная история, политическая история. Эконмичесая история. Социальная история. Религиозная история, история искус-ства, история женщин. История науки. Интелектуальная история и т.д. и т.п.
Особености исторического познания. Спор философов и историков. Сциентисты и антисциентисты. Позитивисты. Марксисты, факторы влияющие на историка. Презентис-ты. Ретроспективный характер исторического познания. Оценочный характер историчес-кого познания. Плюрализм в историческом познании. История – комплексная наука.
Принципы исторического познания.Понятие. Связь принципов с методами. Множество и спорность принципов. Принцип объективности, детерминизма, историзма, системности.
Лекция 5. Историческое событие и исторический факт
Понятие исторического факта. Отношение к историческому факту ученых раз-ных времен. ХІХ век – век культа фактов. Скептическое отношение позитивистов. Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр.
Взгляды Г.М. Иванова. Исторический факт – объективная реальность. Факты действительности, факты исторического сознания, факт – информация, факт – событие. Группировки фактов.
И.Д. Ковальченко об исторических фактах. Факты исторической действитель-ности, факты исторического источника, научно-теоретические факты.
Лекция 6. Историческое время и периодизация исторического процесса
Понятие исторического времени. И.М.Савельева, А. В. Полетаев об историческом времени. Два образа времени. Субъективность хронологических таблиц. Идеологические доктрины и историческое время. Концепция французского историка Ф. Броделя «разной длительности исторического времени». Неподвижная история Ле Руа Ладкори.
Лекция 7. Историческое пространство
Понятие. Влияние окружающей среды на формирование социально-хозяйственных, культурных особенностей народа. Соотношение пространства и времени. Понятие о пространстве в древности и средневековье. Религиозный взгляд о пространстве. Функции гегографического пространства. Локальное пространство, История мира. Влияние Крестовых походов. Великие географические открытия и формирование нового понятия о историческом пространстве. Географический детерменизм. Геоистория и историческая география.
Структура историчекого пространства. Виды территориальной истории: пространство обитания культурного и религиозного сообщества, среда обитания народов, объединенных экономически и политически, историческое пространство, возникшее в связи с природными особенностями.
Отрасли истории возникшее, в связи с особенностями пространства: история мира, история континентов, история страны, история региона, локальная история.
Лекция 8. Историческая закономерность и концепции исторического развития
Определение исторической закономерности. История – как наука. Необходимость и случайность в истории. Суждение фаталистов. Идея закономерности исторического процесса. Позитивисты о законах развития общества. Взгляды Э. Мейера. Марксисты о законах развития общества. Теория общественно-экономических формациях. Теория цикличного развития.
Советская историография о закономерностях развития человеческого общества. Взгляды М. А. Берга. Историческая закономерность и социологические законы. Б. Г. Могильницкий. Альтернативность в историческом развитие. Инвариантность истории. Концепции исторического процесса: развитие по одной линии (регресс и прогресс), цикличное развитие.
Лекция 9. Философия истории
Автономность исторического познания. Философия и история. Опосредственное влияние философских направлений на историческое исследование. Историк независим от философов. Философ-эклектик. Кумулятивность исторической науки.
Позитивизм. Позитивная философия О. Конта и её влияние на историографию. Единство законов природы и общество. Факторы влияющие на эволюцию общества. Интерес к социально-экономическим процессам. Использование статистических методов. Применение сравнительно исторического метода. Г. Бокаль и его идея написать историю мировой цивилизации.
Марксизм. Материалистическое понимание истории. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства. Учение о борьбе классов. Место классов в системе производства. Экономика как единственный фактор развития. Недопонимание историками идеи марксизма. Вульгарный материализм. Материализм как официальная идеология Советского государства.
Неокантианство. В. Дильтей и его книга «Введение в науки о духе». Отрицание законов социальной жизни. Исторические факты – факты познания. Близость истории к поэзии и литературе. Предмет истории – культурная жизнь человека. История – наука эмперическая. Невозможность познания законов развития общества. История не имеет теорию.
Структурализм. Понятие системно-структурного метода, структурно-функционального анализа. Ф. Де Соссюр и его термины «синхрония», «диахрония». Использование методов структурализма И. Д. Ковальченко. Макроструктура и микроструктура общества.
Постмодернизм. Пересмотр многочисленных теории историяеского познания. “Лингвистический поворот”, “Семиотический вызов”. Роль языка в истории человечества. Историк и текст источника. Борьба историков с постмодернизмом.
Лекция 10. Общенаучные методы в историческх исследованиях
Специфика применения общенаучных методов в исторических исследованиях. Логический и исторический метод. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Системный подход и системный анализ.
Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Моделирование. Интуиция.
Лекция 11. Специально-исторические методы
Историко-генетический и ретроспективный методы. Синхронный, хронологический и диахронный методы. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод. Историко-системный метод.
Лекция 12. Методы естественных наук в исторических исследованиях
Лекция 13. Конкретно-проблемные методы
Лекция 14. Использование ресурсов Интернета в исторических исследованиях
Использование математического метода московскими историками в 60-х годах. Методика применения математического метода в исторических исследованиях. Математическое моделирование. Формально-количественные модели. Отражательно-измерительные методы. Широкое использование компьютерных технологии. Современные проблемы исторической науки. Необходимость приспособления исторической науки к новым требованиям. Рост спроса народа на исторические произведения.
Лекция 15. Исследовательская программа и основные этапы исторического исследования
Выбор объекта и постоновка иследовательской задачи. Выевление источнико информацинной основы и выбор методов исследование.Реконструкция и эмпирический уровень познания исторической реальности.Объяснение и теоретический уровень познания.Роль понятий и категорий в объяснении.
1.6Календарно-тематический план семинарских занятий
№ | Дата | Время | Наименование темы |
2 часа | Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории | ||
3 часа | История как дисциплина и историческая наука | ||
4 часа | Теоретические проблемы исторической науки | ||
3 часа | Философия исторической науки | ||
3 часа | Методы в историческом исследовании | ||
15 часов | Всего |
Содержание семинарских занятий
Занятие №1. Введение. Предмет дисциплины теория и методология истории
Вопросы для обсуждения.
1. Основные цели и задачи дисциплины.
2. Структура дисциплины.
3. Обзор литературы по теории истории.
Методические указания
По первому вопросу студенты должны определить роль теории в исторической науке. Студенты должны освоить основную цель и задачи дисциплины.
Второй вопрос посвящен анализу внутренной структуры дисциплины. Студент должен получить общую информацию по теории, историографии и методологии. Анализируется их логическая связь.
При обсудении третьего вопроса студент знакомится с учебниками, учебно-методическими, монографическими трудами по этой дисциплине. Преподаватель дает задание студентам проанализировать труды 100 известных историков. Также студентам дается задание составить глоссарий.
Занятие №2. История как дисциплина и историческая наука
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и определение истории.
2. Виды исторического сознания и уровни исторического знания.
3. Центры исторических исследовании.
4. Внутренняя структура исторической науки.
Методические рекомендации
Анализ первого вопроса следует начать с обсуждения многочисленных определении исторического знания и исторической науки. Затем рассмотреть определение, которого придерживаются большинство ученых.
Во втором вопросе необходимо проанализировать виды исторического сознания и пути формирования исторического сознания. Студенты должны высказать свои мнения по проблемам исторического образования. Взаимосвязь между историческим знанием и историческим сознанием.
Рассмотрение третьего вопроса начинается с обзора центров исторических исследовании. Студенты должны расмотреть: краткую историю каждого научного учреждения, их достижени, вклад известных историков в казахскую историографию.
Четвертый вопрос посвящен внутренной структуре исторической науки. Студенты должны доказать логическую связь между основными и специальными дисциплинами. Далее расматривается разделение основных исторических дисциплин, внутренняя связь, порядок изучения, роль истории среди гуманитарных наук.
Занятие №3. Теоретические проблемы исторической науки
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы исторического познания
2. Функции исторической науки
3. Исторический факт
4. Историческая закономерность
5. Концепции исторического развития
Методические указания
Рассмотрение первого вопроса требует раскрытия понятия объекта познания истории (М. Вебер, Ф. Вольтер, Г. Галлам, И. Ванкельман, Я. Бургхарт, Н. А. Ерофеев, Э. Хобсбаум, Ф. Бродеев, И. Ковальченко, Б. Могильницкий). Провести анализ принципов исторического познания (принцип объективности, детерминизма, историзма, системности).
Во втором вопросе необходимо определить сущность исторических функций и проследить их взаимосвязь между собой (социальная функция, научно-познавательная функция, политико-идеологическая функции, воспитательная функция).
В третьем вопросе студент должен показать отношение к историческому факту ученых разных времен. Особое внимание уделить ХІХ веку – веку культа фактов (Г. Риккерт, Ф. Пауик, К. Беккер, Э. Карр). Изложить содержание видов историчсеких фактов.
При обсужеднии ч етвертого вопроса в первую очередь необходимо выявить сущность исторической закономерностии идею закономерности исторического процесса. Проанализировать советскую историографию о закономерностях развития человеческого общества (М. А. Берг, Могильницкий).
Занятие №4. Философия исторической науки
Вопросы для обсуждения.
1. Направления истории философии
2. Императивы социальной динамики и глоболизация мировой истории
3. Интерпретации мировой истории в геополитики
Методические указания
Обсуждение первого вопроса следует начать с определения связи философской науки с исторической наукой. Студенту необходимо выявить опосредственное влияние философских направлений на историческое исследование (позитивизм, марксизм, неокантианство, структурализм). Проанализировать и обощить вклад философов в развитие теории философии истории (О. Конт, Г. Бокаль, В. Дильтей, Ф. де Соссюр).
Занятие №5. М етоды в историческом исследовании.
Вопросы для обсуждения.
1. Общенаучные методы
2. Специально-исторические методы
3. Конкретно-проблемные методы
4. Математические методы и компьютер в исторической науке
Методические указание
Разбор первого вопроса необходимо начать со специфики применения общенаучных методов в исторических исследованиях. Студент должен уметь классифицировать общенаучные методы. Определить содержание масштабных методов (логический и исторический методы, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный подход и системный анализ). Раскрыть сущность методов выступающих в качестве конкретных познавательных средств (индукция, дедукция, анализ, синтез, моделирование, интуиция).
При исследовании второго вопроса следует обратить внимание на роль специально-исторических методов в изложении исторического материала (историко-генетический, ретроспективный, синхронный, хронологический, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный).
Обсуждение третьего вопроса требует от студентов раскрытия конкретно-проблемных или частных методов, направленных на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.
При изучении четвертого вопроса студент обязан обратить внимание на историю математического метода. Рассмотреть использование математического метода московскими историками в 60-х годах. Выявить методику применения математического метода в исторических исследованиях (математическое моделирование, формально-количественные модели, отражательно-измерительные методы). Необходимо раскрыть роль компьютера и его возможности в исторической науке. Определить цели международной ассоциации и его Казахстанского отделения «Историк и компьютер».