Китай (Китайская Народная Республика)




Китайская Народная Республика (КНР) – самая большая экономика мира (ВВП по ППС на конец 2014 года – более 18 трлн. долл. США), третье по территории государство мира - 9,6 млн. кв. км. Оно уступает только России и Канаде. КНР расположена в Центральной и Восточной Азии. С востока на запад страна протянулась на 5,7 тыс. км, с севера на юг - 3,65 тыс. км. В омывающих страну с востока и юго-востока Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях расположено свыше 5 тыс. островов, которые Китай считает своими, но часть из них оспаривают соседи. Крупнейший остров - Тайвань (с 1949 г. фактически существует как независимое государство – Китайская Республика Тайвань).

Столица - Пекин (16,2 млн. человек). Другие крупные города - Шанхай (17,8 млн. человек) и Тяньцзынь (4,8 млн. человек).

Китай - самая многонаселенная страна мира. За время существования КНР население страны увеличилось в 2,5 раза: с 542 млн. человек в 1949 г. до 1,4 млрд. человек в 2016 г. На долю страны приходится примерно 20% жителей земного шара. В населении Китая преобладают мужчины (51%), что связано с их более высоким социальным статусом и тяжелыми условиями труда. С начала 1970-х гг. власти проводят политику по ограничению рождаемости, пропагандируются поздние браки. Супружеским парам разрешалось заводить второго ребёнка, но лишь тем родителям, которые сами были единственными детьми в семье. Вместе с тем даже те, кто формально имеет право на рождение второго ребёнка, должны пройти ряд бюрократических процедур, чтобы получить на это официальное разрешение. Нарушителей демографической политики облагают высоким штрафом, регулярно становится известно о том, что местные чиновники принуждают женщин, решившихся на второго ребёнка, к абортам на поздних строках беременности. Единственной возможностью обойти действующий порядок становится рождение ребенка за границей, что широко практикуется обеспеченными китайскими семьями. В результате Китай добился значительных изменений в репродуктивном поведении населения: повысился возраст вступающих в брак (до 24 лет), резко сократились ранние браки, уменьшилось число повторных рождений. Демографическая политика Китая стала одной из причин снижения коэффициента рождаемости с 34,1% в 1969 г. до 17% в 1996 г. и сокращения естественного прироста с 26% до 10,4%.

Китай обладает самыми многочисленными в мире трудовыми ресурсами, составляющими более 1/2 всего населения страны - 798 млн. человек. Значительная их часть (около 45%) занята в сельском хозяйстве. В стране остро стоят проблемы занятости: около 6 млн. чел. считаются официально безработными. С неуклонным снижением пахотных земель на одного рабочего и повышением производительности труда в сельском хозяйстве связано аграрное перенаселение. Избыточная рабочая сила в городах достигла 8 млн. человек. В результате проведения экономической реформы резко возросла миграция населения. Велики масштабы внутренней миграции, основные потоки которой направлены из сельской местности в крупные города. Так, только в 2001 г. она составила 146 млн. человек, или около 8% всего населения. Процессы урбанизации набирают довольно быстрые темпы. Если до середины XX в. доля городских жителей в стране не превышала 10%, то в 2015 г. в городах проживало около половины населения страны. Для Китая также характерна большая внешняя миграция. С начала 90-х гг. ХХ в. страну покинуло порядка 10 млн. человек. По разным оценкам, китайская диаспора за рубежом насчитывает от 30 млн. до 60 млн. человек, которые проживают более чем в 160 странах мира.

В стране в силу разнообразного геологического строения территории имеются практически все известные в мире виды полезных ископаемых (около 150 видов). Поэтому Китай - одно из наиболее обеспеченных минеральными ресурсами государство мира. По запасам каменного угля, руд цветных, черных и редкоземельных металлов, нерудных элементов он занимает главенствующие позиции в мире. Западные районы Китая еще недостаточно изучены и исследованы. Наиболее богатые месторождения каменного угля сосредоточены в экономически развитых Северном и Северо-Восточном экономических районах страны. Главные бассейны: Шанхайский, Шеньсинский, Кайлуаньский, Фушуньский и Фусиньский. По общим запасам каменного угля (более 1 трлн. т) Китай занимает второе место в мире (после США), а по разведанным извлекаемым (783 млрд. т) - первое. Площадь угленосных районов в стране достигает 5% её территории. По разведанным запасам нефти и газа (3 млрд. т и 200 млрд. куб. м соответственно) Китай уступает ведущим нефтяным странам, однако по добыче нефти он вышел на пятое место в мире. Основные месторождения находятся в Северном Китае, а также в Джунгарской и Цайдамской котловинах внутреннего Китая. Самое крупное месторождение Дацин - треть добываемой в стране нефти, которая экспортируется в КНДР и Японию. Добыча газа ведется в Сычуаньской котловине. На северо-востоке и юге страны добывают горючие сланцы. Крупнейший по запасам железных руд Аньшаньский бассейн расположен в Северо-Восточном Китае. По промышленным запасам железных руд (5 млрд. т) страна находится на третьем месте в мире. Для получения легированных и специальных сортов стали страна располагает месторождениями редкоземельных металлов мирового значения (вольфрама, молибдена, марганца и др.). Руды цветных металлов сосредоточены в южных и центральных провинциях. Представлена добыча алюминиевого сырья, медных, оловянных и других руд, ртути, сурьмы, золота, серебра.

Ресурсы пресной воды страны весьма велики (более 50 тыс. рек), но крайне неравномерно распределены по территории. Так, наиболее богата водными ресурсами восточная часть страны. Несмотря на это, по показателям забора пресной воды страна уступает среднемировым. Реки принадлежат как к областям внутреннего стока (в районе Тибетского нагорья), так и к областям внешнего - бассейнам Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Воды рек Китая широко используются для орошения. Самая крупная речная система, занимающая 1/5 территории страны, бассейн реки Янцзы. Эта река - не только самая главная водная артерия Центрального Китая, но и основной источник гидроэнергии. Несмотря на это, в Китае с его великими реками гидроресурсы используются не более чем на 10%.

Хотя по объему ВВП и промышленного производства в целом КНР занимает в мире первое место, но по размерам ВВП на душу населения (12 880 долл. США – 89-е место на 2014 г.) значительно уступает развитым странам, а также России. Доля Китая в мировом экспорте составляет 8,3%, в импорте - 6,9%.

Китай уже первенствует в мире по объёму производства свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается более 50 % продаваемых в мире фотоаппаратов, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и примерно 20 % холодильников.

Кроме того, Китай уже много лет подряд является первым экспортёром текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции. С 1989 года среднегодовой прирост импортной и экспортной торговли Китая составляет 15 %.

Китай обладает крупнейшим в мире сельским хозяйством, с доминированием растениеводства. Здесь занято большинство самодеятельного населения Китая. Климатические различия (страна расположена в умеренном, субтропическом и тропическом климатических поясах) создают условия для развития сельского хозяйства. На западе в засушливых районах развиты главным образом орошаемое земледелие и пастбищное животноводство (развиты все направления, особенно мясного профиля, что сделало Китай одним из ведущих производителей мяса в мире). На востоке на особенно плодородных землях преобладает земледелие. Оно обеспечивает продовольствием население, поставляет сырье для пищевой и легкой промышленности, производит продукцию на экспорт. Основной отраслью животноводства является свиноводство. Оно базируется на отходах зернового производства и пищевых отходах в восточных провинциях. Основные районы разведения овец и коз - север страны, Внутренняя Монголия и предгорные районы юга и запада. Развиваются также птицеводство, пчеловодство и традиционная отрасль Китая - шелководство. Рис - основная продовольственная культура КНР. Пшеница - вторая по значению культура Китая. Арахис - основная масличная культура.

Важной отраслью экономики и еще более значимым источником продуктов питания является рыболовство и рыбоводство. Везде, кроме Тибета, ловят сельдь, белого амура, карпа, при этом искусственное рыборазведение дает свыше 65% вылова. Широкое распространение получило разведение рыбы на рисовых полях. Морские площади Китая, используемые для промысла, составляют около 1,6 млн. кв. км и пригодны для выращивания морского черенка, двустворчатых моллюсков, устриц, а также бурых и красных водорослей.

Транспортная сеть обеспечивала ранее главным образом связь морских портов с внутренними районами страны. Большинство всех грузов перевозилось по рекам и каналам, а также гужевым транспортом. В настоящее время увеличился грузо- и пассажирооборот всех современных видов транспорта. Железнодорожный транспорт резко доминирует над остальными видами. Он обеспечивает 3/4 всех перевозок грузов, но роль его уменьшается в грузообороте в пользу морского, автомобильного и авиационного транспорта. Сохраняется использование традиционных видов транспорта: гужевого, вьючного, велосипедного. По протяженности железных дорог КНР занимает пятое место в мире вслед за США, Россией, Индией и Канадой, но по густоте уступает им в несколько раз. Важнейшими железнодорожными магистралями в меридиональном направлении являются: Пекин-Гуанчжоу; Пекин-Шанхай; Пекин-Цзюлун; Пекин-Харбин; в широтном - Ляньюньган-Ланьчжоу-Урумчи-Алашанькоу (граница с Казахстаном)-Роттердам. В труднодоступных местах Юго-Западного Китая проложены линии Чэнду-Чунцин; Баоцзи-Чэнду; Чэнду-Куньмин. С наибольшей напряженностью работают дороги восточной части страны, по ним перевозят уголь, строительные материалы, руды, нефтепродукты. Осложняет строительство новых железных дорог гористый рельеф. Развитие современной транспортной инфраструктуры - часть экономической стратегии страны. Завершилась прокладка вторых путей и электрификация китайского участка трансконтинентальной железной дороги от порта Ляньюньган на востоке Китая до Роттердама в Голландии. её китайская часть совпадает с трассой Великого шелкового пути. Особенно быстро в 1990-е гг. развивался морской транспорт, обеспечивающий быстро расширяющиеся внешнеэкономические связи страны. Крупнейшими портами являются Шанхай, Сянган, Далянь, Циндао, Хуанпу. Огромное значение, особенно в широтном направлении, имеет речной транспорт. Исключительно важное значение имеет бассейн реки Янцзы, на который приходится 65% судовых путей. По реке перевозится 70% грузов, что составляет свыше 80% грузооборота речного транспорта страны. Главные порты - Нанкин, Шанхай, Ухань, Чунцин.

Экономико-географическое положение КНР очень выгодно, так как страна расположена вдоль тихоокеанского побережья и имеет доступ к морю от самых отдаленных уголков. Приморское положение КНР способствует развитию её хозяйства и внешнеэкономических связей.

Территорию Китая, Монголии и России пересекают кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы. Это преимущество было реализовано при сооружении железнодорожных путей международного значения: в начале XX в. Далянь-Харбин-Маньчжурия, в середине XX в. - Пекин-Эрэн-Хото (Эрлянь) и далее через Улан-Батор с выходом обеих дорог на Транссибирскую магистраль. Ту же цель имело строительство самой длинной магистрали КНР от порта Ляньюньган через Ланьчжоу-Урумчи к границе Казахстана. На территории Казахстана во встречном направлении к границе проложена линия Актогай-Дружба. Эта трансазиатская магистраль представляет собой кратчайший железнодорожный путь из Восточной Азии в Россию и в страны зарубежной Европы.

Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: протяженность береговой линии с островами превышает 18 тыс. км. Благодаря Янцзы, судоходной на протяжении 2,7 тыс. км от устья, глубинные районы также имеют удобный выход к морю. Три практически незамерзающих моря - Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское - имеют исключительно большое значение для хозяйства. Важна их роль для каботажных перевозок. Очень велика их промысловая функция. Они дают выход в Тихий океан, на который приходится 45% мировых грузовых перевозок, а на его берегах находятся многие страны, в том числе ряд экономически развитых, ведущих активную внешнюю торговлю с КНР. В условиях открытой экономической политики и растущего потока иностранных туристов, а также повышения благосостояния китайского населения океанское побережье приобретает все большее рекреационное значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: