Экономические реформы в КНР




В конце 1970-х гг. в КНР начались радикальные экономические реформы, вызвавшие мощный экономический подъем. Они были начаты по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день. Реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном. Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Первый этап социально-экономического обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва и охватил 1978–1984 гг. Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, которые пришли на смену распущенным «коммунам», «большим» и «малым» бригадам (1984 год). Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей». Таким образом, сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

На втором этапе реформ (1985–1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Но и тут сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых рядом со старыми. Централизованное правительство распространило реформы на государственные предприятия в городах. Этим предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли (ранее они должны были направлять большую часть прибыли центральному правительству). Правительство распространило двухуровневую систему цен также и на несельскохозяйственную продукцию. Государственные предприятия получили возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, все в больших объемах по рыночным, а не по фиксированным ценам. Они также получили право продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам. Доля продукции, продаваемая по рыночным, а не по фиксированным ценам, выросла с 12% в 1980 г. до 66% в 1987 г.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Её нельзя было охарактеризовать ни как плановую экономику, ни как рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством.

На третьем этапе, начиная с 1992, правительство занялось углублением реформ, а также попыталось реформировать госсектор, который на фоне развивающегося частного предпринимательства выглядел все более неповоротливым и малоэффективным. От 30 до 40 процентов всех промышленных предприятий госсектора были убыточными, и предоставляемые им дотации ложились тяжелым бременем на всю экономику страны. Очень важно отметить, что в результате предшествующей политики правительству удалось снизить удельный вес госсектора в народном хозяйстве с 70 до 40 процентов. Тем не менее, именно в этой сфере китайское правительство проявляло особую осторожность, опасаясь массовой безработицы и волнений среди рабочих. Радикальная реформа госсектора объявлялась и откладывалась не раз. До 1995 года дело ограничивалось частичной либерализацией менеджмента, массовым обновлением директорского корпуса (до 90 процентов), введением системы «двойных цен». Уже к середине 90-х многие промышленные товары полностью реализовывались по рыночным ценам. В настоящее время государство регулирует лишь 10 процентов цен. Значительная часть из 14 тысяч госпредприятий добилась не только существенного роста производства, но и прибылей (в среднем до 4 процентов в год). Наконец, в 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств. С 1996 года реформа госпредприятий начала охватывать уже 52 города. В течение 1996 года было децентрализовано около 1000 ключевых предприятий. Набирает темпы коммерциализация госпредприятий. Эти ГП выпустили акции и стали корпорациями, которыми владеют акционеры. Идея заключалась в том, чтобы сделать руководство новых компаний ответственным перед акционерами. Правительству, тем не менее, принадлежит контрольный пакет акций 1000 предприятий. Все остальные 300 тысяч ГП были проданы частным лицам (или группам частных лиц) или, если они не представляли собой никакой ценности - обанкрочены.

Более того, китайское правительство способствовало созданию негосударственных предприятий, которые назывались городскими коллективными хозяйствами, – предприятий, находившихся в собственности руководителей и работников предприятий. Так же как городские и сельские предприятия, эти негосударственные фирмы не подпадали под директивы органов централизованного планирования, поэтому могли гораздо более эффективно, чем ГП, отслеживать и удовлетворять потребительские предпочтения. Городские коллективные хозяйства испытали период бурного роста объемов производства и занятости, некоторые из них - за счет ГП. Кроме того, конкуренция среди таких негосударственных предприятий и ГП способствовала росту производительности и инноваций на многих ГП.

В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Во внешней политике была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

СЭЗ в экономике Китая

Экономические успехи современного Китая во многом базируются на успехе созданных в прибрежных районах свободных экономических зонах (СЭЗ). Начиная с 1980 года, Китай создал пять СЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь), а также остров Хайнань, который является одновременно провинцией страны (в настоящее время Хайнань перестал относиться к СЭЗ). Эти особые экономические районы ориентированы, прежде всего, на внешние рынки. Достаточно сказать, что на экспорт из пяти СЭЗ поступает более половины производимой там продукции. В СЭЗ развивается главным образом обрабатывающая промышленность, включающая, кроме собственного производства, также научно-экспериментальную базу и торгово-сбыточную сеть. На территории СЭЗ производится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются на территории СЭЗ многими льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Все это дает свои плоды, позволяя Китаю приобретать передовую технику и технологии, заимствовать современные методы управления бизнесом, получать информацию о положении на мировых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Наряду с созданием СЭЗ с 1985 года начинается распространение льготного режима для иностранного капитала в 14 приморских городах, расположенных вдоль восточного побережья страны. В этих городах, а также некоторых других создаются зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). Наибольшее развитие они получили в таких городах, как Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гаунчжоу. Официально в Китае зарегистрировано 53 ЗТЭР к 2004 г. Особое место среди ЗТЭР занимает зона г. Куныпань, которая создавалась практически без государственной материальной поддержки по принципу опоры на собственные силы.

Открытые приморские города играют роль «окон» и посредников на внешнем рынке, а созданные на их территориях зоны технико-экономического развития стали очень привлекательными для иностранных инвесторов. Число совместных предприятии исчисляется здесь тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает несколько десятков миллиардов долларов США. Кроме того, с 1985 года стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. СЭЗ Шэньчжэнь – самая быстро развивающаяся зона: в 1979-2008 годах средний ежегодный рост его ВВП составил 31,2 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон – Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу – находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.

Наиболее масштабным проектом, который реализуется с 1990 года в Шанхае, является открытие и освоение шанхайской «зоны экономического развития» Пудун. Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать крупным центром промышленного производства в Китае, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупный торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Словом, создание нового района Пудун явилось важной составной частью стратегических установок Китая в области экономического строительства на завершающее десятилетие XX века и на начало XXI века. Правительство Китая предоставило новому району Пудун более широкие льготы. Сейчас в Пудуне функционирует зона свободной торговли, зона экспортной переработки, зона развития новой и высокой технологии и первая в Китае зона, специализирующаяся на развитии финансового сектора. В 1990 году китайское правительство приняло решение о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны»

В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. В Китае нарастают уличные протесты. Правительство планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн. человек или почти 75 % населения), чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: