Истоки японского экономического чуда




Лекция 6 Экономика стран Азии

Социально-политическое и общеэкономическое положение стран Азии. Япония. Китай. Индия. Республика Корея и новые индустриальные страны (НИС). Вопросы для самоконтроля.

Социально-политическое и общеэкономическое положение стран Азии

Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия занимает территорию в 27 млн. кв. км. Население региона составляет около 4 млрд. человек, что равно примерно 60% населения Земли. Здесь насчитывается около 40 суверенных государств, подавляющее число которых принадлежит к группе развивающихся стран. Наиболее крупными государствами являются Китай и Индия (и по численности населения, и по размерам территории), большинство остальных относится к довольно крупным странам, но наряду с ними есть и очень небольшие, и даже микрогосударства (например, Сингапур).

Зарубежная Азия является ареной многих территориальных споров, которые время от времени приводят к вооруженным столкновениям между странами. Например, территориальные споры существуют между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем, Китаем и Японией, не урегулированы отношения между Россией и Японией, между Грецией и Турцией по поводу Кипра. Остров Тайвань фактически выступает самостоятельным государством под названием Республика Китай, хотя КНР рассматривает его как часть своей территории. Корея разделена на КНДР и Южную Корею (Республику Корея). На территории Израиля создана Палестинская автономия, между которой и остальной частью страны постоянно вспыхивают вооруженные конфликты. Тлеют конфликты в Афганистане, в Йемене, Сирии, Ливане.

В составе зарубежной Азии можно выделить пять субрегионов:

1. Центральная и Восточная Азия: Китай, Тайвань, Монголия, Корея (КНДР и Республика Корея), Япония, Гонконг (перешел в состав КНР, но до 2047 г. будет пользоваться особым статусом).

2. Юго-Восточная Азия (10 стран): Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, Индонезия.

3. Южная Азия (7 стран): Пакистан, Индия, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивы.

4. Юго-Западная Азия (16 стран): Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Турция Иран, Ирак, Афганистан, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Йеменская Республика.

5. Средняя Азия (Центральная Азия и Закавказье – бывшие республики СССР).

После Второй мировой войны Азия представляла собой скопище бедных и отсталых стран со скудными природными ресурсами, расположенных в отдалении от большинства экономически развитых стран. С того времени многие страны Азии, вступив на амбициозный путь открытия их экономики для международной торговли и инвестиций, пережили период устойчивого экономического роста, позволившего миллионам людей освободиться от бедности и повысить уровень жизни. Сегодня Азия является одной из важных движущих сил глобальной экономики: на этом континенте расположены четыре из 12 стран с крупнейшей в мире экономикой - Япония, Китай, Индия, Республика Корея, а также ряд стран с самыми быстрыми темпами экономического роста. Роль этого континента в мировой экономике будет возрастать.

Природные условия и ресурсы

Минеральные ресурсы Азии отличаются большим разнообразием. Главным богатством региона является нефть, основные запасы которой сосредоточены в Юго-Западной Азии. Основные месторождения находятся в странах Ближнего Востока. Крупные запасы нефти имеются в Индонезии, Мьянме. Перспективные нефте- и газоносные площади обнаружены в прибрежных районах морей, омывающих полуостров Индостан и Малайский архипелаг.

Среди других полезных ископаемых мировое значение имеют запасы железной и марганцевой руд (Индия), хромитов (Турция, Филиппины), олова (Малайзия, провинция Юньнань – Китай), вольфрама (Китай – более половины мировых запасов). Крупнейший в мире олово-вольфрамный пояс протянулся от Мьянмы до Индонезии.

Большие различия между субрегионами зарубежной Азии существуют в условиях для развития сельского хозяйства. Так, почвы более плодородны в Южной и Юго-Восточной Азии. В Юго-Западной Азии они малопродуктивны и подвержены ветровой эрозии. Водными ресурсами богата Южная и особенно Юго-Восточная Азия, в то время как в Юго-Западной Азии преобладают засушливые местности, обширные области заняты пустынями и проблема воды здесь - проблема жизни. Лесными ресурсами лучше других обеспечена Юго-Восточная Азия, где сохранились большие площади влажных тропических лесов.

Типология стран Азии

Страны Азии заметно отличаются друг от друга уровнем экономического развития: по размерам ВВП, промышленного производства ВВП на душу населения, доле в мировой торговле и т. д. В регионе выделяют следующие страны или группы стран:

1. Япония.

2. Китай.

3. Индия.

4. Новые индустриальные страны (НИС).

5. Нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока.

6. Страны с относительно высоким для развивающихся государств уровнем экономического развития(Турция, Иран, Пакистан).

7. Страны Азии - бывшие республики Советского Союза.

8. Наименее развитые страны(Йемен, Афганистан, Бангладеш, Мальдивы, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Камбоджа).

Япония

Япония,островное государство в северо-западной части Тихого океана, расположенное близ побережья Восточной Азии, занимает четыре крупных острова - Хонсю (3/5 площади страны), Хоккайдо, Сикоку и Кюсю, а также множество небольших островов. её площадь составляет 372 тыс. кв. км.

На начало 2016 года Япония занимает десятое место в мире по численности населения (127 млн. человек). За последние 100 лет эта цифра утроилась, но, по прогнозам японских демографов, в XXI веке начнётся абсолютное сокращение населения и к 2050 году численность населения составит 95 млн. человек.

В последнее время изменилась возрастная структура населения. Серьезной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц пожилого возраста. Так, доля лиц в возрасте старше 65 лет в 1970 г. составляла 7%, в 2006 г. - 20%; по прогнозам, в 2020 г. эта доля составит 50%. Также в стране резко сокращается рождаемость: с 30% в 1950 г. до 9,4% в 2006 г. Напротив, достижения страны в снижении младенческой смертности (в 20 раз) нередко именуют японским чудом.

Средняя продолжительность жизни в Японии наивысшая в мире – 84,74 года (по состоянию на 2015 год), в населении численно незначительно преобладают женщины.

В стране очень высок уровень урбанизации - более 76% населения проживает в городах. Важный географический фактор заключается в том, что 49,71% японского населения проживает в трех крупнейших мегаполисах и их пригородах - Токио, Осака и Нагоя. Наиболее населенным городом Японии остается столица Токио – 13,4 млн. человек.

Всего в Японии насчитывается примерно 650 городов. Из них с населением свыше 100 тыс. жителей - более 200, с населением свыше 250 тыс. жителей - около 70, а городов-миллионеров в 2000 г. было 11. Однако крупные японские города настолько обросли пригородами и спутниками и фактически слились с другими городами, что чаще рассматриваются в пределах городских агломераций. Ведущую роль среди них играет «большая тройка» агломераций.

Во-первых, это столичная агломерация Кэйхин, включающая в себя Токио, Иокогаму, Кавасаки, Тибу и десятки других населенных пунктов. Она занимает 7 тыс. кв. км, а население её составляет, по разным данным, от 25 млн. до 29 млн. человек. Во-вторых, это агломерация Хансин, сложившаяся вокруг Осаки и охватывающая также Кобе, Киото и еще около 100 городов и поселков. Она занимает 4,5 тыс. кв. км с населением от 12 млн. до 16 млн. человек. Третья по величине агломерация, Тюке, охватывает г. Нагоя с её спутниками. Она занимает территорию 3,2 тыс. кв. км с населением от 5 млн. до 8 млн. человек. Кроме того, не столь крупные агломерации образовались на острове Кюсю (Китакюсю - Фукуока с населением 3 млн. человек) и на острове Хоккайдо (Саппоро), где проживает около 2 млн. человек.

Три крупнейшие агломерации вместе с расположенными между ними городами и поселками образуют единую урбанизированную систему - Японский мегаполис, или мегаполис Токайдо. Общая численность мегаполиса превышает 60 млн. человек (около 48% населения страны).

В стране сложился постиндустриальный тип занятости населения: доля занятых в третичном секторе (сектор услуг) составляет 67,7%, а доля занятых в промышленности - в 2,5 раза ниже. Численность занятых в сельском хозяйстве (около 1,6%) в абсолютном выражении сокращается, а на добывающую промышленность приходится лишь 0,1% всех занятых.

Среднедушевой доход японцев считается одним из самых высоких в мире. Страну отличает весьма высокая степень социальной однородности населения: примерно 90% японцев относят себя к среднему классу, и разница в уровне доходов между самыми бедными и самыми богатыми людьми в Японии в 2 раза меньше, чем в США.

Одной из важнейших особенностей природы Японии является сочетание её приморского положения с преобладанием горных ландшафтов. Около 3/4 территории страны заняты горами и возвышенностями, на каждом крупном острове находится либо горный узел, либо параллельно простирающиеся горные цепи. Под действием тектонических сил и интенсивной эрозии горные массивы приобрели сложный и сильно расчлененный характер. Японские горы не очень высоки (в среднем 1600-1700 м над уровнем моря), но отличаются большой крутизной - более 15°, из-за чего хозяйственное использование многих территорий затруднено.

Равнины и низменности, занимающие менее 30% территории, расположены узкими полосами вдоль морских побережий и речных долин во внутренних районах. Крупнейшие из них находятся на Тихоокеанском побережье. Крупные равнины есть и в других районах страны. Постоянно растущий дефицит пригодных доступных земель, особенно для нового промышленного строительства, заставляет японцев все более активно наступать на море. В целом же около 1/3 берегов страны стали насыпными или намытыми.

Существенное влияние на использование территории в хозяйственных целях оказывают высокая сейсмичность и вулканизм. Ежегодно в стране происходит около 1,5 тыс. землетрясений разной силы. Здесь сосредоточено 80 из 800 «живых» вулканов мира. С сейсмическими явлениями в глубоководных впадинах, расположенных в нескольких десятках километров на восток от Японии, связаны моретрясения, вызывающие огромные волны цунами.

Япония бедна полезными ископаемыми. Потребности её хозяйства почти полностью удовлетворяются за счет импорта сырья и топлива, исключение составляют лишь относительно крупные запасы самородной серы, известняков. В Японии ведется небольшая промышленная добыча каменного угля (в основном на Кюсю), свинцовых, цинковых и медных руд, нефти и некоторых других ископаемых, однако запасы невелики, условия разработки сложны и почти по всем видам ресурсов добыча сокращается.

Сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и до 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясо-молочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и технических культур ввозится из других стран. Товарная структура отрасли определяет особенности её размещения. Именно поэтому для сельского хозяйства Японии характерны, во-первых, преимущественная концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов. Из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в сельской местности доминируют мелкие землевладельцы, а средний размер фермерского хозяйства составляет менее гектара. Роль и значение агропромышленного производства как потенциального места занятости существенно снизилось после Второй мировой войны.

Интенсивный рост отраслей промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения - все это предъявляло и предъявляет повышенные требования к транспортной системе Японии. Так, общая протяженность железных дорог составляет 23,6 тыс. км (11-е место в мире). По характеру транспортной системы она напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и пассажиров намного превосходит любую из них. В Японии развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.

Во внутренних перевозках грузов ведущую роль играет каботажный флот, заметно возросло значение автомобильного транспорта. А вот по железным дорогам грузы почти совсем не перевозят. Изменилась и структура внутреннего пассажирооборота, в котором на первое место вышел автомобильный, на втором остался железнодорожный, а третье занял воздушный транспорт, который по уровню развития занимает одно из ведущих мест в мире. По размерам пассажирооборота он уступает только США. Воздушный транспорт обеспечивает и внутренние, и международные перевозки. Всего в Японии 175 аэропортов, крупнейшие из них находятся в Токио и Осаке. Внешние грузоперевозки обеспечиваются почти исключительно морским транспортом. Всего в Японии насчитывается более 1000 портов, 19 из них имеют международное значение, девять принадлежит к числу мировых портов (грузооборот составляет свыше 50 млн. т в год). Эти порты образуют три портовых комплекса: Кейхин, Ханшин, Токай.

В западном мире Япония предстает державой номер два после США. По ряду экономических показателей она занимает первое или второе место в мире: первое место - по производству стали, промышленных роботов, автомобилей, морских судов, сверхбольших интегральных систем, некоторых видов процессоров и т. п.; второе место - по производству электроэнергии, меди, телевизоров, пластмасс, химических волокон, научного оборудования. В отраслевой структуре японской промышленности преобладают наукоемкие, высокотехнологичные производства. В промышленности велика роль малых и средних предприятий, представленных в различных отраслях национального хозяйства.

Объем ВВП страны в 2014 г. составил 4,77 трлн. дол. (4-е место в мире), на душу населения - 37,4 тыс. дол. В мировой торговле Япония занимает третье место (после США и Германии); её доля в мировом экспорте составляет около 5%.

Основными партнёрами Японии по экспорту являются: США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %); по импорту – Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 %) и Индонезия (4,2 %).

Несмотря на то, что Япония работает в основном на привозном сырье, все последние годы её торговый баланс отличается огромным перевесом экспорта над импортом.

Довольно значимый вклад в достижение столь существенных успехов, помимо экономических причин, вносят трудолюбие и дисциплина, настойчивость, аккуратность и терпение японцев, способность четко организовать работу не только для самих себя, но и работу с иностранными партнерами.

Продолжительность рабочего времени в год здесь выше, чем в других развитых странах, и составляет 2088 часов в год (США - 1924 часа, ФРГ - 1655 часов). Большинство рабочих средних и мелких предприятий работают шесть дней в неделю. По сравнению с другими развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск. Традиционная система оплаты труда основывается на трех факторах: возрасте, профессиональном мастерстве и стаже работы. Наметилась тенденция увеличения зависимости заработной платы от уровня образования работника и его способности совмещать ряд профессий, что отражает стремление японских предпринимателей повысить мобильность рабочей силы, создать более гибкую организацию труда. Отличительной особенностью крупных и некоторых средних японских фирм является применение системы пожизненного найма.

Истоки японского экономического чуда

В результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен американский оккупационный режим. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключался в том, что хотя верховная власть в государстве находилась в руках американской оккупационной армии, её командования, выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство (в Германии правительство было распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими союзную военную администрацию). Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

Дилемма, возникшая в Японии сразу после окончания войны, с чего начинать выход из послевоенной разрухи – с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская помощь и действия правительства по регулированию экономики.

Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла стране затем выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так называемой «линии Доджа».

Название «линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля 1949 г. по июль 1952 г. (который также можно назвать вторым этапом оккупации Японии американскими войсками). Этот период характеризуется либерализацией и проведением стабилизационной политики Д. Доджа (названа по фамилии американского финансиста Доджа, который и разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год). Были сокращены субсидии, сбалансирован госбюджет 1949 г. с положительным сальдо, проведен ряд других мер. Связанно это было с переходом США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии. Вашингтон стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики. С начала 1949 г. оккупационные власти и правительство Японии приступили к осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал, как уже отмечалось выше, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения налогов и ограничения субсидий, а также стабилизацию заработной платы, установление контроля над ценами.

В ноябре 1948 г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров.

До 1949 г. восстановление экономики Японии шло медленнее, чем в странах Западной Европы, пострадавших в результате второй мировой войны. Но с началом проведения «линии Доджа» ситуация заметно меняется. В мае 1949 г. американские власти заявили о полном прекращении демонтажных работ и изъятии военных предприятий из репарационных списков. Одновременно были сняты ранее введенные американскими властями ограничения уровня производства в ряде отраслей японской промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов.

Додж также предлагал ликвидировать такие государственные субсидии, как субсидии на поддержание цен и восстановление производства важнейших видов продукции. Безвозмездные государственные субсидии должны были быть заменены коммерческими банковскими кредитами.

Главный же путь повышения государственных доходов Додж видел в крупном (на 62%) повышении налогов.

По рекомендации Доджа были внесены изменения и в систему американской экономической помощи Японии – был создан «эквивалентный фонд», пополнявшийся средствами от продажи в Японии американских товаров, которые поставлялись в порядке помощи. Этот фонд был предназначен для долгосрочного кредитования крупных компаний под контролем оккупационных властей.

В целях сокращения американской помощи были приняты меры по расширению экспорта, как уже отмечалось выше, и уменьшению пассивного сальдо внешнеторгового баланса Японии. Был установлен твёрдый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 доллар США. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 г. реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом.

Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях «преодоления инфляции и стабилизации экономики». Одновременно произошло перераспределение налогового бремени - снижены налоги на корпорации путём переоценки стоимости постоянного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогообложения трудящихся.

Тем самым были созданы благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста. Однако начавшийся рост экономики имел узкую базу, поскольку покупательский спрос широких слоёв населения был весьма ограниченным. Более того отмена государственных субсидий на стабилизацию цен привела к их быстрому росту, ухудшила положение средних и мелких предприятий, большое число которых обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки производства в этих условия привели к его «рационализации», сопровождавшейся интенсификацией труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы.

Послевоенные экономические трудности были неизбежны. Вопрос заключался в том, на кого переложить их основное бремя. Японское правительство делало всё, чтобы стабилизация была оплачена, главным образом богатыми. Была заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества.

Таким образом, в 1949 г. в Японии была успешно проведена «шоковая терапия». Однако при снятии контроля над частной хозяйственной деятельностью внутри страны был сохранен, на базе введения единого твердого курса иены к доллару, жесткий контроль над всей системой внешних расчётов (т.е. по существу «шоковая терапия»не была распространена на эту сферу).

Япония установила государственный контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты через границу, над ввозом и вывозом капитала. Фактически, экономическая граница была закрыта и для Японии и для иностранцев; с этой целью были приняты закон о контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949 г.) и закон об иностранном капитале (1950 г.) американские оккупационные власти одобрили эти законы в качестве временных, но они действовали 30 лет до частичной ревизии первого и отменены второго.

Важным событием для Японии, в особенности для её экономического развития, стала корейская война 1950-53 гг. С началом войны в Корее японская экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного потребления. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американских «спец. заказов» в 1950-1953 гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешний торговый дефицит и расширить импорт сырья.

Для выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней торговли. В период 1949- 1951 гг. объем промышленного производства вырос более чем в полтора раза. В 1950 г. промышленное производство Японии составило 83,6% от уровня 1934-1936 гг., а в 1951 г. превзошло его на 14,4%.

Оборот внешней торговли Японии за 1950-1954 гг. был почти в 10 раз больше, чем в период 1945-1949 гг.

Американские оккупационные власти провели широкую демократизацию общественно – политического устройства Японии. её наиболее важными проявлениями были утверждение многопартийной системы, формирование независимых профсоюзных объединений, существенное ограничение полномочий государственного аппарата и подчинение всей его деятельности жестким нормам законов, ответственность правительства перед парламентом в условиях небывалой гласности, а также отстранения от участия в общественной жизни одиозных фигур прежнего режима.

Первой мерой промышленной политики, которая была претворена в жизнь в условиях экономического упадка, явилась система приоритетного развития отраслей, играющих ключевую роль в обеспечении общего расширения производства. Речь шла о том, чтобы в ситуации, когда прекратились поставки сырья по импорту и когда в связи с сохранением государственного контроля над экономикой не срабатывал пока в полной мере рыночный механизм, сосредоточить внимание на двух ключевых отраслях – добыче угля и металлургии, создать цепочку взаимного стимулирования расширения производства в обеих отраслях. Эффект расширения производства затем, по замыслу должен был мультипликативно распространиться и на другие отрасли народного хозяйства.

Жестокое поражение в войне создало благоприятную почву для перемен. Но все же послевоенные реформы в Японии, проведенные американцами можно прировнять по глубине социально – экономических и политических преобразований к революции. Специфической, но революции. Все мероприятия американцев в Японии осуществлялись через местную администрацию, которая служила своего рода «ситом». Это позволило японцам определить пропорции между традиционными и современными структурами, «переварить» реформы таким образом, что остался нетронутым культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее болезненный переход общества от одного состояния к другому.

Таким образом, реформы американской оккупационной администрации оказали значительное, если не определяющее влияние на последующее развитие Японии, способствовав демократизации и либерализации экономики, её дальнейшему динамическому развитию, заложив фундамент для японского «экономического чуда».

До конца 70-х годов Япония все еще сохраняла жесткие ограничения на международное перемещение капитала. В 1979 г. нерезидентам было разрешено владение японскими финансовыми активами с номиналом, выраженным в иенах. Новый виток либерализации начался в Японии в 1984 г., на этот раз в отношении оттока, а не притока капитала. Новые меры включали ослабление ограничений на займы иностранных компаний в иенах на японских рынках, а также либерализацию иностранных инвестиций японских институциональных инвесторов, таких, как пенсионные фонды и страховые компании.

В начале 80-х годов темпы роста внутреннего спроса сократились, и динамизм развития экономики стал поддерживаться внешнеторговой экспансией в США, где наблюдался циклический экономический подъем, чему способствовал «нефтяной шок», породивший в США спрос на малолитражные автомобили, производимые в Японии. Кроме того, проводимая Рейганом политика высоких процентных ставок для привлечения иностранных капиталов повысила курс доллара с 1981 по 1985 г. на 75%, что снизило конкурентоспобность американских фирм на внутреннем рынке также на 75%. Начался беспрецедентный японский бум. Стоимость японского экспорта в США увеличилась более чем вдвое, актив Японии по текущим счетам платежного баланса возрос за 1981-1986 гг. с 5,9 млрд. долл. до 93,8 млрд. долл., приблизив его положительное сальдо к 4% ВНП.

Экономика «мыльного пузыря». Экспортный бум сопровождался кредитным бумом и быстрым ростом стоимости японских финансовых активов, в которые вкладывались свободные денежные средства ради извлечения спекулятивной прибыли. В Японии оказалось два источника таких средств. Первый - очень высокий уровень сбережений населения. В 80-х гг. средняя семья городских рабочих или служащих откладывала 24–28% своего годового дохода, а сельская - свыше 35%. Причины этого явления, характерного для периода «догоняющего развития», имели как институциональную природу (потребительский и жилищный кредит был развит еще слабо, уровень социальной защиты населения был недостаточен, системы налоговых льгот по инвестициям в недвижимость не существовало), так и психологические корни (потребительский спрос адаптировался к быстро возраставшему уровню личного располагаемого дохода с некоторым лагом). Японцы держат около половины своих личных сбережений в форме банковских депозитов, и деньги населения составляют свыше 40% депозитной базы банков. Высокий уровень сбережений в развитой стране далеко не безвреден, так как он создает постоянный избыток капитала при недостатке потребительского спроса. Второй источник - мощная конкурентоспособная промышленность, реализующая на внешних рынках более трети своей продукции. Начиная с 1981 г., Япония постоянно имеет активный баланс расчетов по текущим операциям, который не компенсируется вывозом капитала. Продолжительный экспортный бум и приток сбережений граждан вызвали огромный рост депозитов в коммерческих банках, объем которых к 1989 г. был уже сопоставим со 120% ВВП. Ликвидные средства банков вкладывались не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки промышленных, торговых и риэлторских компаний с акциями и недвижимостью. Безудержный кредитный бум привел к тому, что среднегодовой индекс «Никкэй», показатель движения курсов акций на Токийской фондовой бирже, за пять лет (1984–1989) поднялся с 10 560 до 34 069 иен, то есть в 3,2 раза, после чего «пузырь» лопнул. В последний день биржевой торговли в 1989 г. индекс достиг 38 915 иен и в первый же день 1990 г. покатился вниз. Цены на землю (в черте городов) поднимались несколько дольше, до сентября 1991-го, выросли на 64% за шесть лет и тоже пошли вниз. За 1991–1994 гг. цены на землю упали на 556 трлн. иен, а совокупная стоимость акций понизилась на 490 трлн. иен. Иными словами, рыночная цена совокупных финансовых активов (корпоративных акций и земли) упала более чем на 1000 трлн. иен, что соответствует валовому внутреннему продукту более чем за 2 года. Экономика Японии вошла в полосу длительного застоя и избавляется от последствий лопнувшего «мыльного пузыря» до сих пор. Первыми разорились компании, выросшие на финансовых спекуляциях, затем пострадали крупные риэлторы, покупавшие под кредиты банков земельные участки для застройщиков, затем цепная реакция захватила строительные компании и стала распространяться все шире и шире. По мере падения рыночных цен акций и земельных участков обнаруживались и накапливались невозвратные долги банкам. Наконец, в 1995–1997 гг. несколько крупных банков были объявлены банкротами (в том числе Банк долгосрочного кредита и Японский кредитный банк, два из трех банков долгосрочного кредита), а в 1998 г. закрылась одна из ведущих брокерских компаний - «Ямаити сёкэн». Государственный бюджет терял налоговые поступления, и бюджетный дефицит, покрываемый эмиссией долговых обязательств, в 1996–1997 фин. гг. дошел до опасного уровня в 43,6% расходной части. Бюджетная система Японии оказалась в глубоком кризисе.

Со второй половины 1997 г. и в первой половине 1998 г. японским правительством был принят ряд программ, среди которых уместно упомянуть «Big Bang» - программа реконструкции финансовой системы Японии, а также более общую программу под названием «Комплексные экономические мероприятия», утвержденную 24 апреля 1998 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: