Элементарное музицирование




КАРТОТЕКА

Музыкально-дидактические игры

Вторая младшая группа

Слушание музыки

1. Музыкально – дидактические игры:

o «К нам гости пришли»

o «Высоко – низко»

o «Кто в домике живёт»

o «Подумай и отгадай»

o «В лесу»

o «Весело – грустно»

o «Солнышко и тучка»

o «Найди игрушку»

o «Тихо- громко»

2. Игры и игровые задания:

· «Три окошко»

· «Лягушонок и кувшинки»

· «Пчёлка и цветы»

3. Сюжетные музыкальные игры:

o «Радостная капелька и добрая капля»

o «Ласковый ветерок и грустное облако»

o «Нежная кошка и грустный котёнок»

o «Спокойные листья и сердитый дождик»

o «Мышки и весёлый мяч»

Пение

1.Музыкально – дидактические игры:

· «Большая и маленькая матрёшка»

· «Ступеньки»

· «Птички и птенчики»

· «Чей домик»

2.Игры и игровые задания:

· «Три голоса»

· «Часы и игрушки»

· «Между небом и землёй»

· «Листопад»

· «Кто пришёл?»

· «Башмачки»

3.Сюжетные музыкальные игры:

· «Синичка»

· «Радостная синичка и грустная ворона»

· «Петух и кукушка»

Музыкально-ритмические движения

Музыкально – дидактические игры:

· «Кукла шагает и бегает»

· «Ноги и ножки»

Элементарное музицирование

Музыкально – дидактические игры:

· «Игра с бубном»

· «На чём играю?»

· «Узнай, какой инструмент»

 

 

 

Игры и игровые задания «Три окошка » Возраст:от 3 до 4 лет Задачи: 1. Создавать условия для формирования представлений о музыке в обобщённых эстетических моделях. 2. Создавать условия для формирования представлений о жанре музыкального произведения Цель: закреплять представления о первичных музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Игровые материалы и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3); графическая основа—прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками; комплект из трёх карточек с изображением персонажей (мышонок, заяц, лиса) в ситуациях, символизирующих один из трёх первичных музыкальных жанров (лист 25); аудиозаписи трёх отрывков музыкальных произведений в жанре колыбельной песни, танца, марша. Игровые правила: количество играющих не ограничено. Под звучащий музыкальный отрывок играющим необходимо воспроизвести движения, характерные для жанра, и назвать этот жанр, убедиться в правильности ответа можно с помощью модели. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучат три музыкальных отрывка. Игровые действия: узнавание первичных музыкальных жанров, двигательное отражение функционального назначения жанра, название жанра и проверка правильности ответа. Ход игры:Перед прослушиванием музыкального отрывка взрослый рассказывает детям о жителях теремка, которые предпочитают разную музыку. Затем он предлагает догадаться, кого из жителей теремка можно увидеть в окошке: спящего мышонка, марширующего с барабаном зайца или танцующую лису. Во время звучания первого музыкального отрывка дети имитируют действия, соответствующие музыкальному жанру, и отвечают, что делает персонаж в выбранном окошке. По окончании звучания отрывка первый из играющих, правильно назвавший жанр прозвучавшего музыкального произведения, получает право удостовериться в правильности ответа, открыв окошко. При повторной организации игры карточки, символизирующие жанры, размещаются в другом порядке.
Игры и игровые задания «Лягушонок и кувшинки» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: формировать представления о различной длительности звуков в процессе их воспроизведения. Оборудование:декорация «Весёлое лето», «озерцо», плоскостная модель «кувшинки», «лягушка». Ход игры: ведущий передвигает фигурку лягушонка с одной кувшинки на другую и исполняет песенку на слог «ква». Длительность звучания слога зависит от размера листа кувшинки. Песня исполняется на звуках одной высоты, затем песенку исполняет ребёнок.

 

Игры и игровые задания «Пчёлка и цветы» Возраст:от 3 до 4 лет Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука. Цель:формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия и воспроизведения. Игровой материал и оборудование:декорация «Весна пришла» (листы 7-9), графическая основа—лужайка (лист 9), комплект разрезного материала «Цветы» (элементы двух размеров (лист 26), Плоскостная фигурка пчелы (лист17); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка или др.). Игровые действия:восприятие и воспроизведение звуков различной длительности. Ход выполнения игрового задания: Задание выполняется в два этапа. 1 этап. Взрослый, выступающий в роли ведущего, располагает цветы из разрезного комплекта на любой плоскости таким образом, чтобы их чередование (большой цветок—долгий звук, маленький цветок—короткий звук) было метрически организованным. Затем, используя плоскостную фигурку пчелы, «перелетает» от цветка к цветку, дольше задерживаясь на крупных цветках, моделируя при этом голосом на слог «жу» длительности звуков на одной высоте. После этого ребёнок выполняет аналогичные действия. 2 этап. Взрослый предлагает ребёнку «пересадить» цветы в саду в том порядке, в котором «попросит» пчела (на музыкальном инструменте поочерёдно исполняются звуки различной длительности). После прослушивания каждого звука ребёнок «высаживает» цветок соответствующего размера. Когда все намеченные цветы «пересажены», ребёнок, используя фигурку пчелы, воспроизводит получившийся ритмический рисунок так же, как и на первом этапе выполнения задания.
Сюжетная музыкальная игра Пластическая игра-моделирование «Сердитый волк» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: развивать пластические действия (жестов, походок, поз, ритмических и танцевальных элементов), способствующих созданию музыкального образа. Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию сердитости. Образы:сердитый волк. Игровое задание: а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа сердитого волка; д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т.д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку; е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа сердитого волка; ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки. Сюжетная игровая ситуация: Рыщет волк в густом лесу, Ищет кумушку лису. С.Маршак Характерные особенности движений: сердитость – неуклюжая походка, шаг всей ступней с остановками, резкие взмахи руками со сжатыми кулаками или растопыренными пальцами, повороты головой то влево, то вправо, нахмуренные брови, сморщенный лоб. Блок ритмоинтонаций: сердитость.
Игры и игровые задания «Между небом и землёй» Возраст:от 3 до 4 лет Задача:Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука. Цель:Закреплять представления детей о различных по высоте звуках в пределах среднего регистра, тренировать детей в вокальном воспроизведении и закреплять понятия выше-ниже (относительно музыкального звука). Игровой материал и оборудование:декорация «Золотая осень» (листы 1-3), графические модели «Дерево», «Куст», «Земля» (лист 1), Плоскостная фигурка волшебной птицы Лё-лё (лист 16). Игровые действия:воспроизведение голосом звуков различной высоты, двигательное моделирование высоты звуков. Ход выполнения игрового задания: В игровом задании может участвовать произвольное количество детей. Взрослый всегда выступает в роли ведущего. Вначале игры он знакомит детей с волшебной птицей Лё-лё, которая изменяет высоту своего голоса в зависимости от того, где она находится. Взрослый начинает игру словами, интонируемыми на соответствующей высоте: В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…! На землю села—низко запела: лё-лё-лё…! Пение сопровождается перемещением плоскостного изображения в поле декорации (от неба к земле). При дальнейшем исполнении взрослый поёт 1-ю и 3-ю строки, а участники игры ансамблем либо индивидуально исполняют 2-ю и 4-ю строки (звукоподражание), стремясь остаться на заданной взрослым высоте. Затем на декорации поочерёдно выбираются графические объекты, расположенные «между небом и землёй»: куст, дерево и др. Далее песня птицы Лё-лё исполняется на следующие тексты с учётом направления движения плоскостной фигуры: В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…! На дерево села—чуть ниже запела: лё-лё-лё…! На кусточек села—ещё ниже пела: лё-лё-лё…! На землю села—очень низко запела: лё-лё-лё…! На кусточек села—чуть выше запела: лё-лё-лё…! На дерево села—ещё выше запела: лё-лё-лё…! В небе я лечу—высоко пою: лё-лё-лё…! Пение сопровождается двигательным отражением высоты звука—от положения с поднятыми вверх руками-крыльями до глубокого приседа. В дальнейшем для поддержания интереса малышей к игре рекомендуется использовать другие графические объекты декорации «Золотая осень». *Игровое задание может использоваться в работе с детьми других возрастных групп. В этом случае они поочерёдно могут выступать в роли ведущего.
Игры и игровые задания «Листопад» Возраст:от 3 до 4 лет Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука. Цель:формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия. Игровой материал и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3), графическая основа—лужайка (лист 3), комплект разрезного материала «Листья» (элементы двух размеров (листы 26, 27); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка). Игровые действия:восприятие звуков различной длительности, соотнесение длительности звуков с моделями. Ход выполнения игрового задания: Взрослый, выступающий в роли ведущего, предлагает ребёнку собрать букет из осенних листьев, выбирая из предложенного разрезного материала только те листья, которые подскажет ему музыкальный инструмент. При звучании долгого звука в исполнении взрослого ребёнок должен выбрать большой лист, при звучании короткого звука—маленький. Звуки исполняются на одной высоте.  

 

Игры и игровые задания «Три голоса» Возраст:от 3 до 4 лет Задача:Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука. Цель:знакомить дошкольников с музыкальными регистрами и их выразительными возможностями в создании музыкальных образов, формировать умение различать и воспроизводить звуки разных регистров (высокого, среднего, низкого) голосом и на звуковысотном музыкальном инструменте. Игровой материал и оборудование:декорация «В теремке» (листы 13-15), графическая модель «Дверь», плоскостные фигурки медведя, зайца и мышки (листы16,17); звуковысотные музыкальные инструменты на выбор (фортепиано, баян, ксилофон или др.) Игровые правила:В игре могут участвовать от 1 до 5-6 детей. Дети поочерёдно вслед за взрослым выступают в роли ведущего, исполняя песенку выбранного персонажа голосом или на инструменте в соответствующем регистре. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники не побывают в роли ведущего хотя бы один раз (если играют 4 и более детей) либо пока каждый из играющих, находясь в роли ведущего, не исполнит песенки всех трёх персонажей (если играют 1-3 ребёнка). Игровые действия:узнавание голоса персонажа, вокальная или инструментальная импровизация песенки персонажа в одном из регистров. Ход игры: Взрослый знакомит детей с некоторыми жителями теремка поочерёдно: медведем, зайцем, мышкой. Появление каждого персонажа он обыгрывает, используя декорацию «В теремке», и сопровождает их появление исполнением импровизационной песенки персонажей на слог «ля» в трёх различных регистрах, соответствующих образам. Затем, используя находящие вопросы, он уточняет представления детей о высоте голоса каждого из героев. После этого взрослый, выступая в роли ведущего, уволит персонажей за теремок, используя прорезанную дверь в декорации, и предлагает детям определить, чей голос звучит из-за домика, импровизируя песенку одного из персонажей. Ребёнок, который первым правильно выполняя задание, становится ведущим, занимая место рядом со взрослым за теремком, и импровизирует свою песенку понравившегося персонажа. · В игре рекомендуется использовать имеющиеся в распоряжении играющих звуковысотные музыкальные инструменты. Инструментальная импровизация может строится как на одном звуке определённого регистра (например, при воспроизведении на ксилофоне), так и на нескольких звуках одного регистра.
Игры и игровые задания «Часы и игрушки» Возраст:от 3 до 4 лет Цель:развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной длительности, развитие чувства темпа. Задачи:формировать умение воспроизводить голосом равномерные последовательности звуков в умеренном и быстром темпе. Оборудование:игровая иллюстрация «Дом»;графическая основа «Старинные часы»; динамическая модель «Маятник часов»; плоскостные персонажи: Куколка, Солдатик,Слоник. Ход игры: 1 этап: Взрослый обращает внимание детей на «Старинные часы с маятником», сопровождая раскачивание маятника равномерным пропеванием слогов «тик-так». Дети повторяют. Далее взрослый говорит, что маятник может двигаться медленнее или быстрее, тогда и тиканье часов меняется. После этого с детьми пропеваются песенки часов. 2 этап: «Ночью, когда все спят и слышно только «тиканье» часов, игрушки в доме просыпаются и тихонько ходят по комнате, прислушиваясь к часам (Кукла «топ-топ», Солдатик «раз-два», Слоник «туп-туп»). Играющим предлагается выбрать персонаж и «походить» с ним по дому. Сначала ребенок слушает «тиканье» в исполнении взрослого, затем имитирует шаги в соответствии с темпом и текстом. При необходимости можно помочь ребенку отхлопыванием.
Игры и игровые задания «Кто пришёл? » Возраст:от 3 до 4 лет Задача: Создавать условия для формирования представлений о силе звука. Цель: формировать представления о силе звука, его значении в создании образа, навыки воспроизведения звуков различной силы голосом и на инструменте. Игровые материалы и оборудование:декорация «В теремке» (листы 13-15), плоскостные фигурки медведя, лисы, мышки (листы 16-17); ударный музыкальный инструмент без звукоряда. Игровые действия: воспроизведение звуков различной силы голосом и на инструменте, узнавание персонажа по силе звука. Ход выполнения игрового задания: Задание выполняется в два этапа. 1-й этап. После уточнения представлений детей о размере, физической силе выбранных персонажей взрослый предлагает им поочерёдно взять на себя роль одного из персонажей и изобразить стук в дверь теремка (громко, не очень громко, тихо). Постукивание в дверь (по столу) затем должно сопровождаться вокальным воспроизведением звуков разной силы каждым играющим на слоги «тук-тук-тук» либо произвольный текст, предложенный ребёнком, интонируемый по желанию ребёнка на одном или нескольких звуках различной высоты. 2-й этап. Выбирается ребёнок-ведущий. Он получает либо выбирает сам незаметно для остальных детей тот персонаж, который будет «стучать в дверь», используя шумовой музыкальный инструмент. Тот из игроков, который первым правильно определит персонаж, становится ведущим. *В дальнейшем с целью более тонкой дифференциации силы звука при восприятии и воспроизведении детьми могут использоваться остальные персонажи—герои сказки «Теремок».
Игры и игровые задания «Башмачки » Возраст:от 3 до 4 лет Задача: Создавать условия для формирования представлений о тембровой окраске звука. Цель:формировать первоначальные представления о тембровой окраске звучания, знакомить со способами извлечения звука на детских музыкальных инструментах. Игровые материалы и оборудование:декорация «В теремке» (внутреннее убранство) (листы 13-15); комплект разрезного материала «Башмачки» (лист 21): деревянные башмачки Буратино, металлические сапоги Железного Дровосека, Золушки (лист16); набор детских музыкальных инструментов: ксилофон, трещотка, металлофон, румба, колокольчик, треугольник; призовые фишки. Игровые правила: В игре участвуют два и более человек. Играющие поочерёдно выбирают карточки с изображением обуви персонажей, после чего находят на декорации предметы, изготовленные из аналогичного материала, и детский музыкальный инструмент, тембр которого им близок. На этом инструменте исполняется ритмический рисунок. Игровые действия: выбор игровой карточки «вслепую», нахождение соответствия между предметами по признаку «из чего изготовлено», соотнесение материала бытовых предметов и тембровой окраски детских музыкальных инструментов, извлечение музыкальных звуков различного тембра. Ход выполнения игрового задания: Взрослый демонстрирует карточки с изображением обуви сказочных героев, объясняя особенности каждого из материалов. После этого раскладывает карточки на столе, переворачивает их лицевой стороной вниз и предлагает одному из играющих выбрать любую. Дети, рассматривая внутреннее убранство дома, должны отыскать все находящиеся в нём предметы, изготовленные из того же материала, что и обувь на карточке. За каждый правильно названный предмет играющий получает призовую фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек. Ему предоставляется право выбрать из набора детских музыкальных инструментов тот, тембр которого соотносится с перечисленными предметами и материалом (ксилофон, трещотка—дерево; металлофон, румба—металл; колокольчик, треугольник—стекло). На выбранном инструменте ребёнок должен проимитировать «стук каблучков» соответствующего персонажа. В качестве награды за правильно выполненное задание к игроку «является» сказочный герой—плоскостная фигурка персонажа. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому из играющих не придёт сказочный гость.
Игры и игровые задания «Три голоса» Возраст:от 3 до 4 лет Задача:Создавать условия для формирования представлений о свойствах и высоте звука. Цель:знакомить дошкольников с музыкальными регистрами и их выразительными возможностями в создании музыкальных образов, формировать умение различать и воспроизводить звуки разных регистров (высокого, среднего, низкого) голосом и на звуковысотном музыкальном инструменте. Игровой материал и оборудование:декорация «В теремке» (листы 13-15), графическая модель «Дверь», плоскостные фигурки медведя, зайца и мышки (листы16,17); звуковысотные музыкальные инструменты на выбор (фортепиано, баян, ксилофон или др.) Игровые правила:В игре могут участвовать от 1 до 5-6 детей. Дети поочерёдно вслед за взрослым выступают в роли ведущего, исполняя песенку выбранного персонажа голосом или на инструменте в соответствующем регистре. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники не побывают в роли ведущего хотя бы один раз (если играют 4 и более детей) либо пока каждый из играющих, находясь в роли ведущего, не исполнит песенки всех трёх персонажей (если играют 1-3 ребёнка). Игровые действия:узнавание голоса персонажа, вокальная или инструментальная импровизация песенки персонажа в одном из регистров. Ход игры: Взрослый знакомит детей с некоторыми жителями теремка поочерёдно: медведем, зайцем, мышкой. Появление каждого персонажа он обыгрывает, используя декорацию «В теремке», и сопровождает их появление исполнением импровизационной песенки персонажей на слог «ля» в трёх различных регистрах, соответствующих образам. Затем, используя находящие вопросы, он уточняет представления детей о высоте голоса каждого из героев. После этого взрослый, выступая в роли ведущего, уволит персонажей за теремок, используя прорезанную дверь в декорации, и предлагает детям определить, чей голос звучит из-за домика, импровизируя песенку одного из персонажей. Ребёнок, который первым правильно выполняя задание, становится ведущим, занимая место рядом со взрослым за теремком, и импровизирует свою песенку понравившегося персонажа. · В игре рекомендуется использовать имеющиеся в распоряжении играющих звуковысотные музыкальные инструменты. Инструментальная импровизация может строится как на одном звуке определённого регистра (например, при воспроизведении на ксилофоне), так и на нескольких звуках одного регистра.
 
Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли» Возраст:от 3 до 4 лет · Развивать чувство ритма. Игровой материал:Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры:Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живет?» Возраст:от 3 до 4 лет · Развивать представление о регистрах. Игровой материал:Теремок с окошками, карточки с животными (кошка, котёнок, птица, птенец, собака, щенок). Ход игры: Воспитатель рассаживает детей вокруг стола и показывает им домик-теремок. Говорит, что в нём живут кошка с котёнком, птица с птенчиком, собачка со щенком. Объясняет, что на первом этаже живут мамы, а на втором – дети. Однажды, все пошли гулять, а когда вернулись, перепутали, кто, где живёт. Предлагает помочь найти свои комнаты (раздаёт детям картинки). Проигрывает песни в различных регистрах. Дети слушают, определяют, чья музыка звучит, и вставляют карточку.

 

Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай». Возраст:от 3 до 4 лет · Развивать музыкальную память. Игровой материал:Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушка» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Музыкально-дидактическая игра «В лесу» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: развивать звуковысотный слух и закреплять программный материал. Игровой материал: на планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность. К одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Ход игры:«Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

 

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка» Возраст:от 3 до 4 лет Цель:Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная). Игровой материал:Карточка из картона(размер 21х7 см) разделена на три квадрата. Квадраты с изображением солнышка, тучки, солнышка закрытого тучкой. Ход игры:Детям раздают карточки по одному комплекту и предлагают прослушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке. Примерный музыкальный репертуар: «Рондо- марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц по лугам» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.
Музыкально-дидактическая игра «Найди игрушку» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: развивать звуковысотный слух и закреплять программный материал. Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; музыка программных произведений. Ход игры Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

 

Музыкально-дидактическая игра «Тихо - громко» Возраст:от 3 до 4 лет · Развивать умение различат динамические оттенки (громко-тихо). Ход игры: 1. У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают, сами хлопают. Ну и хлопают, вот так хлопают! 2. У ребяток ножки топают, тихо-тихо ножки топают. Громче топают, сами топают. Ну и топают, вот так топают! Воспитатель поёт. Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста песни.
Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: Развивать звуковысотный слух. Игровой материал:Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон). Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

 

Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: развивать звуковысотный слух, упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 – до2). Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные), карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части. Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е. Н. Тиличеевой. Ход игры: Вариант 1. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит дo первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку. Вариант 2: Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков. Вариант 3: Ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт–птица или птенчик? » Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.
Музыкально-дидактическая игра «Чей домик?» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: Развивать звуковысотный слух. Игровой материал: Шапочки «котят» и «кошек». Ход игры: Есть маленький домик у кошки, мяу! Сидит она в нём на окошке, мяу! А в доме напротив спросонок, мяу! Мяукает нежно котёнок, мяу! В комнате расставлены (на небольшом расстоянии друг от друга) стулья. Несколько детей присаживаются за ними. Это «кошки» и «котята». Воспитатель поёт песню и затем спрашивает: Куда же наш Коля пойдет? Туда ли, где кошка поёт? А может, туда, где спросонок Мяукает сладко котёнок? Ребенок, о котором спел воспитатель, проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?». Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом в зависимости от того, кого он хочет изобразить – кошку или котёнка. Если ребёнок отгадал, он идёт в домик.

 

Музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает» Возраст:от 3 до 4 лет Цель: развивать ритмический слух, учить детей различать музыку разного ритма. Игровой материал:кукла. Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой: Ход игры: 1. Что за кукла у нас, сладко спит она сейчас. Коля с ней играть начнёт – кукла встанет и пойдёт. 2. Что за кукла у нас, сладко спит она сейчас. Таня нам начнет играть – кукла встанет и бежать. Музыкальный руководитель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песни. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает». Методические указания:Игра проходит в сопровождении фортепиано или металлофона.
Музыкально-дидактическая игра «Ноги и ножки» Возраст:от 3 до 4 лет Задача:совершенствовать ходьбу и бег. Цель:развивать чувство ритма, формировать основные двигательные навыки—ходьбу и бег. 1. Большие ноги шли по дороге: Дети шагают в соответствии с Топ-топ-топ, топ-топ топ. ритмом музыки. 2. Маленькие ножки бежали по дорожке: Дети бегут в Топ-топ-топ-топ-топ топ, соответствии с ритмом музыки. Топ-топ-топ,-топ-топ топ. 3. Устали наши ножки, Дети поглаживают свои ноги от Бежали по дорожке. щиколотки вверх. Погладим наши ножки После песенки садятся на пол или И отдохнём немножко. на стульчик.
Сюжетная музыкальная игра «Кукушка и петух» Возраст:от 3 до 4 лет Цель:Развивать у детей звуковысотный слух, интонационную выразительность голоса в процессе пения и музицирования. Материал: карточки – модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блокиритмоинтонаций, отражающие эмоции печали и бодрости; музыкальные игрушки – инструменты. Образ: печальная кукушка и бодрый петух. Игровое задание:Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам кукушки на слоги ку – ку и петуха на слоги ку – ка – ре – ку и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко – эмоция печали; громко, высоко, быстро, восторженно, звонко, задорно – эмоция бодрости. в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки – модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям печали и бодрости; г) воспроизвести звукоподражания образам кукушки и петуха с интонациями печали и бодрости сначала в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции печали и бодрости. Сюжетная игровая ситуация: В лесу одна смешная птица Весь день поёт «Ку – ку! Ку – ку!» Никак не может научиться Петь, как петух: «Кукареку! Р. Фархади Музыкальный руководитель: «Дети, давайте сравним, как поёт кукушка и как поёт петух. Послушайте, кукушка поёт вот так. (Звукоподражание образу печальной кукушки.) Какой у неё голос: тихий или громкий, высокий или низкий? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему так печально поёт кукушка? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить пение птицы». Дети воспроизводят звукоподражание сначала в речи, затем в пении с музыкальным сопровождением. В процессе интонирования обращаем внимание на мимику лица. Далее анализируем пение петуха. Обращаем внимание на интонацию голоса, который звучит громко, высоко, бодро, и произношение гласных и согласных. Вначале интонируем звукоподражание в речи, затем в пении, отображая эмоцию бодрости. Блоки ритмоинтонаций: образ печальной кукушки, образ бодрого петуха Музыкальная интонация: бодрость Рассматриваем наглядные модели и сравниваем их по цвету, форме. Величине, исходя из содержания музыкальных эмоций печали и бодрости. Нотное приложение: Д. Кабалевский «Песня», Ж. Б. Векерлен «Детская песенка».
Сюжетная музыкальная игра Вокально-инструментальная игра-импровизация «Синичка» Возраст:от 3 до 4 лет Задача: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма Цели: развивать музыкально-сенсорные способности детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых, певческих действий и музицирования; -формировать естественное звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), развивать интонационную выразительность речи, обогащать активный словарь и эмоциональное воображение. Материал:карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты. Образы:радостная синичка Игровое задание: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражание образу радостной синички на слоги ти-ля-люй и выявить сенсорные особенности звучания: громко, быстро, высоко, весело; рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции радости. Сюжетная игровая ситуация: «Жила-была маленькая птичка-синичка. Она легко летала над землей и все время напевала «Ти-ля-люй, ти-ля-люй». Давайте и мы попробуем пропеть, как синичка: высоко, быстро радостно. В дальнейшем можно представить образ синички грустным, нежным, взволнованным.
Сюжетная музыкальная игра «Радостная синичка и грустная ворона» Возраст:от 3 до 4 лет Задача: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма. Цели:развивать музыкально-сенсорные способности детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых, певческих действий и музицирования; -формировать естественное звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), развивать интонационную выразительность речи, обогащать активный словарь и эмоциональное воображение. Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты. Образы:радостная синичка и грустная ворона. Игровое задание: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам радостной синички на слоги ти-ля-люй и грустной вороны на слоги кар-ва-ва; выявить сенсорные особенности звучания радости (громко, быстро, высоко) и грусти (тихо, медленно, низко) в) рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки – модули, цветные фигуры, соответствующие эмоциям радости и грусти; г) воспроизвести звукоподражания с интонациями радости и грусти первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции радости и грусти. Сюжетная игровая ситуация: «Как-то встретились синичка и ворона в лесу.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: