А) Исследование состояния динамической организации движений артикуляторных органов
1) Для челюстей: «Движения нижней челюсти влево, вправо»
Процедура: Ребенок приоткрывает рот и двигает нижней челюстью влево и вправо.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Подвигай нижней челюстью из стороны, в сторону».
2) Для губ: «Улыбка - трубочка»
Процедура: Ребенок поочередно растягивает губы в улыбке и вытягивает их вперед трубочкой.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи улыбку и трубочку».
3) Для языка
«Лопаточка – иголочка»
Процедура: Ребенок поочередно делает язык то широким, то узким высунув его изо рта.
Инструкция:
– «Посмотри на меня и сделай так же»;
– «Сделай язык то лопаточкой, то иголочкой».
«Качели»
Процедура: Ребенок поочередно поднимает широкий язык на верхнюю губу и опускает на нижнюю.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Сделай «качели» сам».
«Вкусное варенье»
Процедура: Открыв рот, кончиком языка ребенок по кругу облизывает верхнюю губу, затем нижнюю.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и сделай так же»;
– «Покажи, какое вкусное варенье».
«Лошадка»
Процедура: Открыв рот, ребенок щелкает (цокает) языком.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я и повтори»;
– «Покажи, как скачет лошадка».
«Маятник»
Процедура: Открыв рот поочередно касаться языком углов рта.
Инструкция:
– «Посмотри на мой язык и повтори».
– «Сделай «маятник» сам.
Б) Исследование состояния динамической организации движений пальцев рук
«Кольцо»
Процедура: ребенок поочередно соединяет 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4; 1 и 5 пальцы. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
|
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же»
– «Вспомни, как ты делал и повтори».
«Кулак – ребро – ладонь»
Процедура: ребенок последовательно чередует движения руки в порядке кулак – ребро – ладонь; затем ладонь – кулак – ребро; затем ребро – ладонь – кулак. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как я выполняю упражнение и повтори за мной» (допускается не более 5 демонстраций);
– «Выполни упражнение сам».
«Игра на пианино».
Процедура: Ребенок выполняет поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1,2,3,4,5 - 5,4,3,2,1. Сначала выполняет правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.
Инструкция:
– «Внимательно посмотри, как я выполняю упражнение и повтори за мной».
– «Выполни упражнение сам».
«Смена рук»
Процедура: Ребенок одновременно сжимает кисть одной руки в кулак и разжимает кисть другой руки.
Инструкция:
– «Посмотри, как делаю я, и повтори за мной»;
– «Выполни упражнение сам».
В) Исследование состояния динамической координации общих движений
«Перепрыгни»
Процедура: ребенок прыгает с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.
Инструкция:
– «Встань ровно, ноги вместе, перепрыгни через веревку»
«Присядки»
Процедура: ребенок выполняет три приседания.
Инструкция:
– «Сделай, не останавливаясь, три плавных приседания».
«Одновременные движения»
Процедура: ребенок выполняет одновременные движения руками и ногами. Предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец сначала правой, затем левой руки (в течение 15 сек.).
|
Инструкция:
– «Возьми катушку в левую руку. А теперь одновременно с ходьбой сматывай нитку с клубка и наматывай на указательный палец правой руки. Когда я скажу стоп, остановись».
– «Поменяй руки, теперь возьми катушку в левую руку, а нитку наматывай на палец правой руки. Не забудь, ты должен все это время маршировать».
«Попади в цель»
Процедура: ребенок попадает мячом в мишень, помещенной на расстоянии 1,5м. от ребенка; предлагалось 3 попытки для правой и левой рук.
Инструкция:
– «Возьми мячик в правую руку, попади им в мишень. Теперь попробуй еще раз».
– «Поменяй руки, теперь возьми мячик в левую руку, хорошо прицелься и попробуй попасть в мишень».
Оценка результатов за задания на динамику движений:
- «3 балла» - Правильно воспроизводит с 1–2 попытки, после 1 демонстрации. (Допускается не более 5 демонстраций). Не испытывает затруднений при выполнении по словесной инструкции. Отмечается одновременное, плавное, точное выполнение задания. При исследовании динамики общих движений приседания выполняет правильно, не касаясь пятками пола; прыжок производится легко и свободно.
- «2 балла» - Правильно воспроизводит со 2-3 попытки, после 1-2 демонстраций. Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточной или чрезмерной скоростью, силой, объемом, с некоторым мышечным напряжением. Отмечаются замедленное переключение с одного движения на другое. Движения не всегда одновременные; неловкие, недостаточно точные. При исследовании динамики общих движений - прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, балансирует; при выполнении броска в цель отмечается напряжение рук, тела, выполнение без замаха.
|
- «1 балл» - Правильно выполняет после 4-5 демонстраций или после 3-х демонстраций, со 2-й и более попытки. Затрудняется при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточной или чрезмерной скоростью, силой, объемом. Отмечается не одновременное выполнение, лишние движения или замена одного движения другим; единичные синкинезии. При исследовании динамики общих движений - при прыжке сильные взмахи руками, не удается оттолкнуться двумя ногами, задевает веревку; при приседании отмечается напряжение, тремор, остановки после каждого приседания.
- «0 баллов» - Не воспроизводит правильно после 5 демонстраций. Допускает ошибки при выполнении по словесной инструкции. Отмечаются добавления и пропуски движений, чрезмерное напряжение мышц и истощаемость движений, множественные синкинезии. Разновременное неуклюжее выполнение, переключаемость отсутствует. При исследовании динамики общих движений - прыжок через веревку не удается, неправильная техника выполнения, попытка разбежаться, падает.