Эффективная реализация кластерной политики предполагает согласованные и скоординированные действия всех участников кластерного развития Ростовской области – хозяйствующих субъектов, образовательных, научных и конструкторских организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов развития, участников инновационной деятельности, специализированных организаций, объектов инновационной инфраструктуры.
На первом этапе реализации кластерной политики (2015 – 2017 годы) осуществляются следующие мероприятия:
совершенствование нормативной правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики;
содействие специализированным организациям в разработке программ (стратегий) развития кластеров в соответствии с требованиями Министерством экономического развития Российской Федерации;
содействие развитию Центра кластерного развития Ростовской области, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета на обеспечение его развития;
содействие интеграции кластеров в региональную инвестиционно-инновационную систему;
содействие продвижению и реализации инновационной продукции участников кластеров на отечественном и мировом рынках;
реализация проектов участников кластеров с привлечением федеральных и региональных институтов развития, Центра кластерного развития Ростовской области;
установление информационного взаимодействия и сотрудничества между участниками кластера, а также кластеров между собой;
создание новых инновационных компаний в рамках кластеров, включая предоставление консультационной поддержки на этапе их создания;
привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе путем содействия участию участников кластеров в проводимых федеральными и региональными институтами развития, органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области конкурсов и мероприятий.
Второй этап реализации кластерной политики (2018 – 2020 годы) будет включать мероприятия, направленные на формирование органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области благоприятных экономических и правовых условий для дальнейшего развития кластеров:
мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластеров в трудовых ресурсах и содействие в подготовке и переподготовке кадров на базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области;
развитие социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, а также объектов инвестиционной и инновационной системы (индустриальные и технопарки, инвестиционные площадки, инновационные, инжиниринговые и иные центры);
формирование системы налогового стимулирования участников кластеров при реализации инвестиционных и инновационных проектов;
снижение административных барьеров для реализации инвестиционных и инновационных проектов;
содействие привлечению инвестиций для реализации инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проектов;
поддержка развития внешнеэкономической деятельности участников кластеров;
учет интересов участников кластеров при реализации научной, инновационной и образовательной политики.
Ответственным органом исполнительной власти Ростовской области за реализацию кластерной политики является министерство экономического развития Ростовской области (далее – ответственный орган). Ответственный орган осуществляет управление реализацией Концепции, разработку направлений реализации кластерной политики, координацию действий органов исполнительной власти Ростовской области по реализации Концепции. Координацию деятельности по созданию и развитию кластеров по курируемым направлениям обеспечивают органы исполнительной власти Ростовской области. Организационно-методическую, информационно-аналитическую и консультационную поддержку работы кластеров и реализации совместных кластерных проектов обеспечивает Центр кластерного развития Ростовской области – структурное подразделение некоммерческого партнерства «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (НП «ЕРЦИР РО»).
Ответственный орган:
формирует Реестр совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области с привлечением специализированных организаций кластеров (порядок формирования Реестра определяется нормативным правовым актом Правительства Ростовской области);
принимает участие в разработке и представлении на федеральном уровне программ (стратегий) развития кластеров с целью привлечения средств государственной финансовой поддержки, средств институтов развития, в том числе направляемых на модернизацию и переоборудование производственных мощностей участников кластеров, на развитие соответствующей инфраструктуры.
Формирование условий для эффективного институционального развития кластеров заключается в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, реализации кластерных проектов и инициатив, развитии предпринимательства, в том числе инновационного.
С 2013 года ключевым элементом инновационной инфраструктуры, реализующим политику кластерного развития, НП «ЕРЦИР РО», учредителями которого выступили Ростовская область и ведущие образовательные организации региона: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (далее – ЮФУ), ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» (далее – ЮРГПУ (НПИ)), ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ).
Основной задачей НП «ЕРЦИР РО» является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников инновационных процессов, в том числе субъектов инновационной деятельности, участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов, инноваторов, изобретателей.
Непосредственное взаимодействие с участниками кластеров осуществляет Центр кластерного развития Ростовской области как интегрированное структурное подразделение НП «ЕРЦИР РО».
Задачи Центра кластерного развития Ростовской области по развитию кластеров:
предоставление консультационных и маркетинговых услуг участникам кластеров;
организация и проведение обучающих семинаров, конференций в сфере кластерного развития;
методическая и информационная поддержка разработки программ (стратегий) развития кластеров;
разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластеров, учреждений образования и науки, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, финансовых организаций и институтов развития;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
оказание содействия участникам кластеров в привлечении средств государственной поддержки;
оказание содействия участникам кластеров в продвижении на рынок новых продуктов (услуг);
определение потенциала развития кластеров, в том числе инновационного, научного, производственного, финансово-экономического.
Механизм создания кластеров предполагает:
формулирование кластерной инициативы;
разработку программы (стратегии) развития кластера и иных документов, необходимых для создания кластера;
подписание соглашения о создании кластеров всеми участниками кластера;
подготовку заявки для включения кластера в Реестр.
Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области кластерных инициатив и проектов, включенных в Реестр, осуществляется по следующим направлениям:
проведение исследований с целью выявления потенциально привлекательных направлений развития экономики Ростовской области, обоснование эффективности создания и развития кластера;
рассмотрение кластерной инициативы заинтересованными лицами и организациями;
содействие заключению соглашений между участниками кластера, инвесторами, иными организациями;
информационно-консультационная, правовая, методическая поддержка кластерных проектов и инициатив;
мониторинг результатов развития кластера;
разработка программ (стратегий) развития кластера (в соответствии с требованиями Минэкономразвития России).
Необходимые управленческие механизмы успешной реализации Концепции:
формирование и содействие деятельности организационных структур, отвечающих за внедрение инноваций на отраслевом уровне;
совершенствование механизмов планирования НИОКР, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг с учетом лучшего российского и мирового опыта, учета предложений отраслевых объединений и союзов;
формирование баз данных технологических инноваций, создание и поддержка необходимых ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью их публичного обсуждения;
формирование «дорожных карт» для планирования разработки конкретной продукции кластеров, реализации кластерных проектов;
формирование и развитие перспективных технологических платформ.