Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление
к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.
Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
Экономический рост... должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых...
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров
и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё...
Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам...
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.
(Р.М. Нуреев)
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 21 / 37

21 Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
| В правильном ответе должны быть следующие элементы: | ||||||||
| 1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации | ||||||||
| результатов при данных затратах; | ||||||||
| 2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, | ||||||||
| повышение эффективности | производства, полная занятость и | |||||||
| социально-экономическая стабильность; | ||||||||
| (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания | ||||||||
| любых трёх целей из упомянутых в тексте.) | ||||||||
| 3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно | ||||||||
| распределяет свои ресурсы | в соответствии со своими интересами | |||||||
| и при желании может самостоятельно организовывать процесс | ||||||||
| производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют | ||||||||
| его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам | ||||||||
| определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько | ||||||||
| и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким | ||||||||
| образом и на что тратить полученную выручку. | ||||||||
| Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, | ||||||||
| так и в форме сжатого воспроизведения основных идей | ||||||||
| соответствующих фрагментов текста | ||||||||
| Правильно даны ответы на три вопроса | ||||||||
| Правильно даны ответы на любые два вопроса | ||||||||
| Правильно дан ответ только на один любой вопрос. | ||||||||
| ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
| Максимальный балл | 2 | |||||||
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 22 / 37

22 Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||
| В правильном ответе должны быть следующие элементы: | ||||||||
| отвечать за | ||||||||
| 1) объяснение, например: способность субъекта | ||||||||
| сделанный в | процессе экономической деятельности выбор и его | |||||||
| последствия; | ||||||||
| (Может быть дано другое объяснение.) | ||||||||
| 2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или | ||||||||
| минимизация издержек | производства; | |||||||
| 3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн, | ||||||||
| изменение товарно-материальных запасов. | ||||||||
| (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания | ||||||||
| любых трёх средств из упомянутых в тексте.) | ||||||||
| Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, | ||||||||
| так и в форме сжатого воспроизведения основных идей | ||||||||
| соответствующих фрагментов текста | ||||||||
| Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса | ||||||||
| Правильно приведены любые два элемента ответа | ||||||||
| Правильно приведён только один любой элемент ответа. | ||||||||
| ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие | ||||||||
| требованию задания. | ||||||||
| ИЛИ Ответ неправильный | ||||||||
| Максимальный балл | 2 |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 23 / 37 | Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. | 24 / 37 | ||||||||||
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, | ||||||||||||||
| источника (пути) экономического роста | названы | 2 и 1 балла. | ||||||||||||
| Какие два возможных | ||||||||||||||
| в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих | ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие | |||||||||||||
| источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите | требованию задания. | |||||||||||||
| примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть | ИЛИ Ответ неправильный | |||||||||||||
| сформулирован развёрнуто.) | Максимальный балл | 3 | ||||||||||||
| рыночная экономика исходит из | ||||||||||||||
| Автор пишет, что классическая | ||||||||||||||
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |||||||||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь | |||||||||||||
| на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три | ||||||||||||||
| В правильном ответе | должны быть | названы два источника | ||||||||||||
| и приведены примеры,иллюстрирующие каждый из них: | функции государства в рыночной экономике. |

1) повышение эффективности использования старых ресурсов
| (ИЛИ интенсивный путь), например: | ||||||||||||||||||
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |||||||||||||||||
| – в стране Z существует государственная система повышения | ||||||||||||||||||
| (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | ||||||||||||||||||
| квалификации, | благодаря | которой | работники | разных | ||||||||||||||
| В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены | ||||||||||||||||||
| специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, | следующие функции государства в рыночной экономике, допустим: | |||||||||||||||||
| что позволяет обеспечивать экономический рост; | ||||||||||||||||||
| 1) создание | правовой | основы для | принятия экономических | |||||||||||||||
| – переход на новые технологии на предприятии Y позволил более | решений (например, государство разрабатывает и принимает | |||||||||||||||||
| эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить | законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, | |||||||||||||||||
| стабильный экономический рост в течение продолжительного | определяет права и обязанности граждан); | |||||||||||||||||
| периода; | 2) стабилизация экономики (например, правительство использует | |||||||||||||||||
| 2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ | бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для | |||||||||||||||||
| экстенсивный путь), например: | преодоления спада производства / сокращения инфляции / | |||||||||||||||||
| – для обеспечения экономического роста предприятия страны Z | снижения безработицы | / поддержания | стабильного | уровня | цен | |||||||||||||
| закупили дополнительную партию оборудования; | и национальной валюты); | |||||||||||||||||
| – на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места. | 3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, | |||||||||||||||||
| Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты | государство | организует | производство | общественных | товаров | |||||||||||||
| привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это | и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия | |||||||||||||||||
| сделает корректно, то такой элемент ответа может быть | для развития сельского хозяйства, связи, транспорта / определяет | |||||||||||||||||
| засчитан. | расходы на оборону, науку / формирует программы развития | |||||||||||||||||
| Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто | образования, здравоохранения); | |||||||||||||||||
| (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве | 4) обеспечение социальной защиты | и | социальной | гарантии | ||||||||||||||
| примеров) | (например, государство гарантирует минимум | заработной | ||||||||||||||||
| Правильно названы два источника (пути) и приведены по два | платы / | пенсии | по | старости, | инвалидности | / | пособие | |||||||||||
| примера (всего четыре примера) | по безработице / | различные | виды | помощи | социально | |||||||||||||
| Правильно названы два источника (пути), приведены любые два- | не защищённым категориям населения). | |||||||||||||||||
| три примера | Функции государства в рыночной экономике могут быть | |||||||||||||||||
| Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой | сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения | |||||||||||||||||
| один пример. | ||||||||||||||||||
| Правильно названы и пояснены три функции | ||||||||||||||||||
| ИЛИ Правильно назван один источник (путь) и приведены | ||||||||||||||||||
| Правильно названы две-три функции, две из них пояснены | ||||||||||||||||||
| соответствующие ему два примера | ||||||||||||||||||
| Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. | ||||||||||||||||||
| ИЛИ Правильно названы только три функции |
© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. | 25 / 37 | |
| Правильно названы только одна-две функции. | |||
| ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие | |||
| требованию задания. | |||
| ИЛИ Ответ неправильный | |||
| Максимальный балл | 3 |

25 Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма
юридической ответственности.
(Предложениядолжны быть распространёнными и содержащимикорректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

| Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; (Может быть составлено другое предложение, содержащее
информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности
| Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. | 26 / 37 | |
| № | Критерии оценивания ответа на задание 25 | Баллы | |
| 25.1 | Раскрытие смысла понятия | ||
| Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, | |||
| ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, | |||
| относящиеся к характеристике данного понятия / | |||
| отличающие его от других понятий (содержание понятия | |||
| корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия | |||
| и его видовое(- ые) отличие(-я)) | |||
| Смысл понятия в целом раскрыт, но |

в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
| В ответе наряду с верными приведены неверные признаки | |
| (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие | |
| содержание понятия по существу. | |
| ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные | |
| признаки понятия / указаны только несущественные | |
| признаки, не раскрывающие смысла понятия. | |
| ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами | |
| выставления 2 и 1 балла |
Указания по оцениванию:
1. Не засчитывается:
– характеристика родовой принадлежности,повторяющаяпонятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.