Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом




 

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление

 

к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

 

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

 

Экономический рост... должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых...

 

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров

 

и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё...

 

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам...

 

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

(Р.М. Нуреев)

 


© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 21 / 37

 

21 Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы  
  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)    
В правильном ответе должны быть следующие элементы:    
                 
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации    
             
результатов при данных затратах;    
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост,    
  повышение эффективности производства, полная занятость и    
социально-экономическая стабильность;    
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания    
любых трёх целей из упомянутых в тексте.)    
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно    
  распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами    
и при желании может самостоятельно организовывать процесс    
производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют    
его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам    
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько    
и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким    
образом и на что тратить полученную выручку.    
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты,    
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей    
соответствующих фрагментов текста    
Правильно даны ответы на три вопроса    
Правильно даны ответы на любые два вопроса    
Правильно дан ответ только на один любой вопрос.    
ИЛИ Ответ неправильный    
          Максимальный балл 2  
                 

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 22 / 37

 

22 Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы  
  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)    
В правильном ответе должны быть следующие элементы:    
            отвечать за    
1) объяснение, например: способность субъекта    
  сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его    
последствия;    
(Может быть дано другое объяснение.)    
2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или    
  минимизация издержек производства;    
3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн,    
         
изменение товарно-материальных запасов.    
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания    
любых трёх средств из упомянутых в тексте.)    
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты,    
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей    
соответствующих фрагментов текста    
Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса    
Правильно приведены любые два элемента ответа    
Правильно приведён только один любой элемент ответа.    
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие    
требованию задания.    
ИЛИ Ответ неправильный    
          Максимальный балл 2  

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


    Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 23 / 37       Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 24 / 37  
                             
                      Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3,      
    источника (пути) экономического роста названы       2 и 1 балла.        
  Какие два возможных        
    в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих       ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие      
       
    источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите       требованию задания.        
    примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть       ИЛИ Ответ неправильный        
    сформулирован развёрнуто.)                 Максимальный балл   3  
                      рыночная экономика исходит из  
                    Автор пишет, что классическая  
    Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы  
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)         ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь  
             
                  на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три  
    В правильном ответе должны быть названы два источника    
    и приведены примеры,иллюстрирующие каждый из них:             функции государства в рыночной экономике.    

1) повышение эффективности использования старых ресурсов

(ИЛИ интенсивный путь), например:                                    
        Содержание верного ответа и указания по оцениванию   Баллы  
– в стране Z существует государственная система повышения        
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)      
квалификации, благодаря которой работники разных          
    В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены    
специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию,     следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:    
что позволяет обеспечивать экономический рост;                      
      1) создание   правовой основы для принятия экономических    
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более     решений (например, государство разрабатывает и принимает    
эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить     законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,    
стабильный экономический рост в течение продолжительного     определяет права и обязанности граждан);              
периода;             2) стабилизация экономики (например, правительство использует    
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ     бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для    
экстенсивный путь), например:           преодоления спада производства / сокращения инфляции /    
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z     снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен    
закупили дополнительную партию оборудования;       и национальной валюты);                  
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.     3) социально ориентированное распределение ресурсов (например,    
Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты     государство организует производство   общественных товаров    
привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это     и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия    
сделает корректно, то такой элемент ответа может быть     для развития сельского хозяйства, связи, транспорта / определяет    
засчитан.             расходы на оборону, науку / формирует программы развития    
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто     образования, здравоохранения);                  
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве     4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии    
примеров)             (например, государство гарантирует минимум   заработной    
Правильно названы два источника (пути) и приведены по два     платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие    
примера (всего четыре примера)           по безработице / различные виды помощи   социально    
Правильно названы два источника (пути), приведены любые два-     не защищённым категориям населения).                
три примера             Функции государства в рыночной экономике могут быть    
Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой     сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения    
один пример.                          
            Правильно названы и пояснены три функции            
ИЛИ Правильно назван один источник (путь) и приведены              
    Правильно названы две-три функции, две из них пояснены        
соответствующие ему два примера                
        Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена.      
              ИЛИ Правильно названы только три функции            

 


 

 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 25 / 37
     
Правильно названы только одна-две функции.    
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие    
требованию задания.      
ИЛИ Ответ неправильный      
  Максимальный балл   3

 

 

25 Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма

юридической ответственности.

(Предложениядолжны быть распространёнными и содержащимикорректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

 

2) одно предложение с информацией о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям; (Может быть составлено другое предложение, содержащее

 

информацию о трёх видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ.)

 

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

 

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности


 

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 26 / 37
     
Критерии оценивания ответа на задание 25 Баллы
25.1 Раскрытие смысла понятия    
  Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко,  
  ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки,  
  относящиеся к характеристике данного понятия /  
  отличающие его от других понятий (содержание понятия  
  корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия  
  и его видовое(- ые) отличие(-я))    
  Смысл понятия в целом раскрыт, но  

в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

В ответе наряду с верными приведены неверные признаки  
(характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие  
содержание понятия по существу.  
ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные  
признаки понятия / указаны только несущественные  
признаки, не раскрывающие смысла понятия.  
ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами  
выставления 2 и 1 балла  

Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

характеристика родовой принадлежности,повторяющаяпонятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: