выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется




  0 баллов  
25.2 Наличие икачество предложений, содержащих  
  информацию о различных аспектах понятия  
  Составлены два предложения, каждое из которых содержит  
  корректную с точки зрения научного обществознания  
  информацию о соответствующих требованию задания  
  аспектах понятия  
  Составлено одно предложение, содержащее корректную с  
  точки зрения научного обществознания информацию о  
  любом аспекте понятия в соответствии с требованием  
  задания  

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 27 / 37
     
  Все иные ситуации, не предусмотренные правилами  
  выставления 2 и 1 балла        
  Указание по оцениванию:        
  При оценивании не засчитываются:      
  – предложения, содержащие   сущностные ошибки,  
  искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;  
  – предложения, раскрывающие соответствующие  
  аспекты на бытовом уровне, без привлечения  
  обществоведческих знаний;        
  – словосочетания, нераспространённые предложения  
        Максимальный балл 4

 

26 Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы  
  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)    
  В правильном ответе должны быть названы социальные    
                 
  институты и проиллюстрировано примерами их социализирующее    
  воздействие :                  
  1) школа ( например, в школе города N Иван осваивает азы наук,    
  воспитывает в себе дисциплину и усидчивость);        
  2) СМИ (например, шестилетний Виталий попросил родителей    
  записать его в секцию фигурного катания, потому что ему нравится    
  смотреть по телевизору спортивные соревнования и шоу-    
  программы фигуристов);                
  3) государство (например, правительство страны Z приняло    
  программу патриотического воспитания молодёжи, реализация    
  которой способствовала формированию нравственных ценностей у    
  молодёжи).                  
  Могут быть приведены другие уместные примеры.        
  Могут быть названы другие социальные институты    
  и проиллюстрировано их социализирующее воздействие.        
  Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто    
  (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве    
  примеров)                        

 

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 28 / 37
             
Правильно названы три социальных института,    
проиллюстрировано социализирующее воздействие каждого из них    
Правильно названы два-три социальных института,    
проиллюстрировано социализирующее воздействие любых двух из    
них            
Правильно названы один–три социальных института,    
проиллюстрировано социализирующее воздействие любого одного    
из них            
Правильно названы только один–три социальных института.    
ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы) социализирующего    
воздействия одного–трёх социальных институтов.      
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие    
требованию задания.          
ИЛИ Ответ неправильный          
      Максимальный балл   3

 

27 В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и

ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки

и образования в жизни общества.

В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие

 

и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.

Социологические опросы показали, что в Z преобладают семьи демократического типа.

 

Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

 

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство?

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 29 / 37

 

  Содержание верного ответа и указания по оцениванию   Баллы  
  (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)      
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:      
1) ответ на первый вопрос: к обществам        
постиндустриального/    
  информационного типа;                      
2) ответ на второй вопрос: гуманизация образования;      
3) ответ на третий вопрос , например:            
  – муж и жена обладают в семье равными статусами (являются    
  равноправными партнёрами);            
  – все виды домашних работ выполняются супругами    
  взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних    
  обязанностей по гендерному признаку);          
  – решения по семейным вопросам принимаются совместно;      
(Могут быть приведены другие характеристики.)          
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании    
двух или более характеристик.)            
4) ответ на четвёртый вопрос: государство Z включает в себя восемь    
  территориальных единиц, не обладающих политической    
самостоятельностью.                      
(Ответ на четвёртый вопрос может быть представлен как    
в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения    
основной идеи соответствующего фрагмента текста.)      
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,    
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа      
Правильно даны ответы на четыре вопроса          
Правильно даны ответы на любые три вопроса          
Правильно даны ответы на любые два вопроса          
Правильно дан ответ на любой вопрос.            
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не    
соответствующие требованию задания.            
ИЛИ Ответ неправильный            
                Максимальный балл 3  

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 30 / 37

 

28 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы

в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы  
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)  
   

При анализе ответа учитывается:

 

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

− количество подпунктов каждого пункта;

− корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных организаций:

 

а) наличие программы; б) наличие устава;

 

в) наличие организационной структуры; г) наличие партийного аппарата и др.

 

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.

 

4. Классификации политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.); б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

 

в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные); г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

 

5. Типы партийных систем: а) однопартийная система; б) двухпартийная система;

в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 31 / 37
   
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой  
по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой    
  темы по существу          
       
  Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу        
    Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два  
    пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по  
    существу.        
    Оба этих «обязательных» пункта детализированы в  
    подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по  
    существу.        
               

Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два 2 пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

 

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован

в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

 

ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

 

Оба этих «обязательных » пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

 

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за

исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

 

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых 1 два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

 

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

 

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.


 

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 32 / 37
     
  Все иные ситуации, не предусмотренные правилами  
  выставления 2 и 1 балла.    
  ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не  
  соответствует требованию задания (например, не является  
  сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением  
  пунктов и подпунктов)    
  Указания по оцениванию:    
  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер
  и не отражающие специфики темы, не засчитываются при
  оценивании.    
  2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в
  случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла  
28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана  
  Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не  
  содержат ошибок, неточностей    
  Все иные ситуации    
    Максимальный балл 4

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 33 / 37

 

29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни

и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

 

– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

 

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1   Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение  
      опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)  
       
         
29.2   Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного  
      приспособления и координации». (П.Т. Хейне)  
       
         
29.3   Социология, «Начало личности наступает намного позже, чем  
    социальная начало индивида». (Б.Г. Ананьев)  
     
    психология      
           
29.4   Политология «"Разделяй и властвуй" мудрое правило, но  
      "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)  
       
         
29.5   Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает  
      различий по кругу лиц, в среде коих совершается  
       
      его нарушение. Он ко всем равно строг и равно  
      милостив». (А.Ф. Кони)    

 

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 34 / 37
         
  Критерии оценивания ответа на задание 29   Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания      
  Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или  
  несколько основных идей, связанных с содержанием  
  обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания  
  сформулированы один или несколько тезисов, который(-е)  
  требует(-ют) обоснования        
  Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не  
  выделена / ни один тезис не сформулирован.    
  ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не  
  отражают смысла высказывания / произведена подмена  
  смысла высказывания рассуждениями общего характера  
  («домашней заготовкой»), не отражающими специфики  
  предложенного высказывания.      
  ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом /  
  перефразированием приведённого высказывания /  
  последовательным объяснением каждого слова в  
  высказывании без объяснения смысла высказывания в  
  целом            
  Указание по оцениванию:        
  Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным
  критериям оценивания выставляется 0 баллов    
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение  
  ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность  
  теоретических положений        
  В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса  
  приведены корректные с точки зрения научного  
  обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)  
  понятия(-ий) и теоретические положения      
  В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса  
  приведены корректные с точки зрения научного  
  обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)  
  понятия(-ий), теоретические положения не представлены.    
  ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного  
  тезиса приведены корректные с точки зрения научного  
  обществознания (без ошибок) теоретические положения,  
  смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.    
  ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых)  
  понятия(-ий) / теоретических положениях допущены  
  отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих  
  понятий, теоретических положений      

 


 

 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 35 / 37
       
  Все иные ситуации, не предусмотренные правилами    
  выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое    
  содержание мини-сочинения отсутствует: смысл    
  ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические    
  положения не приведены или не связаны с основной    
  идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.    
  ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без    
  опоры на обществоведческие знания        
  Указание по оцениванию:          
  Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3
  выставляется 0 баллов          
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и    
  логичность рассуждений, выводов        
  В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с    
  опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых)    
  понятия(-й), теоретические положения приведены связанные    
  между собой последовательные и непротиворечивые    
  рассуждения, на основе которых сформулирован    
  обоснованный и достоверный с точки зрения научного    
  обществознания вывод            
  Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы    
  бытового характера без опоры на обществоведческие знания    
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров    
  Приведено из различных источников не менее двух    
  корректных, развёрнуто сформулированных фактов/    
  примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/    
  положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг    
  друга по содержанию.            
  Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой    
  в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/    
  выводом              
  Приведён только один корректный, развёрнуто    
  сформулированный факт/пример, подтверждающий    
  иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/    
  вывод.              
  Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в    
  сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/    
  выводом.              
  ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные,    
  развёрнуто сформулированные факты/примеры,    
  подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/    
  рассуждение/вывод.            
  Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой    

 

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 36 / 37

 

в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.

 

ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию.

 

Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой

в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами  
выставления 2 и 1 балла  
Указания по оцениванию:  

1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.

2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.)

не требуется.

3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования.

4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала,

не засчитываются при оценивании

Максимальный балл 6

 


 

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. 37 / 37

 

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)

 

«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом. <…>

 

В случае существенного расхождения в баллах, выставленных дв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: