Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения Государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования областных и региональных потребностей.
Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по-прежнему является приоритетной задачей налоговых органов.
Реформирование налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнут сто процентный уровень собираемости налогов.
А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового администрирования.
Важная задача налогового администрирования – оптимальное соотношение фискальной и распределительной функций в налоговой системе.[13] Налоговое администрирование проводится на основе следующих форм и методов:
Таблица 1
Формы и методы налогового администрирования
Продолжение таблицы 1
К методам налогового стимулирования относят:
- изменение срока уплаты налога (отсроченное налоговое обязательство);
- предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
- предоставление налоговых кредитов;
- дестимулирующие методы: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.
Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Можно выделить следующие основные формы налогового контроля:
- контроль за своевременным поступлением платежей;
|
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки; г) реализация материалов налоговых проверок;
- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.
Эффективность налогового контроля характеризуется:
- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;
- полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.
В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.
Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений.
Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.
В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает:
|
- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании.
Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.
Совокупность налоговых льгот - часть системы налогового стимулирования, к которым относят:
- льготы, путем предоставления сокращений налоговых баз;
- льготы, путем предоставления уменьшения налоговых ставок.
Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.
Отсроченные налоговые обязательства могут возникать в следствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчётном периоде налогооблагаемых временных разниц.
Временные разницы – это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.
Они делятся на 2 группы:
- ОНО, которые возникают вследствии предоставления налоговых каникул органами государственной власти;
- ОНО, которые возникают при распределении налогов между отчётными периодами.
Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
|
Налоговое льготирование представляет собой систему льгот по налогам и сборам, в виде преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы и льготные категории налогоплательщиков определяются налоговым законодательством.
К налоговым льготам относятся:
- льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
- льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.
Распределение налоговых поступлений является важным регулирующим элементом системы налогообложения, целью которого является распределение финансовых ресурсов, полученных в виде налогов, между бюджетами различных уровней.
В концепции налогового администрирования необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепленных в основах налоговой системы [9, 10, 11].
А именно:
1. Построение отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на принципах равноправия и баланса обязанностей и прав сторон.
2. Принцип экономической эффективности (соответствие средств поставленным целям).
3. Обеспечение неотвратимости наказания. Любые неуплаты или неполные уплаты налоговых платежей налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным для него последствиям.
Обеспечение презумпции невиновности налогоплательщика. Становление налогового администрирования в России происходило путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах.
За последние 20– 25 лет значительно возросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза, в Канаде – утроились. Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность, они стали сложными для понимания.
В условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисном экономическом развитии происходит упрощение налогового законодательства, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот [17].
Налоговый контроль.
Формы и методы налогового контроля
Функционирование любой налоговой системы во многом зависит от эффективности налогового контроля.
Налоговый контроль – элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.
Одним из основных требований к налоговому контролю стал древний принцип налогообложения: контроль должен приносить значительно больше средств, чем затрачивается на его проведение.
Целью проведения налогового контроля является выявление факторов нарушения налогового законодательства, их пересечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.
Осуществление налогового контроля, во-первых, позволяет государству пополнять бюджет и поддерживать установленный законодательством порядок, во-вторых, дисциплинировать налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые, признавая неотвратимость наказания за совершение правонарушения, постепенно (по мере развития налоговой системы и совершенствования законодательства) понимают, что своевременно и в полном объеме платить налоги – главная обязанность налогоплательщика.
Основная нагрузка по осуществлению налогового контроля возлагается на систему органов Федеральной налоговой службы. Основными задачами, возложенными на Службу, являются:
контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;
учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам налогообложения, роду деятельности);
учет поступления налогов по категориям и другим критериям;
анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
информирование органов власти о поступлении налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты;
совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);
информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение системы налогообложения.
Формы и методы налогового контроля, осуществляемого в основном через систему органов Федеральной налоговой службы, установлены Налоговым кодексом РФ.
Под методами проведения налогового контроля понимается совокупность приемов и способов осуществления контрольного мероприятия с целью установления правильности и полноты начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, соблюдения при этом налогового законодательства.
Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля – это комплекс определённых мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе (Рисунок 1).
У каждой формы налогового контроля есть своё назначение в системе налогового контроля.
Рисунок 1. Формы налогового контроля.
Учёт налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).
Оперативно-бухгалтерский учёт налоговых платежей налоговыми органами обеспечивает контроль полноты и своевременности поступлений начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учёт осуществляется путём ведения лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций, а также данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.
Контроль соответствия расходов физических лиц их доходам является контролем за полнотой уплаты налогов физическими лицами. Осуществляется он путём сопоставления данных об их доходах, указанных в представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведённых ими расходах. В сущности, это является камеральной проверкой деклараций о доходах физических лиц, но так как имеется некоторые специфические особенности, то требуется выделение этого вида контроля в самостоятельную форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и организационного обеспечения.
Налоговые проверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. И именно поэтому налоговые проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ).