Методы налогового администрирования




 

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения Государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования областных и региональных потребностей.

Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по-прежнему является приоритетной задачей налоговых органов.

Реформирование налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнут сто процентный уровень собираемости налогов.

А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового администрирования.

Важная задача налогового администрирования – оптимальное соотношение фискальной и распределительной функций в налоговой системе.[13] Налоговое администрирование проводится на основе следующих форм и методов:

Таблица 1

Формы и методы налогового администрирования


Продолжение таблицы 1

 

К методам налогового стимулирования относят:

- изменение срока уплаты налога (отсроченное налоговое обязательство);

- предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов;

- предоставление налоговых кредитов;

- дестимулирующие методы: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля:

- контроль за своевременным поступлением платежей;

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки; г) реализация материалов налоговых проверок;

- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

- уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба Российской Федерации и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, - таможенные органы и органы Министерства внутренних дел.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений.

Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов.

В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании.

Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

Совокупность налоговых льгот - часть системы налогового стимулирования, к которым относят:

- льготы, путем предоставления сокращений налоговых баз;

- льготы, путем предоставления уменьшения налоговых ставок.

Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут возникать в следствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчётном периоде налогооблагаемых временных разниц.

Временные разницы – это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.

Они делятся на 2 группы:

- ОНО, которые возникают вследствии предоставления налоговых каникул органами государственной власти;

- ОНО, которые возникают при распределении налогов между отчётными периодами.

Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

 


Налоговое льготирование представляет собой систему льгот по налогам и сборам, в виде преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы и льготные категории налогоплательщиков определяются налоговым законодательством.

К налоговым льготам относятся:

- льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;

- льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.

Распределение налоговых поступлений является важным регулирующим элементом системы налогообложения, целью которого является распределение финансовых ресурсов, полученных в виде налогов, между бюджетами различных уровней.

В концепции налогового администрирования необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепленных в основах налоговой системы [9, 10, 11].

А именно:

1. Построение отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на принципах равноправия и баланса обязанностей и прав сторон.

2. Принцип экономической эффективности (соответствие средств поставленным целям).

3. Обеспечение неотвратимости наказания. Любые неуплаты или неполные уплаты налоговых платежей налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным для него последствиям.

Обеспечение презумпции невиновности налогоплательщика. Становление налогового администрирования в России происходило путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах.

За последние 20– 25 лет значительно возросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза, в Канаде – утроились. Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность, они стали сложными для понимания.

В условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисном экономическом развитии происходит упрощение налогового законодательства, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот [17].

 

Налоговый контроль.

Формы и методы налогового контроля

 

Функционирование любой налоговой системы во многом зависит от эффективности налогового контроля.

Налоговый контроль – элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Одним из основных требований к налоговому контролю стал древний принцип налогообложения: контроль должен приносить значительно больше средств, чем затрачивается на его проведение.

Целью проведения налогового контроля является выявление факторов нарушения налогового законодательства, их пересечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Осуществление налогового контроля, во-первых, позволяет государству пополнять бюджет и поддерживать установленный законодательством порядок, во-вторых, дисциплинировать налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые, признавая неотвратимость наказания за совершение правонарушения, постепенно (по мере развития налоговой системы и совершенствования законодательства) понимают, что своевременно и в полном объеме платить налоги – главная обязанность налогоплательщика.

Основная нагрузка по осуществлению налогового контроля возлагается на систему органов Федеральной налоговой службы. Основными задачами, возложенными на Службу, являются:

контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;

учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам налогообложения, роду деятельности);

учет поступления налогов по категориям и другим критериям;

анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;

информирование органов власти о поступлении налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты;

совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);

информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение системы налогообложения.

Формы и методы налогового контроля, осуществляемого в основном через систему органов Федеральной налоговой службы, установлены Налоговым кодексом РФ.

Под методами проведения налогового контроля понимается совокупность приемов и способов осуществления контрольного мероприятия с целью установления правильности и полноты начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, соблюдения при этом налогового законодательства.

Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля – это комплекс определённых мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе (Рисунок 1).

У каждой формы налогового контроля есть своё назначение в системе налогового контроля.

 

Рисунок 1. Формы налогового контроля.

 

Учёт налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Оперативно-бухгалтерский учёт налоговых платежей налоговыми органами обеспечивает контроль полноты и своевременности поступлений начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учёт осуществляется путём ведения лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций, а также данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.

Контроль соответствия расходов физических лиц их доходам является контролем за полнотой уплаты налогов физическими лицами. Осуществляется он путём сопоставления данных об их доходах, указанных в представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведённых ими расходах. В сущности, это является камеральной проверкой деклараций о доходах физических лиц, но так как имеется некоторые специфические особенности, то требуется выделение этого вида контроля в самостоятельную форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и организационного обеспечения.

Налоговые проверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. И именно поэтому налоговые проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: