Камеральная налоговая проверка




 

Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

В случаях, предусмотренных законодательством, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета декларацию только по тем налогам, плательщиком которых он является, а также бухгалтерскую отчетность, которая представляется ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом является квартал. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом.

В бухгалтерскую отчетность входит:

форма №1 «Бухгалтерский баланс»;

форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

формы №3 «Отчет об изменениях капитала», №4 «Отчет о движении денежных средств» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (данные формы не являются обязательными для малых предприятий и предприятий, принадлежащих к этой категории);

форма №6 «Отчет о целевом использовании денежных средств» (данную форму представляют организации, имеющие целевые денежные средства, – профсоюзы, общественные организации, фонды и т.д.).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя (заместителя) налогового органа не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций или внесенных изменений в налоговую декларацию.

При проведении камеральной налоговой проверки должностные лица налоговых органов проверяют, во-первых, правильность заполнения налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности и их соответствие требованиям действующего законодательства, во-вторых, правильность исчисления и уплаты тех налогов, которые можно проверить при камеральной проверке.

При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации, которые налогоплательщик обязан представить в срок, указанный в запросе. В случае обнаружения неточностей, неясностей, неполноты отражения сведений налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан их внести в налоговую декларацию.

Как известно, налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся в том числе до выездной налоговой проверки.

На сумму доплат по налогам, которые выявляются в результате к налоговой проверки, налоговые органы выставляют требования об уплате налога.

Различают два вида выездной налоговой проверки: комплексную и тематическую.

Комплексная проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за один, два или три налоговых периода, предшествующих проверке. При проведении тематической проверки проверяется один или несколько налогов за один или несколько налоговых периодов.

Выездная налоговая проверка производится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В данном решении должно быть отражено:

Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а также его звание;

название организации;

ИНН налогоплательщика;

проверяемые вопросы;

проверяемые периоды;

Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводящего проверку (в случае проведения совместной проверки с органами налоговой полиции и другими органами их работники также указываются в решении о проведении проверки).

Выездная налоговая проверка не может охватывать более трех лет, предшествующих ей, так как законодательством четко определен этот срок исковой давности.

Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Исключением являются проверки:

вышестоящим налоговым органом в порядке контроля;

в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Датой начала проверки считается дата ознакомления руководителя или иного уполномоченного лица организации с решением о проведении выездной налоговой проверки, о чем в решении делается соответствующая запись.

Срок проведения выездной налоговой проверки согласно действующему законодательству составляет не более двух месяцев с даты ее начала. Однако в исключительных случаях срок может быть увеличен на один месяц по решению вышестоящего налогового органа. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки также увеличивается на один месяц на каждый филиал (если филиалов будет 15, то срок проверки увеличивается на 15 месяцев). Сроки выездной налоговой проверки исчисляются исходя из фактического времени нахождения должностных лиц налоговых органов в организации.

При проведении выездной налоговой проверки:

должностные лица налогового органа могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для проведения данной формы налогового контроля; показания свидетелей вносятся в протокол;

должностные лица налогового органа могут проводить осмотр помещений, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и при участии налогоплательщика или его уполномоченных представителей с составлением соответствующего протокола.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки, срока ее проведения и личных данных должностных лиц, проводивших ее. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении находится в налоговом органе.

 

Таблица 2. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

  Камеральная проверка Выездная проверка
1. Субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
2. Объект Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более тех лет, предшествующих году
3. Основания для проведения Специального решения не требуется Решения руководителя налогового органа
4. Периодичность Регулярно с периодичностью представления отчетности Выборочно по мере необходимости
5. Место проведения Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
6. Категория проверяемых налогоплательщиков Все налогоплательщики Юридические лица и индивидуальные предприниматели
7. Используемые мероприятия Мероприятия, на связанные с нахождением на территории налогоплательщика Любые, установленные НК РФ мероприятия

 

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в 5-дневный срок.

Следует иметь в виду, что представ документы должны оформлены соответствующим образом – на каждом листе должна стоять надпись «Копия верна» и подпись руководителя или должностного лица организации, имеющего право заверять копии документов на основании специального приказа или в соответствии со своей должностной инструкцией. Помимо представляемых документов налогоплательщик составляет опись данных документов. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

При проведении выездной налоговой проверки, когда имеются остаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов, которая осуществляется на основании специального постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых с составлением и описи изъятых документов. При необходимости могут быть изъяты оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать копии в течение пяти дней. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Если при проведении выездной налоговой проверки потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, специалистов и переводчиков. Все вышеуказанные лица участвуют в выездной налоговой проверке на договорной основе. При проведении экспертизы вызываются понятые (не менее двух человек), не заинтересованные в исходе дела. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым оплачиваются расходы на проезд и наем жилого помещения, выплачиваются суточные в соответствии с действующим законодательством и вознаграждение за работу, если она не входит в круг их обязанностей.

За свидетелями, вызываемыми в налоговый орган, на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

По окончании выездной налоговой проверки составляется справка за подписью руководителя проверяющей группы. Копия справки вдается налогоплательщику.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговым органом составляется акт, состоящий из трех разделов, в которых:

1) указываются общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам и в какой организации она была проведена, а также общие данные об организации);

2) указываются налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки;

3) приводятся общие выводы по проделанной работе.

Копия акта вручается налогоплательщику, в случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностными лицами налогового органа делается соответствующая отметка, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он имеет право направить в двухнедельный срок с момента получения копии акта свои разногласия, которые составляются в произвольной форме, в налоговый орган. Причем в данном случае налогоплательщик имеет право отправить их также по почте. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 6. 1 НК РФ неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В течение следующих 14 дней данные разногласия должны быть рассмотрены в присутствии налогоплательщика, который уведомляется о дате, месте и времени их рассмотрения, и должно быть вынесено решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, если его вина считается установленной;

об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если его вина считается Неустановленной;

о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

В случае вынесения решения о привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием сумм налогов, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. Данное требование налогоплательщик обязан исполнить в течение 10 дней. Если налогоплательщик не согласен с требованием об уплате налога, он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки, акт, решение или требование об уплате налога в арбитражном суде или суде общей юрисдикции в зависимости от своего статуса. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган в течение 60 дней имеет право взыскать сумму неуплаченного налога и пени в бесспорном порядке.

В случае неуплаты налогоплательщиком штрафных санкций налоговый орган имеет право подать заявление в суд на их взыскание. При этом законодательством определен срок подачи заявления – три месяца с момента обнаружения налогового правонарушения. В данном случае моментом обнаружения налогового правонарушения считается момент составления акта проверки.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность». Налоговый кодекс РФ выделяет виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности (табл. 3).

 

Таблица 3. Виды налоговых правонарушений и установленные за них меры ответственности (штраф)

Вид нарушения налогового законодательства Размер штрафа
1. Нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) 5 тыс. руб.
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ): Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе то же более трех лет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. 29% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней
3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ) 5 тыс. руб.
4. Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст. 119 НК РФ) то же в течение более 180 дней 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или не полный месяц, начиная с 181-го дня
5. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), если эти деяния совершены: в пределах одного налогового периода в течение более одного периода повлекли занижение налоговой базы     5 тыс. руб. 15 тыс. руб. 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
6. Неуплата или не полная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) 20% от неуплаченных сумм налога
7. Те же действия, совершенные умышленно 40% от неуплаченных сумм налога
8. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) 20% от неуплаченных сумм налога
9. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или а помещение (ст. 124 НК РФ) 5 тыс. руб.
10. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ) 10 тыс. руб.
11. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ) Непредставление в установленный срок, предусмотренный Кодексом, документов и иных сведений Непредставление сведений о налогоплательщике Те же деяния, совершенные физическим лицом 5 тыс. руб.     50 руб. за каждый непредставленный документ     5 тыс. руб. 500 руб.

 

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

отсутствие события налогового правонарушения. Это означает отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, т.е. нарушения норм законодательства;

отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);

желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности в следующих случаях:

если лицо, его совершившее, не осознавало противоправности своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло это осознавать;

при совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения действия шестнадцатилетнего возраста;

при истечении срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. истечении трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Практическая часть

Вариант 2

Задание 1

Заработная плата работника заводоуправления за период с января по апрель составила 19 000 рублей ежемесячно. В мае заработная плата работника составила 8 400 рублей, материальная помощь, выданная в связи с наводнением и причинением ущерба – 5 000 рублей. Работник состоит в браке и имеет ребёнка 5 лет.

Определите: Сумму налога с совокупного дохода за январь-май. Составьте бухгалтерские проводки.

Решение

- трудовой доход физического лица за 5 месяцев: 19 т. р. + 8,4 т. р. = 27,4 т. р.

- стандартный налоговый вычет: (1400 + 500) х 5 = 9,5 т. р.

4600 руб. 400 х 4 + 600 х 5 = 4 600 руб.

- матпомощь, которую выдали в связи с ущербом ст.217 НК РФ не облагается налогом.

- совокупный облагаемый доход: 27,4 т. р. - 9,5 т. р. = 17,9 т. р.

- НДФЛ: 17900 р. х 13% = 2327 р.

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма в руб.
Дт Кт
Начислен НДФЛ      

Задание 2

В течение 2 квартала организация:

- реализовала продукции на 490 000 рублей (без НДС);

- Построила хозяйственным способом гараж для собственных нужд, стоимость строительно-монтажных работ – 100 000 рублей (без НДС);

- Оприходовано и отпущено в производство товарно-материальных ценностей на сумму 210 000 рублей (в том числе НДС), а оплачено на сумму - 175 000.

Определите: общую сумму НДС к уплате в бюджет, а так же сроки, порядок и суммы перечислений в соответствии с НК РФ. Составьте бухгалтерские проводки.

Расчет:

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма в руб.
Дт Кт
Реализована продукция без НДС      
Начислен НДС с реализации 90/3   268 200
Отражены затраты на постройку гаража     100 000
НДС к зачету в бюджет     18 000
Оприходованы материалы от поставщиков      
НДС      
НДС к вычету      
Оплачен счет поставщиков     175 000

 

Итого НДС к вычету: 268200+32033 + 18000 = 318233 р.

Задание 3

Выручка организации за налоговый период составила 900 000 рублей, в том числе НДС 18%, себестоимость реализованной продукции – 800 000 рублей, внереализационные доходы – 450 000 рублей, внереализационные расходы – 300 000 рублей.

Определите: Сумму налога на прибыль организаций с распределением по бюджетам. Составьте бухгалтерские проводки.

Расчет:

Ставка налога на прибыль – 20%, из них: федеральный бюджет – 6,5%, региональный бюджет – 17,5% (ст.284 НК РФ).

Налогооблагаемая прибыль организации:

(900000 / 1,18) + 450000 - 800000 - 300000 = 112712 руб.

Сумма налога на прибыль:

112 712 х 20% = 22542 руб., в т. ч.:

- федбюджет: 112 712 х 6,5% = 7 326 р.,

- регбюджет: 112 712 х 13,5% = 15 216 р.

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма в руб.
Дт Кт
Начислен налог на прибыль      

Задача 4

Остаточная стоимость имущества организации составила, по состоянию на:

1.1​ – 260 000 рублей

1.2​ – 325 000 рублей

1.3​ – 227 500 рублей

1.4​ – 300 000 рублей

1.5​ – 195 000 рублей

1.6​ - 162 500 рублей

1.7​ – 130 000 рублей.

Определите: сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет за 2 квартал текущего года. Составьте бухгалтерские проводки.

Расчет:

Авансовые платежи за квартал = средняя стоимость имущества х налоговая ставка / 4

Рассчитаем квартальные авансовые платежи по налогу на имущество.

Первый квартал:

Средняя стоимость имущества = (227,5 т. р. + 300 т. р. + 195 т. р. + 130 т. р.) / 4 = 213,1 т. р.

Авансовый платеж = 213,1 х 2,2% / 100% = 4,62 т. р.

 

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма в руб.
Дт Кт
Начислен налог на имущество      

Задача 5

Сорокин Е.В. имеет в собственности квартиру общей площадью 100 кв.м., инвентаризационная стоимость которой составляет 380 000 рублей; жилой дом площадью 126 кв.м., инвентаризационная стоимость которого составляет 350 000 рублей и садовый домик общей площадью 45 кв.м., инвентаризационная стоимость которого составляет 30 000 рублей.

Все объекты находятся на территории разных муниципальных образований.

Определить: Сумму налога на имущество физических лиц.

Решение:

Все объекты недвижимости расположены в разных муниципальных образованиях, общая сумма налога на имущество физлиц, в данном случае оставляет за календарный год 0,1 % от инвентаризационной стоимости обоих объектов, т. е. 380 т. р. и 350т. р. Итого 7300 руб.

Задача 6

За I квартал 2013 года в индивидуальных карточках учета выплат и начисленных страховых взносов отражены следующие данные (руб.).

Таблица 2 - Выписка из индивидуальных карточек

Определите: ежемесячные обязательные платежи по взносам во внебюджетные фонды с заработной платы каждого работника.

Составьте бухгалтерские проводки.

Решение:

Всего начислено: 116000 р.

Пенсионный фонд 22% 116000/100 х 22% = 25250 р.

Дт 20,44,23,25,26 Кт 69/1 – 22250 р.

ФСС 2,9 % - 116000/100 х 2,9 % = 3364 р.

Дт 20,44,23,25,26 Кт 69/2 – 3364 р.

ФФОМС 5,1% - 116000 х 5,1 % = 5916 р.

Дт 20,44,23,25,26 Кт 69/3 – 5916 р.

Итого:31530 р.

Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма в руб.
Дт Кт
Начислен социальный вычет Пенсионный фонд 20,44,23,25,26 69/1  
ФСС 20,44,23,25,26 69/2  
ФФОМС 20,44,23,25,26 69/3  

 


Заключение

В заключении исследования можно сделать следующие выводы:

Налоговая система – важный инструмент осуществления экономической политики государства, регулирования экономики и социальной сферы страны.

Налоговое администрирование – система государственного управления налоговым процессом, цель которого выстроить определенные отношения государства и налогоплательщиков, а так же повысить эффективность функционирования налоговой системы.

Цель налогового планирования – оценить и обеспечить обоснованные качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов различных уровней с целью удовлетворить потребность бюджета.

Снизить налоговую нагрузку – одна из целей государственной политики в области организации налогообложения.

Данное снижение сопряжено с сокращением поступлений налоговых доходов в бюджет.

Восполнение налоговых доходов возможно тогда, когда будут применены дополнительные меры, к основным из которых могут быть: увеличение собираемости налогов и совершенствование налогового администрирования.

Уровень собираемости налогов – своеобразный индикатор качества функционирования системы налогового администрирования.

На данном этапе, проблем налогового администрирования существует немало, как в его практическом функционировании, так и теоретических аспектах


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ - часть 1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-Федеральный Закон.

2. Артеменко Д.А. Институт налогового консультиро- вания в механизме налогового администрирования // Финансы. – 2015. – № 3. – С. 31.

3. Абдулгалимова В. Развитие проектного финансирования в условиях формирования механизмов государственного партнерства // Экономика. – 2016. – № 3. – С. 62.

4. Леонова О.И. Как оптимизировать налог на имущество по договору лизинга// Главбух, 2016. - № 2. – С. 6.

5. Милякова М.И. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Проспект, 2014.

6. Налогообложение: Уч. пос.. Под. ред. О. А. Илюшина. - М.: Экономика, 2015.

7. Макарова П.Д. Практическое пособие по налогообложению. – Уч. пос. - М.: АСТ, 2014.

8. Панскова Г. В.Налоги и налогообложение в России. Учебник. - М.: Инфра –М, 2015.

9. Юткина Ф. Т.Налоги и налогобложение. Учебник - М.: Инфра –М, 2015.

10. Черникова А.А. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Проспект, 2015.

12. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2015.

13. Налоги: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- М.: Проспект, 2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: