Мотивация и результативность организации




1. Проблемы мотивации в процессе управления ЧР.

2. Критический анализ теории мотивации

Принципы и задачи управления персоналом

Принцип - базовые предпосылки решения задач.

Принципы:

1. четкое определение требований.

2. устранение привилегий и статусного разрыва

3. вовлечение в творчество

Соблюдая три принципа - получаем справедливость.

Ручейников Сметанин Модернизация в России, мире и Архангельской области.

Задачи:

1. совершенствование форм и методов работы с кадрами

2. формирование трудовых коллективов

3. планирование карьеры

4. налаживание социального партнерства

5. налаживание кадрового делопроизводства

6. организация и поддержание орг. культуры.

7. научная организация трудовой деятельности

8. обеспечивание условий трудового поведения

9. улучшение условий труда и быта

10. формирование прогрессивных ценностей и установок

11. обеспечение кадровой информации

12. совершенствование системы мотивации труда.

Отличия (дисктинции) УЧР от управления кадрами

Отличия УЧР Управления кадрами
1. предмет сравнения Активное, выступает элементом стратегии бизнеса Отсутствует или следует за производственной политикой
Смысл кадровой политики Облегчает процесс интегрирования персонала в деловое окружение Достижения компромисса между экономическими и социальными целями
     
Основная задача управления Обеспечивает организации высококвалифицированными сотрудниками до такой степени, что это становится конкурентным преимуществом Обеспечивание производства нужными людьми в нужное время
Приоритеты в кадровой политике Определяются нуждами интересами персонала и задачами организации Определяются текущими потребностями в рабочей силе
Кадровой планирование Органически взаимодействует с обшим планом организации Подчинено общему плану
Решение вопросов руководства персоналом Решаются вопросами линейными руководителями с помощью специалистов по персоналу Линейными руководителями без консультаций
Кадровые функции при децентрализованные централизованные
Особый объект управление Преимущественно менеджеры, команды исполнители
Подход к руководству персоналом индивидуализированный обезличенный
Масштабы УП международные локальное
Коммуникации горизонтальные вертикальные
Система внутренних взаимоотношений Социальное партнерство Конфликты, конфронтация
Характер обучения персонала Систематическое развитие фрагментарное
мотивация Акцент на получение взаимного доверия Преимущественно экономическое
Расходы на пероснал инвестиции Затраты, которые надо экономить
Карьерный рост Многовариантный Линейный, однонаправленный
Принятие кадровых решений открытое закрытое

 

 

2. Понятие мотивации

Мотив - осознанный внутренний побудитель

Стимул - внешний побудитель

Стимул = мотиватор.

Мотивация - процесс побуждения к труду

Пластинин Александр Викторович

3 корпус 3402

08. 1100

Критический анализ теории мотивации.

Подходы к мотивации.

Абрахам Маслоу

Каждый индивид имеет иерархию потребностей. 5 составляющих:
1. физиологические

2. потребность в безопасности

3. потребность в социальном признании

4. потребность в уважении

5. потребность в самовыражении.

По мере удовлетворения жизненных потребностей появляются потребности более высокого уровня.

Критика: на практике нет сдадийности

Макклеланд:

- потребности власти, успеха, причастности

А. Герцберг. Все факторы, влияющие на работы: гигиенические - связаны с окружающей средой, мотивационные.

Модель Портера-Лоулера - рассматривают мотивацию как функцию ожиданий. Поставила проблему справедливости мотивации труда.

Возраст этой теорий - пол века. Эти теории выражали дикий капитализм.

 

Динамика мотиваторов наемного труда.

1.Роль компенсационного пакета в развитии бизнеса и управления организацией

2.Структура и содержание КП

В теории бизнеса предпринимательство и управлении оргнаизацией известен треугольник интересов: клиента, работника и работодателя.

Интересы клиента реализуются через механизм цены на рынке товаров, интересы работодателя через механизм предпринимательского дохода, а работника через механизм КП.

Оптимальный вариант- сочетание интересов всех трех сторон.

КП в этих отношениях единственный и универсальный механизм или инструмент позволяет решать задачи:

1)рост производительности труда на рабочем месте, в подразделении, в компании

2) повышение дисциплины: трудовой, производственной.

3) улучшение нравственного и психологического климата

4) улучшение показателей качества персонала

5) повышение эффективности инвестиций в фонд планирования

6) повышение эффективности инвестиций в базовую з/пл

7) снижение зарплатоемкости.

Особенности КП:

1) размер, содержание и структура КП для каждой организации индивидуальны, а во времени - динамичны.

2) размер КП - величина инвестиций в человеческий капитал.

3 фактора влияют на формирование КП:

1) традиционное соотношение в оплате труда высоко и низкооплачиваемых работников.

4 модели:

- умеренная модель: Запад, Япония. Соотношение дицельных (10 высоко и 10 низкооплачиваемых работников) 3:1

- умеренно-полярная модель: Африка, Латинская Америка 10:1, 15:1

-сверхполярная модель: Монголия 20:1, 30:1 Сюда - Россия: 26:1

- нерыночная модель Куба, КНДР: 3:1.

2) финансовое положение фирмы

3) уровень конкуренции и соперничества на региональном рынке.

Структура КП:

- базовая зарплата

- социальные трансферты

- премия.

Содержание КП:

1) фонд заработной платы

- оплата за заработанное время

- за неотработанное время (отпуска, льготные числа подростков, учебные отпуска и др)

- единовременные поощрительные выплаты (разовые премии, за выслугу лет, матпомощь)

- выплаты на питание, жилье, топливо

2) выплаты социального характера

- надбавки к пенсиям, работающим на предприятиям

- единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеран труда.

- взносы на добровольное мед страхование

3) кроме 1-2.

- пособия по вр. нетрудоспособности

- доплата молодым работникам

- фирменная одежда

- командировочные расходы

- на платное обучение

В общих расходах на содержание персонала:

базовая зарплата - 100%

соц - 50-100

участие в прибылях - 50 и больше

премия - 50 и больше от базовой зарплаты

 

Тема: система комплектования организации кадрами

Вопросы: 12. кадровая политика

2. планирование потребности в персонале.

3. организационные формы комплектования кадрами

4. наем на работу

5. Хедхантинг - охота за головами

Введение

Причина изменения отношения к работникам в постиндструиальном обществе:

1. использование информационных технологий и любых др. прогрессивных технологий. Это требует повышения требований к сложности и качеству труда.

2. значительным повышением образовательного и культурного уровня работника.

Влечет рост стоимости рабочей силы.

3. Характеризуется общей демократизацией социально-экономической жизни, что порождает долю самостоятельности работника.

4. Творческим характером деятельности - снижается роль контроля

5. Ростом неопределенности социально-экономических процессов, чято порождает максимальную свободу действий.

6. Опытом передовых компания (США,Япония), что порождает возрастание роли коллективного творчества.

Управление ЧР и персоналом.

Включает процесс управления персонала 3 элемента:

- концепцию управления персоналом

- управление человеком организации

- практика управления персоналом

Концепция управления персоналом - система теоретических взглядов на сущность, цели, задачи, критерии, принципы в соответствующей деятельности и формирование ее механизма.

Элемент управления человеком - часть общей системы управления, решающий фактор конкурентоспособности. Она достигается за счет проведения активной кадровой политики, приобретения кадровыми службами стратегических функций, за счет интеграции планирования персонала, инвестиций в ЧК и управления

практика управления персоналом - система правил, форм воздействия на условия деятельности работника.

Сущность УЧР - ярко характеризует это понятие - это гуманистический подход. Работник - человек, имеющий самостоятельную ценность, это социальный феномен и главный субъект организации.

С точки зрения УЧР мы выделяем цели управления человеком:

1) развитие личности работника, обеспечение взаимной ответсвенности администрации и персонала, формирование орг. ценностей, разрушение барьеров между собственниками и работниками, создание благоприятного морально-психол. климата, вовлечение людей в тыворчество, повышение самостоятельности исполнителей.

Гуманитарный подход предполагает определение принципов:

- формирование системы ценностей

- обеспечение информацией необходимой

- обеспечение самостоятельности

- создание творческой атмосферы

- доброжелательной отношение

- терпимость к ошибкам, инакомыслию.

Модели:

- Россия: патернализм - забота о пероснале, игнорирование потребностей, незащищенность от произвола собственников и администрации, непрофессионализ работников кадровых служб, незаинтереосванность работников и рук. в повышении квалификации, трудность увольнения нерадивых работников.

- США - краткосрочный наем на внешнем рынке, минимум обучения за счет фирмы, преобладание денежных стимулов, отбор кадров по профессиональным критериям, преданность работника профессии, а не организации

- Западная Европа - социальное партнерство, ориентация на продвижение своих сотрудников, минимизация статусного разрыва между рук и подчиненными, участие в прибыли, постоянное повышение квалификации, помощь при увольнении, создание благоприятных условий труда

- Япония - комбинация пожизненного найма и временной занятости, инвестиции в развитие персонала и решение социальных проблем, участие работника в управлении, постоянная ротация кадров, групповые принципы продвижения, обусловленность вознаграждения возрастом и стажем.

Кадровая политика - система взглядов, норм, принципов, которые определяют основные направления работы с персоналом.

Гл. функция - укрепление кадрового потенциала. Особенность КП - она ингрирована с управленческой, инвестиционной, финансовой, и производственной политикой.

Цель КП: сохранение и развитие кадрового потенциала, формирование высокоээф. коллектива, создание благоприятных условий труда, выработка основных направлений кадровой политики

Задачи:

1) выработка общей концепции управления персоналом

2) определение требований к персоналу

3) формирование концепции оплаты труда

4) прием на работу людей, соответсвующих потребностям организации

5) создание условий для эфф. использования трудового потенциала

6) обучение и развитие персонала, развитие социального партнерства.

Факторы на формирования КП:

1) требование законодательства

2) интересы коллектива

3) интересы менеджеров

4) собственников

5) местных властей

6) экономическая конъюнктура

7) морально-психологический климат

8) состояние рынка труда

9) особенность применяемой техники и технологий.

Направления КП:

1) прогнозирование появления новых рабочих мест с учетом новых технологий

2) разработка программ развития персонала с учетом задач организации

3) разработка мотивационных механизмов труда

4) маркетинг, продвижение персонала

5) разработка программ занятости и социальных программ

Типы кадровой политики:

а) пассивная - в организации нет принципиального плана развития, нет плана работы с персоналом, и мало пользы

б) реактивная политика - в организации управляют ситуацией, допустима при краткосрочном плане

в) превентивная политика - есть средства диагностики, есть прогнозы, расчет потребностей в кадров, такой тип полезен, но не актуален

г) активная кадровая политика- имеются средства диагностики ситуации, кадровая служба способна разрабатывать антикризисные программы.

д) активная авантюристическая политика - нет никаких программ, нет планов развития персонала, интуитивно, иногда с помощью опыта, она скорее вредна, чем полезна.

Планирование потребностей в персонале.

КП - оперативное планирование работы с персоналам.

Шаги такого плана

1. собрать информацию о персонале

2. определить цели производства

3. проверить соответствие персонала, предстоящим задачам.

4. убедится могут ли быть реализованы цели кадрового планирования

5. спланировать потребность в персонале

6. спланировать адаптацию высвобождения персонала.

4. составить плана обучения, переподготовки, повышение -и

наметит траектории деловой карьеры

составить смету расходов на персонал

регулярный контроль всех отдельных видлов планирования

Технологии:

1сСледует получить данные о планируемых рабочих местах, получить штатное расписание.

2. проанализировать потребность в персонале сегодня и завтра

3. выполнить анализ эффективности работы

4. разработать программы привлечения пероснала, адаптирвать методы оценки кандидатов на работу и посчитать финансы.

5. расчет потребностей в персонале

А= Ч+Дп

Ч - постоянная потребность, Д дополнительная потребность в кадрах

Ч=Оп/в (объемы производства делим на выработку.

Более конкретные расчеты по отдельным группам персонала, рабочие сдельщики, рабочие повременщики, ученики, обслуживающий персонал, руководящий персонал (7+/- 2)

3. Организационный формы ко-ия кадрами. Главный принцип - активное привлечение рабочей силы, а не пассивное ожидание.

Формы привлечения:

- пропаганда, преимущественно фирмы

- заключение договоров с учебными заведениями

- договоры с предприятиями - изготовителями новой техники

- контакты со службами занятости

- договоры с кадровыми агентствами

- лизинг персонала

- дни открытых дверей предприятия

- ярмарки вакансий

4. Наем на работы: устанавливаются отношения между собственниками рабочей силы и ее покупателями.

Наймы предшествует процедура кадровой работы.

Кадровая работа - деятельность по реализации кадрового потенциала.

Принципы:

сохранение и улучшение кадрового потенциала, справдлиовтьс, последовательность, учет требований ТЗ, демократизм, использовании позитивного опыта.

; элемента КР:

- разработка штатных расписаний

- разрешение конфликтов

- улучшение условия труда

- организация обучения и повышения квалификации

В их числе - найм на работу.

Структура найма:

Найм предшествует процедура кадровой работы

а) профессиональная ориентация (профпропаганда, консультации, профотбор).

б) внешний (предложение подавать заявку населению на работу) и внутренний (перестановка своих сотрудников, практикуется при вводе в эксплуатацию новых производств) набор персонала

 

Хедхантинг - охота за головами

Отбор персонала - оценка кандидатов на вак. должности, включает предварительное собеседование. (личный, телефонный разговор)

Задачи собеседование: оценка качества претендентов или аттестуемых, информирование о требованиях предъявляемых организаций, уточнение неявных фактов, выявление существующих проблем.

Принципы кадрового собеседования:

1) заинтересованность в участниках

2) понятность целей

3) доброжелательность

4) активизация рассказа о себе

5) выявление нового

6) анализ анкетных данных: резюме содержит слабые, сильный стороны специалита, трудовой опыт, цели, сведения об образовании в обратной последовательности, личные цели. Составляется как основное хронологическое описание деятельности.

Вербовочная анкета: должна быть стандартизованной, удобной для заполнения, позволяющей вносить дополнительную информацию и не двухсмысленной.

Автобиография: должна содержать личные данные, семейное положение, образование, характер обучения и успеваемости, проф. деятельность, знание языков, повышение квалификации. характеристика - создать объективный образ человека, предсказывать поведение.

Рекомендательное письмо:

Анкеты рассчитаны на спе-ов высшей квалификации. Виды:

- стандартные

- собственные

- специальные (для выпускников вузов, вербовочная, биографическая)

Достоинства: стандартность, наглядность,

Принципы составления анкет: понятность, переход от простых к сложным вопросам, помещение значимых вопросов в середине анкеты, привлекательность бланка.

Заполнение самостоятельно или со слов работников кадровой службы.

Тестирование: при найме на работу, при увольнении, расстановка кадров, планирование обучения. Должны быть объективными, надежными, валидными, сопоставимыми с др. методами и экономичными.

Типы тестов: по способу представления: вербальные, невербальные, имитационные.

По способу постановки задачи: стандартизированные и не..

прямые и косвенные

по характеру требований к ответу: свободные и связанные

по содержанию: на двиг. способности, на свойства личности, на достижение, на интеллект и общие способности, на специальные способности, на интересы и склонности, на профессионализм, психометрические, тесты производительности, темперамент, на склонность к обучении, деловые качества.

Отбор еще включает - наведение справок о кандидатах, медицинское освидетельствование, основное собеседование, интервью, подготовка экспертного заключения.

Организация найма:

ЕСТЬ ВАКАНТНОЕ МЕСТО -- РЕКЛАМА - ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ - ОЦЕНКА ДОКУМЕНТАЦИИ - ОСНОВНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ - отклонение или согласие - медосмотр, специальная подготовка, интсруктажи - НАЕМ НА РАБОТУ

5. Хедхантинг - охота за головами, поиск кадров специфическими методами

проблема подбора работников высш. квалификации

2) найденных кандидатов необходимо оценивать по личным достижениям.

Технология Х.

- поиск кандидата ведется без определения СМИ

1) уяснить максимально точно, что требуется клиенту.

2) определяет пространство поиска: фирма база данных поиска.

3) выявление конкретных имен, связей, кандидатов.

4) контакт с этим потенциальным кандидатом, подробное интервью

5) подготовка к передаче заказчику

6) консультант организует встречу работодателя и кандидата

Защита кадров:

Запретительными и карательными мерами ничего не сделать. Записки о неразглашении коммерческой тайны

Можно самому стать клиентом хендхантинговой фирмы.

ВЫДАЧА СВОИМ СОТРУДНИКАМ ДОЛГОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ.

Не допускать появления информации в публичных источниках

Создать такую атмосферу при котором он не захочет уходить

Важно следить за потребностями мотивации труда.

 

Аттестация персонала

1. Подготовка к аттестации

2. Содержание положения об аттестации

3. Оценка персонала

Оценка персонала. 2 вида оценки: при поступлении на работу, аттестация

Прием, отбор Аттестация
Отбор предполагает профориентацию, в специальных центрах профориентации и на предприятии Деловые Профессиональные Личностные Медицинский медосмотр Тест Кетлера, Люшера Уже с работающим персоналом, и в основном это административно-управленческий персонал. Это оценка работающего персонала с точки зрения соответствия занимаемому месту, должности. Цель: 1) Мотивация труда 2) выясняется ресурс организации (социальный, человеческий и профессиональный +трудовой потенциал) 3) выяснение контингента занятых работников для формирования кадрового 4) определение системы продвижения персонала 5) оптимизация штатной численности Недостаток многих аттестация управленческого персонала - аттестацию сводят к оптимизацию персонала

Ассоциация городов северо-западного региона

Содержание аттестации.

АП затрагивает права граждан, следовательно главный принцип ее - все должно соответствовать трудовому законодательству.

1. Положение об А. создан и утвержден об аттестации. Документ вывешен на обозрение за 30 календарных дней. В положении: цели, задачи, методы и подведение итогов. Задачи развивают достижение этих целей.

2 задача - создание комиссии1. сбор документов. 2. формирование комиисси

Должен быть - график и список.

Методы А:

аттестуемый Деловые Профессион Личные 1 2 3 -1 -2 -3 1 2 3 -1 -2 -3
1. руководитель,  
2. Социолог  
3. шеф  
4. трудовик  

 

1. Проф.

2. Деловые

3. Публичное выступление

 

Есть центры оцени персонала, ВТО м случае если нет необходимых специалистов в самой организации (assessment - centr).

Главное что они делают - куда можно использовать ресурсы.

 

Адаптация персонала

1. понятие адаптации

2. технологии адаптации

3. стресс и дистрессы

Корель институт философии и права

Стресс - нарушение психофизиологического механизма жизнедеятельности организма. (Салье)

Дисстесс- это меры по профилактике и возвращению в нормальное состояние.

Профессиональное выгорание

Адаптации- процесс приспособления к среде.

Среда -

Трудовая, бытовая, психофизиологическая, культурная, социальная адаптация.

Разные категории сотрудников- это разная адаптация.

Возраст, пол

Технология:

1. определение субъекта адаптации

2. оформляется приказом определение наставника

3. утверждение сроков адаптации

4. контроль адаптации

5. подведение итогов и результатов

Профессиональное выгорание начинается с признаков симптомов:

1. человек доволен всем, работает, но начинает терять интерес к труду. Стадия - медовый месяц

2. Добавка топлива - либо повышают зарплату, либо поышение, он еще

3. Пробивание стены

4. Начинает прогуливать, пить, болеть

Кто сгорает: работники типа человек-человек.

Быстрее там, где больше всего конфликтов- продавцы, кондукторы, учителя, врач, менеджеры

Профилактика:

1. контроль адаптации

взять стрессоустойчивых

2. найти причины стрессов (организационные причины, подчиняется 2 начальникам - раздвоение личности, перегрузы.

3. найдите возможность дать дополнительный отпуск

4. создание центра профилактики выгорания

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: