Справочные правовые системы (СПС): назначение и основные возможности. Государственные и коммерческие СПС.
Организация хранения правовой информации в СПС, структура информационных баз данных.
Технологии поиска правовой информации в СПС. Виды поиска документов в СПС: поиск по реквизитам, тематические виды поиска (по тематическому классификатору, по ключевым понятиям), контекстный поиск,комбинированные виды поиска. Принципы построений поисковых запросов.
Технологии работы со списками документов: представление списка,анализ, синхронный просмотр документов списка, сортировка, редактирование, фильтрация, поиск в списке документов, сохранение списков впапках пользователя и файлах, операции над списками.
Технологии работы с текстами документов в СПС: представлениетекста документа; создание и работа с комментариями пользователей; организация контекстного поиска в документе; установка, использование,изменение и удаление закладок; интеграция с другими программнымисредствами; сохранение в файл.
Аналитические возможности СПС: получение и анализ редакций документа, построение списков взаимосвязанных документов, контроль заизменениями в документах.
Дополнительные аналитические возможности СПС: онлайновыесервисы, мониторинг законодательства, обзоры изменений и новых поступлений, справочники, толковые словари и другие аналитические материалы.
3.3. Лекции
Лекция 1: Государственная политика в информационной сфере.
Информационные технологии: технические ипрограммные средства (2 часа)
План лекции:
1. Цели, задачи, порядок изучения дисциплины.
2. Основные понятия и определения.
3. Государственная политика в сфере информатизации. Основы информационной безопасности.
|
4. Виды информационных технологий. Основные этапы развития ИТ.
5. Типы современных компьютеров. Основные устройства персональногокомпьютера: назначение функции, основные технические характеристики.
6.Программное обеспечение. Классификация компьютерных программ.
7. Назначение и функции операционных систем.
8. Организация хранения данных.
Задание для подготовки к лекции:
1. На сайте Совета по развитию информационного общества в России(https://www.infosovet.ru) познакомиться с результатами развития информационного общества в России за прошедшие периоды.
2. С использованием различных источников, в том числе информационных ресурсов сети Интернет, подобрать информацию о технических характеристиках современных персональных компьютеров.
Лекция 2. Технология подготовки текстовых документов (2 часа)
План:
1. Текстовые редакторы: назначение и функции.
2. Правила ввода и редактирования текста. Орфографический и грамматический контроль.
3. Оформление текстового документа: формат печатного документа,шрифтовое оформление, параметры форматирования абзаца.
4. Создание и оформление колонтитулов. Нумерация страниц.
5. Средства создания и оформления сносок.
6. Создание документов на основе образцов и шаблонов. Настройкапринтера и режимов печати.
Задание для подготовки к лекции:
1. С использованием различных источников, в том числе информационных ресурсов сети Интернет, подобрать информацию о требованиях коформлению статей, направляемых для публикации в ведущие юридические журналы.
|
2. Выяснить содержание понятий «грамматический контроль текста» и«орфографический контроль текста».
Лекция 3 Технология работы с электронными таблицами (2 часа)
План:
1. Назначение и возможности электронных таблиц для обработки юридической информации.
2. Принцип работы с данными в электронных таблицах. Защита данных.
3. Организация многовариантных расчетов количественных параметров.
4. Возможности деловой графики.
5. Средства обработки данных в списках.
Задания для подготовки к лекции:
1. Используя различные источники, в том числе информационные ресурсы сети Интернет, найти информацию о том, с помощью каких программ создается статистическая отчетность юридических организаций, предоставляемая для формирования государственных статистических информационных ресурсов.
2. На официальном сайте МВД в сети Интернет найти раздел «Статистика» и проанализировать, по каким статистическим параметрам идетпредставление статистической отчетности и какие виды графическогопредставления данных используются для иллюстрации отчетов.
Лекция 4. Технологии работы с базами данных (2 часа)
План:
1. Информационные модели данных. Реляционная база данных.
2. Системы управления базами данных (СУБД): назначение и основные
функции.
3. Структура базы данных.
4. Основные объекты базы данных. Виды связи между объектами базыданных.
5. Средства поиска информации в базе данных.
6. Добавление и расчет новых данных в базу данных. Использованиевстроенных функций.
7. Анализ данных: расчет количественных показателей, выбор и группировка значений, отвечающих заданным условиям.
|
Задания для подготовки к лекции:
1. В сети Интернет найти информацию (название и содержащиесясведения) о базах данных, используемых в правоохранительной деятельности. Проанализировать, в каком формате (текстовом, графическом, видео, аудио) систематизируется информация в данныхбазах.
2. Вспомнить, с какими базами данных (телефонные справочники, адресные книги и др.) сталкивались на практике, какие поисковые и аналитические задачи можно решить с информацией, хранящейся в этихбазах данных.
Лекция 5. Технологии работы в компьютерных сетях (2 часа)
План:
1. Понятие и классификация компьютерных сетей. Топология сетей.
2. Сеть Интернет: история создания и развития, структура, основныеслужбы.
3. Протокол TCP/IP. Адресация в Интернете. Система доменных имен.
4. Понятие гипертекста. Язык гипертекстовой разметки HTML.
5.Программные и технические средства для работы в Интернете. Доступк Интернету.
6.Методы поиска информации в Интернете.
7. Применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности.
Задание для подготовки к лекции:
1. Определить IP-адрес домашнего компьютера.
2. Вспомнить технологию создания гипертекстовой ссылки в текстовомдокументе.
3. Из различных источников, в том числе информационных ресурсовсети Интернет, найти информацию об истории создания сети Интернет.
Лекция 6: Технология работы с правовой информациейв справочных правовых системах (2 часа)
План:
1. Справочные правовые системы: назначение и основные возможности.
2. Организация хранения правовой информации в СПС.
3. Виды и средства поиска правовой информации в СПС.
3. Работа со списками документов.
4. Работа с текстами документов в СПС.
5. Аналитические возможности СПС.
Задание для подготовки к лекции:
1. Из теории государства и права вспомнить особенности систематизации нормативных правовых актов и норм права, виды систематизациинормативных правовых актов: инкорпорация, консолидация, кодификация.
2. В Собрании законодательства РФ от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I)ст. 3448 найти текст Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В Собрании законодательства РФ от 2 августа 2010 г. № 31ст. 4196 найти текст Федерального закона от 27 июля 2010 г. №227-ФЗ,вносящего изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защиты информации». Оценить удобство работы с текущейверсией документа по официальным источникам законов.
3. Проанализировать текст Закона «О государственной тайне» (СЗ РФ.13 октября 1997 г. № 41. ст. 4673) на наличие явных (указанных в тексте)связей с другими нормативными актами.
Для студентов заочной формы обучения читаются две лекции:
— установочная (обзор тем дисциплины и заданий (задач) для самостоятельного выполнения);
— обобщающая (разбор ключевых вопросов по каждой теме учебнойдисциплины).
3.4. Практические занятия