Тема 3. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации




ОСНОВЫТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

направления 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

 

Краснодар

 

 

Составитель: канд.ист. наук, доц. А.С. Бочкарева

Основы теории коммуникаций: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 41.03.02 Реклама и связи с общественностью/ Сост.: А.С.Бочкарева; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. истории, политологии и социальных коммуникаций. – Краснодар, 2016.– 31с.

 

 

Приведена программа изучения дисциплины, план практических занятий, вопросы для обсуждений, наименования докладов, сообщений, рефератов, тематика и планы контрольных работ, а также предлагается список литературы.

 

 

Рецензенты: д-р ист. наук, проф. кафедры ИП и СК КубГТУ Н.А. Чугунцова;

канд.ист. наук, доц. кафедры ИиП КубГАУ А.Р.Салчинкина

 

 

 

Содержание

 

1 Программа дисциплины……………………………………………………….4

2 Рекомендации по изучению наиболее сложных разделов дисциплины….14

3 Перечень практических занятий по дисциплине…………………………..15

4 Алгоритм выбора варианта контрольной работы…………………………..19

5 Требования к содержанию и оформлению контрольной работы……….....19

6 Варианты и планы контрольных работ……………………………………....21

Список литературы………………………………………………………...................27

 


 

 

Программа дисциплины

 

Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникаций.

Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность». Онто­логический аспект: биологические, социальные, этнические, психологиче­ские факторы коммуникации. Основные составляющие социальной комму­никации. Единицы коммуникации; категории коммуникации. Методологический аспект. Ос­новы методологических направлений, изучающих теоретико-методологи­ческие основы коммуникации: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменализм, функциональный подход, структурализм, технологи­ческий детерминизм и др. Коммуникативная компетентность.

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте определение предмету и объекту теории коммуникаций. Какие подходы к определению предмета и объекта теории коммуникаций вам известны?

2.Назовите основные задачи курса «Основы теории коммуникаций».

3.Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний?

4.Раскройте понятия «коммуникация», «общение», «информация», «социальная коммуникация», «коммуникативная компетентность» «речевая деятельность».

5. Как соотносятся понятия «коммуникация», «общение», «информация»?

6.Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

7.Что представляет собой коммуникативная компетентность?

8. Какая из гипотез происхождения языка и других систем человеческой коммуникации Вам кажется наиболее правдоподобной? Приведите свои аргументы.

9.В чем заключается главное различие в коммуникативных способностях человека и животных?

10.В чем заключается разница понятий «общение» и «коммуникация»?

11.Почему объектом изучения «Общей теории коммуникации» является именно социальная коммуникация?

12.Чем обусловлены границы коммуникативной сферы?

13.Понаблюдайте за поведением маленького ребенка. Каким образом, с помощью каких средств (вербальных, невербальных) он общается с родителями и с другими маленькими детьми?

14.Понаблюдайте за поведением группы подростков (издалека, чтобы не слышать). Какие элементы невербальной коммуникации, знакомые из поведения животных, Вам удалось узнать?

15.Какие метафоры, сравнения, пословицы, символы, описывающие поведение, в человеческом языке связаны с животными. Что позволяет сравнивать человека и животное? Приведите примеры из родного и известных Вам иностранных языков.

Литература: [1],[2], [3],[4], [6],[10],

Тема 2.Коммуникация у животных

Системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими и определяются как «биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое, в частности, сигнализацией». Соотношение nature и nurture, т.е. природного, врожденного и приобретенного, воспитанного. Квазисоциальное поведение животных. Примеры коммуникации у животных. Человек-существо биосоциальное.

Вопросы для самопроверки:

1.Что способствовало появлению человеческой речи?

2.В чем суть языка как социального явления?

3.Какие физиологические и биологические факторы способствовали возникновению языка?

4.Отличия языковой коммуникации человека от коммуникации животных

Литература:[ 1],[2], [3],[4], [6],[7],[10]

Тема 3. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

Генезис массовых коммуникаций. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций. Проблема коммуникации в античной культуре (Софисты, Сократ, Горий, Платон, Аристотель, Цицерон, Марк Флавий Квинтилиан). Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре. Философские подходы к построению теории коммуникации. Проблемы коммуникации в философии XX века. (Экзистенциализм, персонализм, диалогическая философия, герменевтика, герменевтическая феноменология, неопозитивизм, логический позитивизм, лингвистическая философия, семиотика, критическая философия Франкфуртской школы))

 

Вопросы для самопроверки:

1. Когда центральной для философских рассуждений становиться проблема человека?

2.В чем заключалась коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре?

3. Какие основные этапы становления и развития теории коммуникации можно выделить?

4. Охарактеризуйте коммуникативные аспекты философии экзистенциализма и персонализма.

5.Охаракткризуйте основные направления в герменевтике и их связь с проблемами коммуникации.

6. Какие проблемы коммуникации были поставлены в философии XVIII-XIX вв.

7. Какие проблемы коммуникации были поставлены в философии XX вв.?

Литература: [1],[2],[3],[4],[6],[7],[10]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: