Модель массовой коммуникации Мелвина де Флера




В книге "Теория массовой коммуникации" Мелвин Де Флер рассматривает процесс МК как социальную систему, входящую в системы культуры, экономики, политики".В своих посылах он исходит из содержания МК как носителя социальной информации и разделяют все сообщения МК на три категории по их качественному уровню:

1. Низкопробный уровень. Наилучшим образом распространяемая информация и в наибольшей степени критикуемая обществом. Примеры: криминальные драмы на ТВ, подчеркивающие жестокость, откровенно порнографические ленты, ежедневные сериалы, журналы "откровений" и.т.д., т.е. все, что может привести к падению общественного вкуса или стимулировать социально неприемлемые действия.

2. Необсуждаемый уровень. Информация также широко распространяемая, но о которой критики говорят очень мало. Примеры: прогноз погоды, музыка, специализированные журналы, фильмы на общие темы. Такая информация не угрожает морали и не влияет на общественный вкус.

3. Высококультурный уровень. Далеко не всегда широко распространяемая информация, признаваемая качественной, духовно облагораживающей, образовательной и вдохновляющей. Примеры: серьезная музыка, подлинно драматические произведения литературы, политические дискуссии, художественные фильмы.

Исследователь приводит модель, которая, по его мнению, демонстрирует схожие черты в различных СМК, особенно в отношениях между компонентами системы (рис.10).


Рис.10.

 

Компоненты системы МК

Автор выделяет следующие компоненты системы МК:

Производитель продукции МК осуществляет отбор и оформление сообщений (ТВ-шоу, газетные и журнальные статьи, фильмы и т. д). Этот компонент включает в себя всех тех, кого мы называем общим термином "коммуникатор". Производитель тесно взаимодействует с финансовой подсистемой (спонсор) и распространителем.

Распространитель. Внутри этого компонента авторы выделяют следующие подсистемы: национальные структуры, распространяющие информацию для местных выпусков и включающие в себя крупные газетные синдикаты, вещательные сети, сети кинотеатров, оптовых продавцов печатной продукции и т. д. и местные СМК, которые вступают в непосредственный контакт с аудиторией. Связь между ними такова: крупные средства распространения поставляют информацию, местные - продают ее и приносят прибыль.

Аудитория - как наиболее важный и сложный компонент. Она расслоена, дифференцирована и взаимодействует во многих направлениях. Поведение аудитории в целом, по мнению авторов, зависит от нужд и интересов членов этой аудито­рии, разнообразия социальных групп, представленных в ней, и природы социальных отношений между членами групп.

Исследовательские организации, которые выявляют предпочтения аудитории МК. представляют информацию тем, кто отвечает за отбор и подготовку сообщений, а также информирует спонсоров и рекламодателей о рейтингах СМК.

Подсистема финансовых инвестиций включает в себя владельцев СМК, спонсоров и рекламодателей, покупающих время и место в СМК с целью продвижения на рынок товаров и услуг, политического или иного влияния на аудиторию.

Рекламные агентства связывают спонсора, распространителя, производителя и исследовательские организации.

Подсистемы контроля создаются законодательными органами всех уровней, которые регулируют статус СМК. К этим подсистемам относятся также частные добровольные общественные организации, которые принимают профессиональные кодексы и в некоторой степени контролируют действия журналистов и распространителей с точки зрения этих об­щественных актов. Законодательные подсистемы определяют допустимость содержания СМК в зависимости от общей совокупности внешних социальных и культурных условий общества, в которых функционирует система МК. Круг этих условий, определяют общие моральные ценности и нормы общества, выраженные в формальных законах.

Сложность концептуальной модели МК, представляющей самостоятельную социальную систему, дополняется еще и тем, отмечает автор, что различные СМК систематически входят в отношения друг с другом. Таким образом, подчер­кивает он, речь идет о целостной системе МК США.

 

Потребности аудитории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: