Социологическая модель массовой коммуникации А. Н. Алексеева




Модели массовой коммуникации

Социально - психологическая модель массовой коммуникации Ю.В. Воронцова

Ю.В. Воронцов предлагает модель процесса массовой коммуникации, которая, по его мнению, могла бы объяснить в значительной степени, почему различные по содержанию коммуникации оказывают одно и тоже воздействие на различных реципиентов и одна и та же коммуникация оказывает различное воздействие на различных ее потребителей. Эта модель более сложна структурно, чем предыдущие (рис. 14):

Рис.14.

 

1.Источник информации. 2.Коммуникатор. 3.Сообщение. 4.Коммуникант. 5.Коммуникационный канал. 6.Экстралингвистический параметр сообщения. 7.Источник механических помех. 8.Источник семантических помех. 9. Классово-социальные фильтры. 10.Личностно-нидивидуальные фильтры. 11.Семантические поля. 12.Поля коммуникационной обстановки. 13.Потери информации. 14.Обратная связь "коммуникант-коммуникатор". 15.Обратная связь"коммуникант-источник информации".

 

Источник информации

В этой модели (как у К.Шеннона и М. де Флера) источник информации [1] выступает в качестве одного из элементов системы журналистики. Автор подчеркивает, что его неправомерно отождествлять с коммуникатором (лишь в немногих случаях коммуникатор является одновременно и источником информации). Источником может быть социальный институт (целенаправленная информация) и непосредственно события, факты и явления окружающие действительности (источник ненаправленной информации). Два и более источников могут поставлять сведения одному коммуникатору, а один источник может "работать" на двоих и более коммуникаторов (разное освещение одних и тех же событий в различных органах в зависимости от идеологических и политических установок).

Анализ социальной структуры источника информации, определение его социальной значимости для аудитории, удельный вес среди других источников, а также определение других его параметров, по мнению автора, позволит прогнозировать возможное воздействие или уровень воздействия его информационной или прогностической деятельности.

Описание модели

На сообщение, поступающее по коммуникационному каналу [5] к коммуникатору [2] от источника информации [1], действуют источники механических [7] и семантических [8] помех, затрудняющие его восприятие; оно проходит через классово-социальные [9] и личностно-индивидуальные [10] фильтры и подвергается трансформации. То же происходит и на пути к коммуниканту [4].

Сообщение [3] является содержанием коммуникации и представляет собой направленное сочетание знаков-символов, служащее для передачи информации. Это сочетание должно рассматриваться в двух аспектах: качественном и количественном.

Качественный аспект содержания коммуникации сводится к организации знаков таким образом, что сообщение вызывает оценочную реакцию коммуниканта в соответствии с воздействием классово-социальных и личностно-индивидуальных фильтров и выработку определенного отношения к информации. Качественный аспект связан не только с проблемой, затронутой в сообщении, но и с отношением коммуникатора, аудитории к этой проблеме (см.: обратные связи [14], [15]).

Количественный аспект содержания коммуникации включает соотношение числа знаков-символов и общего объема сообщения, поступающего по каналу связи к коммуникатору: букв в слове, слов в предложении или в газетной строке, количество минут вещания и т. п. Количественный аспект дает возможность определить наиболее рациональное построение предложения, публикации, газетной полосы, теле-, радиопрограммы, рекламного текста и рекламного блока в целом. Для этого исходят не из знака вообще, а из "знаменательной единицы сообщения" - "ключевого символа".

Экстралингвистический параметр сообщения [6] существует, по мнению автора, как составляющая информационного потока, как важнейший фактор воздействия сообщения на коммуниканта. Экстралингвистика, или внешняя лингвистика, изучает совокупность этнических, исторических, социальных, географических и других факторов, связанных с развитием, распространением и функционированием языка. Значительная часть коммуникации носит именно экстралингвистический характер.

Немалую роль в коммуникации играет и паралингвистический параметр сообщения: для печатных СМИ – это полиграфические характеристики текста, верстка, выбор шрифтов, оформление заголовков, рубрик, лидов и т. п.; для электронных СМИ (устной коммуникации) – это высота и тембр голоса, артикуляционные характеристики, темп речи, манера говорить и т. п.

 

Источники помех

К шенноновским механическим помехам (технологические несовершенства и технические неполадки) Ю.В.Воронцов добавил семантические помехи. Источником семантических помех [8] являются сами участники процесса коммуникации, если кодировка сообщения вызывает затруднения у коммуникатора (некомпетентность в описываемой проблематике), а его декодировка – у коммуниканта (речь коммуникатора слишком сложна для понимания). Семантические помехи возникают из-за сложной лексики (терминология, неологизмы, фразеология), сокращений, фонетических особенностей (нечеткость артикуляции, различие произношения), сложности грамматики, синтаксических конструкций, стиля.

Классово-социальный и личностно-индивидуальные фильтры [9,10] влияют на прагматический аспект языкового знака, поскольку они определяют социальные и психологические отношения. Эти фильтры регулируют избирательность информации: коммуникант или не выберет информацию из потока, или выберет, но трансформирует ее содержание - подгонит под нормы-рамки, созданные классовой принадлежностью, группой, уровнем самосознания, самооценки. Классово-социальные фильтры взаимодействуют с личностными (возраст, пол, образование, самосознание, самооценка личности). Именно этим социально-психологическим факторам автор уделяет особое внимание.

Поля коммуникационной обстановки [12] создаются следующими факторами: классово-социальными и личностно-индивидуальными фильтрами, источниками помех, а также степенью плотности информации – информационной избыточностью или недостаточностью.

В социально-психологической модели Ю.В.Воронцова существенно то, что в числе факторов, оказывающих влияние на информационный процесс, выделены механические и семантические помехи, социальные и личностные фильтры, коммуникационная обстановка. Автор прав, когда, критикуя модель К.Шеннона, отмечает, что помехи оказывают влияние не на сигнал, а на восприятие сигнала адресатом. Однако, как верно заметил Э.Г.Багиров, сам Ю.В.Воронцов не учитывает этого в своей модели, согласно которой источник семантических помех влияет на канал. Между тем семантические помехи вызываются сложностями лексики, стиля и т. п., т.е. особенностями структуры сообщения, но никак не канала.

 

Социологическая модель массовой коммуникации А. Н. Алексеева

Требования к модели

А. Н. Алексеев выдвигает следующие требования к модели социального процесса:

а) модель должна словесными (символическими, графическими и т.п.) средствами выражать специфику данного процесса, т.е. она не может "в готовом виде" быть применена к другому общественному явлению;

б) должна соотноситься с моделями других общественных явлений, "вписываться" в более общую систему;

в) должна служить не только описанию процесса, но и раскрытию его внутреннего"механизма", заключать в себе "правила", законы функционирования;

г) должна быть способна к осуществлению эвристических, поисковых функций, открывать возможности к дальнейшему развертыванию и объяснению новых фактов соответствующей сферы деятельности.

Кроме того, по мнению автора, модель должна быть еще и "социологичной", т.е. использовать термины и понятия именно социологической теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: