Общество – это исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности, характеризующаяся многообразием отношений (экономических, политических, этических, религиозных и др.) и целостностью организации жизни.
Виды обществ: первобытные и цивилизованные. Первобытные общества подразделяются на матриархальные и патриархальные, на общества с присваивающей экономикой и общества с производящей экономикой. Среди цивилизованных можно выделить неразвитые общества с еще несформировавшимися социально-экономическими и политическими институтами, низким уровнем жизни населения и развитые общества.
Любому человеческому обществу с момента возникновения присущи три компонента: власть, управление и регулирование.
В доцивилизованную эпоху управление и регулирование имеет в основном природно-естественный характер, строится на началах традиций, первобытной веры и мифов, на необходимости обеспечения единства и сплоченности первичных единиц человеческой популяции, «малых обществ» (рода, общины, племени).
Уже в условиях первобытного общества начинают складываться различные группы, слои, объединения людей, обусловленные их потребностями, интересами, целями. Возникает необходимость упорядочения их взаимоотношений с помощью регулятивных и управленческих средств.
В процессе развития материального производства и самого человека, с появлением частной собственности и обособленного индивида общество постепенно разделилось на классы (в условиях цивилизации). В этих условиях появляются новые формы управления и регулирования – государство и право, призванные в условиях классового деления обеспечить целостность, организованность общественной жизни, охранять общие условия труда и жизнедеятельности, а в необходимых случаях использовать различные формы принуждения вплоть до систематического насилия.
|
На ранних стадиях развития классового общества Г и П выступают в качестве социальных институтов, обеспечивающих господство отдельных классов, реализацию их групповых экономических и политических интересов.
Существование и развитие общества связаны с определенными конфликтами, столкновением различных интересов, их борьбой.
В условиях первобытно-общинного строя спорные вопросы регулировались на основе мифологических образов, обычаев и, как правило, коллективно. Позднее решение этих конфликтов берут на себя религиозные, корпоративные и иные общественные организации.
На самых ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой «зоологический индивидуализм» и в процессе общения с себе подобными вырабатывать определенные социальные установления (регуляторы). Это были неразвитые, примитивные регуляторы, отвечающие только на один вопрос: «можно?» и содержащие один ответ: «нельзя».
В числе первых таких регуляторов можно назвать табу – запрет на совершение каких-либо действий (запрет охоты на определенное животное, употребление каких-то слов, имен и т.п.). По мнению некоторых авторов (например, М.А. Дроздова) табу представляют собой «зародыш правовых норм».
Более общим регулятором выступает тотем, связывающий упорядоченность родственных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным.
|
В виде обобщенных регуляторов жизнедеятельности людей выступали различного рода мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта.
Важнейшее значение для организации нормальной жизни людей в условиях первобытного общества играли обычаи – исторически сложившиеся, естественные правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и отношений. Обычаи имели достаточно устойчивый и универсальный характер. Они могли выступать и в виде запретов, и в виде дозволений, и в виде обязываний, и даже в виде определений (дефиниций). Как отмечал Ф. Энгельс, обычаи представляют собой «естественно выросшую структуру».
Все вышеуказанные социальные регуляторы были обусловлены природно-естественными факторами, имели общий и неоднократный характер, и все они являлись мононормами, т.е. выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, норм первобытной морали и религиозных норм (ритуальных и обрядовых правил).
Исторически первой формой организации первобытного общества считается родовая община, для которой были характерны родственная связь, коллективный труд, общая собственность и уравнительное распределение. Управляющим (властвующим) субъектом был род, осуществляющий управление подвластными членами рода, семьями через общее собрание всех взрослых членов рода, совет старейшин и вождей, избиравшихся на определенный срок или для организации общих дел в какой-либо сфере жизнедеятельности.
Социальная власть – это система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. Структура любого властного отношения состоит из властвующего субъекта (народ, класс, община, род, совет старейшин, вождь) и подвластного объекта (индивид, коллектив, организация).
Власть, управление и регулирование необходимы для налаживания общественного порядка, минимизации беспорядочных отношений и для исключения социального хаоса.
Все это лишь нормативно-регулятивные предпосылки права, постепенно накапливающийся «строительный материал» регулятивной культуры, который затем, при распаде первобытнообщинного строя, выполнил функцию одного из исходных элементов формирования правовых систем.