Тема любви в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




 

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей, Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Ф.И. Тютчев

 

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его творчество получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Произведения Булгакова очень популярны в наши дни. Они испытали проверку временем и теперь вносят достойный вклад в сегодняшнюю жизнь.

Прошло уже более шестидесяти лет со дня смерти великого М. Булгакова. Надгробьем писателя на Новодевичьем кладбище стал камень с могилы любимого им Н. В. Гоголя. Теперь на нем два имени. Рядом со своим Мастером покоится его Маргарита, Елена Сергеевна Булгакова. С ней автор познакомился, как ни странно, в 1929 году. Именно она стала прототипом этого самого пленительного женского образа в русской литературе XX века и, не побоюсь этого, сегодняшних дней.

А тем временем камень с могилы Гоголя глубоко вошел в землю, словно оберегая М. Булгакова и его Маргариту от суетности и житейских невзгод, сохраняя эту всепобеждающую любовь. Любовь, о которой так велико и многогранно написал Булгаков. Он сам обрел ее, настоящую, верную, вечную любовь.

Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман, роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь подняты вопросы о вечных ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.

Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранна.

В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.

Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коровьева - Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи - Понтия Пи­лата, и романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две ты­сячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, про­шедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь — именно она придает книге загадочность и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая— это та сила, которая движет всеми события­ми романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

Роман «Мастер и Маргарита» является многоликим, в котором отражается романтика и реализм, живопись и ясновидение. Но вернемся к сюжету.

Главным сюжетом произведения является любовь Мастера и Маргариты. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует в мире, который окружает Мастера и Маргариту.

Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Этот герой - непризнанный художник, а где-то и собеседник великих мира сего, которым движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастер - это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.

Однажды, прогуливаясь, он, Мастер, встретил на углу Тверской и переулка свою будущую возлюбленную Маргариту. В отличие от героев «Гранатового браслета» герои «Мастера и Маргариты» встречаются при жизни. Не случайно, когда Мастер видит Маргариту впервые, она несет в руках тревожные желтые цветы, в глазах ее одиночество. Эти цветы как бы предвещают будущую трагедию.

До встречи с Мастером Маргарита была одинока. Почему же? Чего не хватает ей в жизни? Ведь она имеет молодого и красивого мужа, который к тому же обожал свою жену, живет в прекрасном особняке одного из арбатских переулков, не нуждается в деньгах. Что же нужно было этой женщине, в глазах которой горел какой-то непонятный огонь?

Маргариту и Веру Николаевну сближает одно – до встречи с главными мужчинами в их жизни они не знали настоящего чувства любви.

На наших глазах произошло чудо, о котором так ярко написал Булгаков «…я вдруг... понял, что всю жизнь любил эту женщину!». Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь оказывается сильнее житейских невзгод, страданий, сильнее смерти. Неожиданная встреча с Мастером изменяет всю жизнь Маргариты. Все в мире вдруг обретает смысл, жизнь играет яркими красками и для Маргариты, и для Мастера. Ее дыхание сливается с его дыханием, и в этом единении рождается лучшее произведение Мастера – его роман о Понтии Пилате.

Эта женщина стала не просто тайной женой художника, а его Музой Она сулила славу, подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером.

Героиня, чье имя вынесено в название романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Сам Булгаков описывает ее так: «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно, с уверенностью можно сказать, что многие все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны».

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической, всеобъемлющей и вдохновенной любви, которую автор назвал вечной. Она стала прекрасным образом женщины, которая любит. И чем более непривлекательным, скучным, кривым предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее молнией. Маргарита, самоотверженно любя, преодолевает хаос жизни. Она сама творит свою судьбу, борется за Мастера, побеждая собственные слабости. Посещая легкий бал полнолуния, Маргарита спасает Мастера. Под раскаты очищающей грозы их любовь переходит в вечность.

Создавая роман «Мастер и Маргарита», Булгаков хотел указать нам, своим приемникам, не только на антитезу добра и зла, но и, пожалуй, самое главное, на ту вечную любовь, которая существует как в мире иллюзий, так и наяву.

Слова Булгакова во второй части романа дают возможность четко это понять: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». И М. А. Булгаков, действительно, показал и доказал, что такая любовь существует.
У Маргариты до Мастера не было ничего. Но, возможно, это одиночество как-то закалило ее, сделало душу сильней. Булгаков пытается донести до нас мысль о том, что понять истинную любовь и красоту невозможно, не зная ненависти и безобразия. Может быть, именно злу и страданиям мы обязаны тем, что в сравнении с ними познаем добро и любовь.

Мастеру и Маргарите было хорошо и спокойно вместе. Но вот наступают темные дни, написанный роман подвергся яростной критике. Закончилась любовная идиллия, началась борьба. И именно Маргарита оказалась готовой к ней. Не могут погасить любовь ни травля, ни тяжелая болезнь, ни исчезновение возлюбленного. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе. Маргарита - единственный настоящий читатель романа о Понтии Пилате, его критик и защитник.

Для Булгакова верность в любви и стойкость в творчестве - явления одного порядка. Более того, Маргарита оказывается сильнее мастера. Ей незнакомы ни чувство страха, ни растерянность перед жизнью. «Верую», это слово женщина повторяет постоянно. За свою любовь она готова платить сполна: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».

Дьявол не заставил себя долго ждать. Чудодейственный крем Азазелло, летающая швабра и прочие атрибуты ведьмы становятся в романе символами духовного освобождения от ненавистного дома, от честного и доброго, но такого чужого мужа, Маргарита ощутила себя свободной от всего... она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда!

Полету Маргариты посвящена целая глава. Фантастика, гротеск здесь достигают высшего накала. Упоение полетом над туманами росистого мира сменяется вполне реалистической местью Латунскому. А дикий разгром квартиры ненавистного критика соседствует со словами нежности, адресованными четырехлетнему мальчику.

На балу у Воланда мы встречаемся с новой Маргаритой, всесильной королевой, участницей сатанинского шабаша. И все это ради любимого. Однако для Маргариты любовь тесно связана с милосердием. Даже став ведьмой, она не забывает о других. К примеру, ее первая просьба о Фриде. Покоренный благородством женщины, Воланд возвращает ей не только любимого, но и сожженный роман, ведь настоящая любовь и истинное творчество не подвластны ни тлению, ни огню.

Наверное, вот она и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Но мне кажется, что для понимания самоотверженности Маргариты важно то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: «…тот, кто любит должен разделять участь того, кого он любит». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера. Он получает то, о чем мечтал всю жизнь, а Маргарита следует за ним. Возможно, это не совсем ее мечта. Скорее всего, для нее самое главное – просто быть с Мастером. Но будет ли счастлив человек, полностью растворившись в другом? Пока еще я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Но уверен, что нужно не только брать, но и отдавать. Отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу. Любить по-настоящему – значит любить не для себя, не для своей выгоды, а только для того, кого ты любишь. Может быть, тогда такой прекрасный идеал любви, как любовь Маргариты к Мастеру, станет возможен не только в романе, но и в жизни.

До смерти главных героев мы снова видим влюбленных в их маленькой квартире. Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед ней.

Но Булгаков не готовит своим героям счастливого финала. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.

Интересно, что в романе существуют две картины смерти влюбленных.
Одна из них вполне реалистическая, дающая точную версию ухода из жизни. В тот миг, когда больной, помещенный в 118-й номер клиники Стравинского, скончался на своей койке, на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты Маргарита Николаевна, внезапно побледнела, схватилась за сердце и упала на пол.

В плане же фантастическом наши герои выпивают фалернское вино и переносятся в мир иной, где им обещан вечный покой. «Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни, тишиной... Беречь твой сон буду я». Теперь в нашей памяти они навсегда останутся вместе и после смерти.

Мы четко можем уловить схожесть момента, когда герои выпивают яд, чтобы освободиться, с фрагментом трагедии Шекспира. И тут и там влюбленные выпивают отраву и умирают в объятиях друг друга.

И вновь смерть. Этот мотив доминирует в обоих рассматриваемых произведениях. Такова наша жестокая реальность: чтоб воссоединиться душами, надо покинуть тела. Маргарита с радостью, как обузу, как старое белье, сбрасывает тело, оставляя его гнойным выродкам, управляющим Москвой. Усатым и безусым, партийным и беспартийным.

Роман «Мастер и Маргарита» останется в истории русской и мировой литературы. Этот роман Михаила Афанасьевича Булгакова - неповторимый шедевр русской литературы.

Но упомянем еще об одном явном сходстве. Мастеру «примерно 38 лет» - Булгакову было 38 лет к маю 1929 года, т. е. к моменту завершения первой редакции книги. Как и Мастер, Булгаков сжег первую редакцию романа.

Главных героев Мастера и Маргариту объединило общее чувство – любовь, которое они обрели навеки. Именно любовь к Мастеру озаряет дорогу, ведущую Маргариту к Воланду. Именно любовь вызывает уважение Воланда и его свиты к этой женщине. Перед любовью бессильны самые темные силы – они или подчиняются ей, или уступают ей дорогу. И после этого мы сможем сказать о том, что на Земле не существует такой верной вечной любви?

Так хочется вновь и вновь повторять эти великие слова: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

 

Заключение

 

Однако, несмотря на печальную развязку, все герои счастливы. Ведь их посетило то великое и очень редкое чувство, чувство настоящей любви, то, которое «повторяется только один раз в тысячу лет».

Героев постигла та настоящая, вечная и верная любовь, которую каждый из нас ждет всю свою жизнь.

Любовь – это всепрощение, пусть даже приходящее со смертью героев.

Именно эти три идеи объединяют двух великих писателей, Куприна и Булгакова, их великие и трогательные до глубины души произведения.

Герои получили исчерпывающий ответ на главный вопрос всей нашей жизни «Что такое любовь?».

Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным и М. А. Булгаковым. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны преумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в то же время, не разгорается из ничего.

Список литературы

 

1. Афанасьев В. Н., Куприн А. И. Критико-биографический очерк, М.: Художественная литература, 1960 г.

2. Биобиблиографический словарь Русские писатели XX века», под редакцией Николаева П. А., М.: Просвещение, 1990 г.

3. Булгаков М. А., Мастер и Маргарита, М.: Художественная литература, 1976 г.

4. Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе XX век, 11 класс, М.: Вако, 2004 г.

5. Куприн А. И., Повести, М.: Художественная литература, 1976 г.

6. Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц, М.: Аст - Пресс, 2002 г.

7. Штильман С., О мастерстве писателя Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет», Литература № 8, 2002 г.


[1] С. Штильман «О мастерстве писателя» повесть А. Куприна «Гранатовый браслет», Литература № 8, 2002 г., стр. 13

[2] В. Н. Афанасьев «А. И. Куприн Критико-биографический очерк», Москва «Художественная литература», 1960 г., стр. 118

[3] В. Н. Афанасьев «А. И. Куприн Критико-биографический очерк», Москва «Художественная литература», 1960 г., стр. 118



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: