Актуальная задача – создание эффективной системы управления потоком отходов, тем более, что сбор и удаление ТБО – это вид коммунальных услуг, оплачиваемых населением. Естественно, минимальная оплата коммунальных услуг базируется на создании эффективной системы управления ТБО.
По мнению некоторых экспертов, основная причина сложившейся ситуации с накоплением ТБО – нерентабельность деятельности по их вывозу и утилизации. К примеру, житель Европы платит за вывоз тонны мусора в среднем $ 100, а Украины – менее 50 грн.
Сейчас рынок вывоза и захоронения мусора не такой уж и емкий. По данным Минстроя, в 2005 году объем предоставленных на нем услуг составил 177,3 млн. грн. (оплатили же из них менее 150 млн. грн.), а средний тариф на перевозку и захоронение ТБО составил 13-17 грн. за м3 в зависимости от категории потребителя. С другой стороны, механическое повышение тарифов тоже не даст результатов. Украинские чиновники давно отмечают отсутствие системы мероприятий, направленных на модернизацию и создание новых мощностей по сбору, переработке и утилизации ТБО. Почти везде пока отсутствует система раздельного сбора отходов, 50 % из них (полиэтилен, ПЭТ-бутылка, резина, стекло, металлы, древесина) утилизируется без переработки. Иначе потребовались бы дополнительные площади для хранения и расходы энергии для сжигания. К тому же у населения нет соответствующей культуры по обращению с мусором. По оценкам экспертов, ежегодно свалки Украины поглощают 2 млн. т макулатуры, 600 тыс. т различных полимеров, 800 тыс. т стекла, 500 тыс. т текстиля, 150 тыс. т резины (преимущественно изношенных автошин). грн. за ма нем услуг составил 177, 3 млн. грн. ()абельность деятельности по их вывозу
|
В украинских условиях в ближайшие 5-10 лет сложно организовать повсеместно селективный сбор отходов потребления у населения. Это объясняется неподготовленностью населения, отсутствием технического обеспечения и наличием в жилых домах специфических мусоропроводов, большими затратами и др. поэтому в реальных условиях г. Харькова предпочтителен не покомпонентный, а пофракционный сбор муниципальных отходов, с направлением обогащенных фракций на специализированные мусороперерабатывающие комплексы (МПК) по сортировке и переработке отходов.
«Типичный» мусороперерабатывающий завод состоит из двух основных технологических линий – сортировочной (для фракций размеров свыше 100 мм, которые перерабатывать более или менее выгодно) и линии для компактирования органической составляющей смешанных ТБО от жилого и нежилого сектора города. Производительность такого «типичного» завода, например мощностью 300 тыс. т ТБО в год такая: 10-15 тыс. т вторичного сырья и 80-120 тыс. т токсичного компоста (содержание тяжелых металлов, превышающих нормы ПДК). Эксплуатационные расходы такого предприятия достаточно высоки, а выход вторичного сырья и его стоимость – сравнительно малы.
Эффективность управления в сфере обращения с муниципальными отходами, существенно повышается при регулировании входящих в систему потоков отходов нежилого сектора города (коммерческие отходы) и несмешивающихся потоков муниципальных отходов жилого сектора.
Принципиально возможны три взаимодополняющих друг друга направления сепарации ТБО:
|
- селективный покомпонентный сбор отходов у населения в местах образования с последующей сепарацией (глубоким отбором) ресурсно-сырьевых компонентов ТБО на специальных механизированных линиях сортировки;
- селективный пофракционный сбор в местах образования нежилого сектора (коммерческие отходы), с последующим извлечением из них ценных компонентов комбинированными методами ручной и механической сортировки;
- сортировка в заводских (производственных) условиях комплексной переработки ТБО (преимущественно механизированная, поскольку ручная сортировка отходов жилого фонда на ленте тихоходного конвейера малоэффективна; в ряде случаев технологическая схема может включать элементы ручной сортировки крупнокусковой фракции ТБО).
В то же время актуальна организация пунктов приема вторсырья от населения, а также организация, в порядке эксперимента, контейнерного сбора отдельных компонентов у населения. В итоге одновременно обеспечивается получение ценной, пользующейся спросом, продукции и сокращение количества отходов, направляемых на захоронение или сжигание.
Сортировке на специальных объектах должны подвергаться исключительно отходы нежилого сектора города (торговые и коммерческие предприятия, административные учреждения, учебные заведения и т.п.), характеризующиеся повышенным содержанием незагрязненной макулатуры, металлов, пластмассы и низким содержанием пищевых и растительных остатков. Таким образом, оптимальный состав ТБО, вовлекаемых в масштабную переработку для получения ценных продуктов, должен подбираться за счет централизованной организации в городе несмешивающихся потоков муниципальных отходов, часть которых, обогащенная ценными компонентами, направляется на комплексы по сортировке и переработке ТБО. Необходимое условие самоокупаемости таких комплексов – направление на сортировку отходов, достаточно обогащенных ценными компонентами: по расчетам (рис. 2.1), доходы от реализации вторичного сырья превышают расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 8 % (от исходного).
|
рисунок 2.1 – Зависимость срока окупаемости сортировочного комплекса от выхода полезной продукции (с учетом расходов)
Таким условиям отвечает вовлечение в сортировку отходов нежилого сектора города, состав которых приведен в табл. 2.1 (из Программы обращения с ТБО г. Харькова 2003-2013 гг.). при выходе полезной продукции около 40 % (от исходного) и производительности механизированного комплекса 90 тыс. т/год срок окупаемости составляет 3-3,5 года.
Таблица 2.1 – Усредненный состав отходов жилого и нежилого сектора г. Харькова
№ п/п | Сырьевые компоненты | Содер-жание от жилого сектора (%) | Плани-руемое извлечение (%) | Содержание от нежило-го (коммер-ческие) сектора (%) | Плани-руемое извлечение (%) |
1. | Макулатура (бумага, картон) | 22,0 | 90/19,8 | 95/50,35 | |
2. | Полимерные отходы, в т.ч. ПЭТФ | 11,2 | 95/10,1 | 12,8 | 100/12,8 |
3. | Черные металлы | 2,2 | 100/2,2 | 2,7 | 100/2,7 |
4. | Цветные металлы | 0,5 | 100/0,5 | 0,5 | 100/0,5 |
5. | Текстиль | 4,5 | 85/3,83 | 3,0 | 90/2,7 |
Продолжение табл. 2.1
6. | Древесина | 1,0 | 70/0,7 | 1,0 | 85/0,85 |
7. | Кожа, резина | 1,8 | 85/1,53 | 1,2 | 90/1,1 |
8. | Стекло | 3,5 | 90/3,2 | 5,0 | 90/4,5 |
9. | Пищевые, растительные отходы | 39,0 | Полигонное захоронение | 4,5 | Полигонное захоронение |
10. | Прочие (уличный смет, в т.ч. фракции до 30 мм) | 14,3 | 19,0 | ||
Итого: | |||||
Прогнозируемый отбор объема сырьевых ресурсов, пригодных для переработки во вторичное сырье | 51,86 | 73,5 |
Эффективность управления любой системой, в том числе ТБО – многотоннажного отхода потребления, существенно повышается при регулировании входящих в систему потоков.
Управление качеством и количеством образующихся ТБО на основе их разделения на несколько несмешивающихся потоков (раздельный сбор отходов жилого и нежилого сектора, опасных компонентов, вторичного сырья у населения) позволяет создать систему обращения с отходами, отвечающую современным требованиям экологии, экономики и ресурсосбережения.
На стадии сбора и удаления ТБО во многом определяется эффективность и безопасность их дальнейшей переработки и захоронения. Подвергая до 40 % образующихся отходов сортировке, обеспечивается сокращение потока отходов, направляемых на объекты их переработки и захоронения, на 20 % (при извлечении ценных компонентов на уровне 50 %).