Концепция управления муниципальными отходами.




Актуальная задача – создание эффективной системы управления потоком отходов, тем более, что сбор и удаление ТБО – это вид коммунальных услуг, оплачиваемых населением. Естественно, минимальная оплата коммунальных услуг базируется на создании эффективной системы управления ТБО.

По мнению некоторых экспертов, основная причина сложившейся ситуации с накоплением ТБО – нерентабельность деятельности по их вывозу и утилизации. К примеру, житель Европы платит за вывоз тонны мусора в среднем $ 100, а Украины – менее 50 грн.

Сейчас рынок вывоза и захоронения мусора не такой уж и емкий. По данным Минстроя, в 2005 году объем предоставленных на нем услуг составил 177,3 млн. грн. (оплатили же из них менее 150 млн. грн.), а средний тариф на перевозку и захоронение ТБО составил 13-17 грн. за м3 в зависимости от категории потребителя. С другой стороны, механическое повышение тарифов тоже не даст результатов. Украинские чиновники давно отмечают отсутствие системы мероприятий, направленных на модернизацию и создание новых мощностей по сбору, переработке и утилизации ТБО. Почти везде пока отсутствует система раздельного сбора отходов, 50 % из них (полиэтилен, ПЭТ-бутылка, резина, стекло, металлы, древесина) утилизируется без переработки. Иначе потребовались бы дополнительные площади для хранения и расходы энергии для сжигания. К тому же у населения нет соответствующей культуры по обращению с мусором. По оценкам экспертов, ежегодно свалки Украины поглощают 2 млн. т макулатуры, 600 тыс. т различных полимеров, 800 тыс. т стекла, 500 тыс. т текстиля, 150 тыс. т резины (преимущественно изношенных автошин). грн. за ма нем услуг составил 177, 3 млн. грн. ()абельность деятельности по их вывозу

В украинских условиях в ближайшие 5-10 лет сложно организовать повсеместно селективный сбор отходов потребления у населения. Это объясняется неподготовленностью населения, отсутствием технического обеспечения и наличием в жилых домах специфических мусоропроводов, большими затратами и др. поэтому в реальных условиях г. Харькова предпочтителен не покомпонентный, а пофракционный сбор муниципальных отходов, с направлением обогащенных фракций на специализированные мусороперерабатывающие комплексы (МПК) по сортировке и переработке отходов.

«Типичный» мусороперерабатывающий завод состоит из двух основных технологических линий – сортировочной (для фракций размеров свыше 100 мм, которые перерабатывать более или менее выгодно) и линии для компактирования органической составляющей смешанных ТБО от жилого и нежилого сектора города. Производительность такого «типичного» завода, например мощностью 300 тыс. т ТБО в год такая: 10-15 тыс. т вторичного сырья и 80-120 тыс. т токсичного компоста (содержание тяжелых металлов, превышающих нормы ПДК). Эксплуатационные расходы такого предприятия достаточно высоки, а выход вторичного сырья и его стоимость – сравнительно малы.

Эффективность управления в сфере обращения с муниципальными отходами, существенно повышается при регулировании входящих в систему потоков отходов нежилого сектора города (коммерческие отходы) и несмешивающихся потоков муниципальных отходов жилого сектора.

Принципиально возможны три взаимодополняющих друг друга направления сепарации ТБО:

- селективный покомпонентный сбор отходов у населения в местах образования с последующей сепарацией (глубоким отбором) ресурсно-сырьевых компонентов ТБО на специальных механизированных линиях сортировки;

- селективный пофракционный сбор в местах образования нежилого сектора (коммерческие отходы), с последующим извлечением из них ценных компонентов комбинированными методами ручной и механической сортировки;

- сортировка в заводских (производственных) условиях комплексной переработки ТБО (преимущественно механизированная, поскольку ручная сортировка отходов жилого фонда на ленте тихоходного конвейера малоэффективна; в ряде случаев технологическая схема может включать элементы ручной сортировки крупнокусковой фракции ТБО).

В то же время актуальна организация пунктов приема вторсырья от населения, а также организация, в порядке эксперимента, контейнерного сбора отдельных компонентов у населения. В итоге одновременно обеспечивается получение ценной, пользующейся спросом, продукции и сокращение количества отходов, направляемых на захоронение или сжигание.

Сортировке на специальных объектах должны подвергаться исключительно отходы нежилого сектора города (торговые и коммерческие предприятия, административные учреждения, учебные заведения и т.п.), характеризующиеся повышенным содержанием незагрязненной макулатуры, металлов, пластмассы и низким содержанием пищевых и растительных остатков. Таким образом, оптимальный состав ТБО, вовлекаемых в масштабную переработку для получения ценных продуктов, должен подбираться за счет централизованной организации в городе несмешивающихся потоков муниципальных отходов, часть которых, обогащенная ценными компонентами, направляется на комплексы по сортировке и переработке ТБО. Необходимое условие самоокупаемости таких комплексов – направление на сортировку отходов, достаточно обогащенных ценными компонентами: по расчетам (рис. 2.1), доходы от реализации вторичного сырья превышают расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 8 % (от исходного).

 

 
 
 
 

 

рисунок 2.1 – Зависимость срока окупаемости сортировочного комплекса от выхода полезной продукции (с учетом расходов)

 

Таким условиям отвечает вовлечение в сортировку отходов нежилого сектора города, состав которых приведен в табл. 2.1 (из Программы обращения с ТБО г. Харькова 2003-2013 гг.). при выходе полезной продукции около 40 % (от исходного) и производительности механизированного комплекса 90 тыс. т/год срок окупаемости составляет 3-3,5 года.

 

Таблица 2.1 – Усредненный состав отходов жилого и нежилого сектора г. Харькова

№ п/п Сырьевые компоненты Содер-жание от жилого сектора (%) Плани-руемое извлечение (%) Содержание от нежило-го (коммер-ческие) сектора (%) Плани-руемое извлечение (%)
           
1. Макулатура (бумага, картон) 22,0 90/19,8   95/50,35
2. Полимерные отходы, в т.ч. ПЭТФ 11,2 95/10,1 12,8 100/12,8
3. Черные металлы 2,2 100/2,2 2,7 100/2,7
4. Цветные металлы 0,5 100/0,5 0,5 100/0,5
5. Текстиль 4,5 85/3,83 3,0 90/2,7

Продолжение табл. 2.1

           
6. Древесина 1,0 70/0,7 1,0 85/0,85
7. Кожа, резина 1,8 85/1,53 1,2 90/1,1
8. Стекло 3,5 90/3,2 5,0 90/4,5
9. Пищевые, растительные отходы 39,0 Полигонное захоронение 4,5 Полигонное захоронение
10. Прочие (уличный смет, в т.ч. фракции до 30 мм) 14,3   19,0  
Итого:        
Прогнозируемый отбор объема сырьевых ресурсов, пригодных для переработки во вторичное сырье 51,86   73,5

 

Эффективность управления любой системой, в том числе ТБО – многотоннажного отхода потребления, существенно повышается при регулировании входящих в систему потоков.

Управление качеством и количеством образующихся ТБО на основе их разделения на несколько несмешивающихся потоков (раздельный сбор отходов жилого и нежилого сектора, опасных компонентов, вторичного сырья у населения) позволяет создать систему обращения с отходами, отвечающую современным требованиям экологии, экономики и ресурсосбережения.

На стадии сбора и удаления ТБО во многом определяется эффективность и безопасность их дальнейшей переработки и захоронения. Подвергая до 40 % образующихся отходов сортировке, обеспечивается сокращение потока отходов, направляемых на объекты их переработки и захоронения, на 20 % (при извлечении ценных компонентов на уровне 50 %).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: