Общественное сознание и его структура.




Рассматривая проблемы бытия, мы говорили о его структуре, выделили четыре основные его формы, в том числе, бытие духовного (идеального), в котором выделили индивидуализированное и объективированное духовное. В данной лекции мы более подробно рассмотрим последнее, т.е. объективированное духовное.

Человек — общественное существо, и в своих отношениях с миром, с другими людьми выработал способность различным образом отражать действительность. Существуют не только индивидуальные формы сознания, но и надындивидуальные, характерные для всего общества или отдельной его части. Это, так называемое, общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, привычек, традиций данного общества.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей, как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, как отражение материальной стороны жизни общества, материальных отношений. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей, диалектически связанные между собой.

Будучи отражением явлений общественной жизни, общественное сознание в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая выражается, во-первых, в его способности активно воздействовать на общественное бытие. Это воздействие не прямое, а через сознание людей. Идеи, овладевшие сознанием, становятся материальной силой, направляя деятельность людей.

Во-вторых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его способности опережать общественное бытие или отставать от него, т.е. общественное сознание, не просто копирует общественное бытие, а осмысливает его, анализирует общественные явления и процессы. Причем осмысление это может осуществляться с различной степенью глубины: от явления к сущности и т.д.

В-третьих, относительная самостоятельность общественного сознания, проявляется также в преемственности идей, теорий, взглядов, благодаря которой сохраняется и развивается духовное наследие поколений.

В-четвертых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на общественную жизнь. Такое воздействие может иметь и прогрессивную и реакционную направленность. Важно учитывать, насколько те или иные идеи, взгляды, моральные принципы, направления в искусстве и другие проявления общественного сознания соответствуют интересам народа той или иной страны интересам ее будущего.

В-пятых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии его форм, в том, что в различных исторических условиях они играют различную роль и имеют свою внутреннюю логику развития, свои традиции и принципы.

Все это говорит об огромной роли общественного сознания в жизни современного общества, в формировании его духовности, вне которой и без которой люди не могут нормально жить и работать.

Общественное сознание имеет сложную структуру, включающую различные элементы, их взаимосвязи и взаимодействия.

Структурный анализ общественного сознания может быть проведен по различным основаниям:

1. По глубине отражения действительности в духовных процессах (уровни отражения);

2. По способу отражения (формам общественного сознания);

3. По носителям - субъектам общественного сознания (индивидуальное, групповое, национальное);

4. По социальным функциям.

Рассмотрим более подробно структуру общественного сознания по первым двум основаниям, а с особенностями индивидуального, группового, национального сознания, их диалектикой, а также с функциями общественного сознания студенты знакомятся в ходе самостоятельной работы.

По глубине отражения действительности структуру общественного сознания можно представить следующим образом (см.схему).

 

 

Обыденное сознание возникает раньше теоретического и формируется под влиянием повседневной жизни людей. Оно позволяет судить о событиях общественной жизни с позиции “здравого смысла” и принимать в целом правильные решения.

Обыденное сознание представляет собой совокупность мыслей, взглядов, социальных чувств, эмпирических знаний и заблуждений, вырабатываемых социальными общностями под влиянием повседневной жизни. Обыденное сознание включает в себя:

 Эмпирические знания, как комплекс представленных навыков, умений, формирующихся на основе опыта людей, например, народная медицина, приметы погоды и т.д.

 Общественную психологию как совокупность социальных чувств, настроений, обычаев, нравов, традиции, идеалов и целей, проявлений моды и т.д. Она выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.

Общественная психология отражает действительность с позиции больших масс людей: классов, наций, народов. Ее особенность состоит в том, что это отражение несистематизированное, как правило, на уровне явлений, а не сущности.

В общественной психологии различают, во-первых, психический склад, как совокупность, исторически сложившихся традиций, привычек, устоявшихся черт национального характера, психологии класса, профессиональной группы. Во-вторых, это психические настроения, чувства, переживания, стремления, желания. Они носят более подвижный характер, зависят от ситуации. Значение общественной психологии в жизни заключается в том, что она формирует ценностные ориентации людей и установки на поведение, мотивы их деятельности.

Вторым, более высоким уровнем общественного сознания, является теоретическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая отражает действительность в теориях, взглядах, оформленных в концептуальные системы.

Теоретическое сознание выступает как система логически взаимосвязанных положений. Поэтому создателями его выступают не все люди, а только специалисты, ученые, теоретики

Теоретическое сознание включает в себя:

Естественнонаучные знания как систему теоретических знанийоб окружающем нас мире, о достижениях в областях общественных, естественных и технических наук.

Идеологию как систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов, наций, выражающих потребности и интересы различных социальных сил.

Идеология это систематизированное отражение, в котором выражается отношение тех или иных классов, партий к политической системе, государственному строю, отдельным политическим институтам и т.д. Она, как правило, стремится найти сущность общественных процессов, обнаруживать закономерности в развитии.

Идеология создается не массами, а наиболее подготовленными людьми, теоретиками. Она не стихийно усваивается массами, а вносится в их сознание с помощью различных средств: устно, СМИ и т.д.

Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее воплощения в жизнь. Можно считать нормальным, если большее распространение имеет та идеология, которая отвечает интересам большей части общества. Однако это бывает не всегда, т.к. сила влияния той или иной идеологии определяется положением в обществе тех классов, наций, социальных групп, интересы которых она выражает.

2) Многообразие взаимоотношений людей с природой и обществом выступает основой существования различных способов, форм отражения действительности. Возникают различные формы общественного сознания. Они все взаимосвязаны, имеют общие черты и, вместе с тем, различны.

В чем они сходны? В том, что все они отражают общественное бытие, взаимодействуют друг с другом, обладают относительной самостоятельностью и имеют два уровня отражения: теоретический и обыденный.

А в чем их различие? В том, что они имеют различный предмет отражения, разными средствами отражают его. Они находятся в разной степени близости к экономическому базису. Такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, ближе к экономическому базису, чем философия и религия. Они различаются по той роли, функциям, которые выполняют в обществе. Речь идет о познавательной, воспитательной, эстетической, идеологической функции, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людейи ихобщественных отношений.

Основными формами общественного сознания являются: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, религиозное сознание, а также идеи и взгляды о природе.

Политическое сознание - это совокупность идей и взглядов о том, кому должны принадлежать средства производства и власть в стране, об отношениях между классами, нациями, государствами и коалициями государств. Главное содержание политического сознания составляет отражение коренных интересов классов, наций, государств, в сфере экономики и по вопросам власти, государственного и политического устройства общества,

Наиболее активна в политическом сознании политическая идеология. Она вырабатывается идеологами класса, политологами и вносится в сознание масс в форме идей, программ, ценностей. Большое значение имеет и политическая общественная психология, представляющая собой политические настроения, чувства классов, социальных групп, их отношение к тем или иным политическим мероприятиям.

Политическое сознание - это активная сила в обществе, особенно в современных условиях. Понимание сути политических мероприятий, проводимых президентом, правительством Украины, обеспечивает поддержку их народом.

Правосознание - это совокупность взглядов, представлений социальных групп и классов о праве, обусловленная материальными условиями их существования и включающая в себя как оценку действующего права, так и представления о желаемом в области права, правовые требования.

В правосознании выражается отношение людей к действующему праву. Оно связано с представлением о том, что законно, а что незаконно. В правосознании оценивается правовая практика органов власти, причем в социально неоднородном обществе эти оценки могут быть различны со стороны различных социальных групп.

Правосознание имеет два уровня:

правовую идеологию в которой формулируются правовые нормы, вырабатывается сама идея закона, возможности его трактовки и определение границы его приемлемости;

правовую общественную психологию, представляющую совокупность чувств, взглядов, переживаний социальных групп по поводу тех или иных законов и правовых норм. В ней отражаются также противоречия между изменяющимися условиями и устаревшими законами.

Правосознание имеет огромное значение в современных условиях. Знание законов, их обязательное выполнение всеми, верховенство закона в обществе - необходимые условия формирования правового государства.

Нравственное сознание - это, совокупность идей и взглядов о поведении людей и их взаимоотношениях с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Нравственное сознание предписывает, оценивает и побуждает личность и социальную группу к определенному характеру деятельности.

В нравственном сознании потребности и интересы людей выражаются в виде общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой примера, привычки, общественного мнения.

Нравственное сознание отражает действительность в совокупности моральных принципов, норм, выражается категориями морали: добро и зло, долг, честь, совесть и т.д.

Нравственное сознание включает

теоретический уровень, выраженный в моральных программах, нравственных кодексах, заповедях, в которых в системном порядке излагаются моральные требования общества;

обыденный уровень, в который включаются нравственные чувства, переживания (стыд, симпатии, антипатии и т.д.).

Роль нравственного сознания исключительно велика. Она проявляется в том, что многие положения, требования морали имеют общечеловеческий характер, за ними стоит сила убеждения, нравственного авторитета. А нравственное воспитание людей всегда было и остается важнейшим направлением духовной деятельности.

Эстетическое сознание - это совокупность художественных образов, идеалов и теорий, отражающих ценность предметов и явлений через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического.

Эстетическое сознание имеет два уровня:

теоретический уровень - это искусство, эстетика, теории отдельных видов искусства. Искусство, как способ эстетического освоения мира, удовлетворяет потребности человека в красоте. Оно отражает действительность в художественных образах, через призму человеческих чувств, переживаний. Развитие искусства обусловлено общественно-исторической практикой людей, художественными традициями, состоянием духовной жизни общества.

общественно-психологический уровень, отражающий действительность в виде эстетических эмоций, массовых суждений о прекрасном, комическом и т.д.

Эстетическое сознание является мощным средством эстетического воспитания людей, формирования эстетических ценностей и вкусов.

Философское сознание - это совокупность взглядов о мире, о человеке и его месте в обществе, о всеобщих закономерностях развития и познания действительности.

Объективный мир отражается в философском сознании с помощью всеобщих понятий, категорий, основополагающих идей-принципов.

В силу этого оно составляет ядро мировоззрения, так как наиболее глубоко проникает в сущность процессов и явлений.

Философское сознание выступает теоретическим осознанием мира, это наиболее общийвзгляд на мир. Вместе с тем философское сознание предполагает глубокое осмысление сущности своего “я”. Философское сознание, вне зависимости от того отражает оно мир с позиций материализма или идеализма, активно влияет на все стороны жизни общества.

Религиозное сознание - это совокупность идей, взглядов, догм и учений о сверхъестественных явлениях. Религиозные взгляды возникли на заре человеческого общества, прошли через века и существуют поныне. Его основа - вера в наличие сверхъестественного. Содержание его - это совокупность религиозных идей, чувств, взглядов и представлений о боге, бессмертии души и т.д.

В его состав входит:

Религиозная идеология- это часть религиозного сознания. Она выступает как система идей, в которых теоретически обосновываются и излагаются религиозные взгляды на мир.

Религиозная психология - это несистематизированные религиозные чувства, представления, настроения, верования, которые складываются стихийно, как непосредственное отражение бытия людей. Религиозное сознание иногда представляется как иллюзорное сознание, ложно отражающее действительность, связанное с мифическим опытом человека.

Специфика религиозного сознания состоит в том, что его идеи не доказываются ни чувственно, ни логически, они основаны на религиозной вере. Религиозное сознание нельзя, наверное, оценивать только негативно, т.к. в нем обобщен большой ответ духовного отношения человека к себе, к другим людям, отражается нравственный и гуманистический опыт людей.

Религиозное сознание, тесно переплетаясь с бытовыми традициями народов, составляет значительный пласт духовной культуры человечества.

Мы рассмотрели основные формы общественного сознания. Другие формы, в частности, естественнонаучную форму, как взгляды на природу, ее сущность, законы, студенты более подробно изучают самостоятельно.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как решалась проблема бытия в разных философских школах?

2. Расскажите о парменидовском понимании бытия?

3. Какова на ваш взгляд структура бытия?

4. Что такое материя?

5. Какие формы движения вы знаете?

6. Перечислите основные черты пространства и времени.

7. Какие биологические и социальные предпосылки возникновения сознания вы знаете?

8. Какова структура сознания?

9. Что такое общественное сознание?

10. Какова структура общественного сознания?

11. Перечислите формы общественного сознания?

12. Какова диалектика общественного и индивидуального сознания?

13. Какова роль форм общественного сознания в духовной жизни общества?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: