Философское учение о материи, ее структуре и свойствах




Глава 1. Философские проблемы бытия и сознания.

Философское учение о бытии

Бытие – предельно широкая философская категория, и в связи с этим невозможно дать классическое определение бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее и выделим философские аспекты бытия.

Первый аспект проблемы бытия – это ряд мыслей-вопросов о бытии, ответ на которые побуждает к постановке следующих вопросов. “Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия”.

Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, природного, физического.

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию и деятельности людей.

Проблемы бытия осмысливаются с помощью категорий “бытие”, “небытие”, “становление”, “существование”, “материя”, “сознание”, “развитие” и других.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1. Бытие вещей /тел/, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного /идеального/, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное духовной культурой человечества.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом.

Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рассмотрена в отдельных темах данного пособия.

Бытие первой природы существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека /хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны/. Это “исчезающее бытие”. Именно поэтому природа объективна и первична для человека в целом ряде смыслов /генетическом: человек – “дитя природы”; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жизненные элементы; потребительском: природа – кладовая не только энергетических запасов и природных ископаемых, но и готовых продуктов питания и медицинских препаратов/.

Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, “нежесткой” и универсальной детерминации бытия человека со стороны общества /роль традиций, морали, религии/.

В то же время люди не запрограммированные существа. Они способны мощно /как положительно, так и пагубно неотвратимо/ влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное – это единство многообразного в человеке, которое охватывает процессы сознания и бессознательного. Сознанию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессознательном у человека можно выделить три уровня:

- первый уровень – это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессознательны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния.

- второй уровень находит проявление в художественной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждения духа.

- третий уровень – это процессы и состояния, сходные с сознанием во время бодрствования, но до поры времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе, они могут перемещаться в поле сознания /созревающая мысль/.

Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению.

 

Философское учение о материи, ее структуре и свойствах

Понятие материи - одно из самых широких в философии. Разработка этой философской категории имеет давние исторические традиции. Античные философы пытались свести материю к чувственно воспринимаемым вещам /Фалес, Анаксимен/. Другая часть античных философов вела поиск абстрактно-гипотетической основы мира /Анаксимандр, Демокрит, Эпикур/. В целом античные философы вели поиск материального первоначала мира, исходного материала, первокирпичика всего существующего.

Философы Нового времени существенно развили положения античных философов о материи. Одни из них сводили материю к всеобщим и абсолютным свойствам /протяженность, масса и др./ Другие рассматривали материю как мир в целом, как субстанцию-систему /Б.Спиноза/. Третьи пытались синтезировать эти два направления /Д.Дидро, П.Гольбах/. Гениальное звено их поисков заложено в положении П.Гольбаха из его книги “Система природы”. “Материя есть все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения”.

Известный вклад внесли и русские социал-демократы. Так, Чернышевский считал, что материя есть одинаковое в вещах.

В целом, можно отметить, что философы Нового времени пытаются подойти к гносеологическому определению материи.

Естествоиспытатели XVII­XVIII веков считали, что материя есть вещество как совокупность атомов, при этом материя обладает известными свойствами /материя делима, но только до известного предела, до атомов; материя непроницаема; материя движется по законам механики, свойства материи, движения пространства и времени независимы друг от друга. Материя отождествлялась ими с массой тел или с энергией. Слабость этого подхода заключалась в метафизическом подходе к материи. Вся несостоятельность этого подхода остро проявилась на рубеже XIX­XX веков, когда был сделан ряд великих открытий в физике.

В 1881 году Майкельсон установил независимость скорости света от скорости системы /иными словами, движение материи подчиняется не только механическим законам/.

В 1895 году Рентген открыл лучи, позднее названные рентгеновскими.

В 1896 году Беккерель открыл явление радиоактивности урана /явление это означает спонтанное, обусловленное внутренними причинами превращение атомных ядер и элементарных частиц в другие ядра и элементарные частицы/.

В 1897 году Томпсон открыл электрон, доказав тем самым, что атом не является последней неделимой частицей, неким первокирпичиком мира.

В 1898 году супруги Кюри открыли естественную радиоактивность радия.

В 1899 году русский ученый Лебедев открыл факт давления света, оказалось, что свет также обладает определенной массой.

В 1900 году Макс Планк создал теорию кванта /совокупность величин, которые характеризуют физические особенности микросистем/.

В 1903 году Резерфорд создал теорию радиоактивного распада.

В 1905 году А.Энштейн создал специальную теорию относительности.

Все эти открытия нанесли сильнейший удар по прежнему метафизическому пониманию материи. Физики, находящиеся на стихийно-метафизической материалистической позиции не смогли оправиться от этого удара, и в физике начался кризис, суть которого можно кратко выразить словами “материя исчезла, она превратилась в чистую энергию”.

Преодолеть кризис в физике можно было только с материалистических позиций, но позиций не метафизических, а диалектических. С этой задачей сумел справиться В.Ленин, который в своей книге “Материализм и эмпириокритицизм” защитил и развил учение о материи.

Прежде всего, он показал, что все предыдущие взгляды на материю носили не гносеологический, а онтологический характер, так как были связаны с конкретными свойствами материи, и исчезновение этого свойства или появление других свойств у предметов связывалось с признанием исчезновения или появления материи. Ленин показал, что “исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю”. (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.275)

Необходимо было дать гносеологическое определение материи, чтобы никакие научные открытия в физике в будущем не могли бы поколебать это определение.

Напомним, что есть два пути определить понятие.

1. Подвести данное понятие под более широкое понятие и выделить его характерные черты и свойства. Например: муха – это насекомое…, самолет – это летательный аппарат…, человек – это животное, обладающее мышлением и умеющее трудиться и т.д. Таким же образом прежний материализм пытался дать определение материи. Но материя – это предельно широкое понятие. Нет понятия более широкого, а поэтому и нельзя подвести понятие материи под более широкое понятие.

2. Соотнести данное понятие с другим столь же широким понятием. В сравнении с понятием материи другим столь же широким понятием является понятие сознания. Используя этот прием, Ленин и дал классическое гносеологическое определение материи. “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.131)

В чем суть этого гносеологического определения? В том, что в гносеологическом смысле понятие “материя” есть абстракция, с помощью которой отражается вся объективная реальность. Подчеркивая гносеологический характер своего определения, Ленин писал: “Материя – это чистое создание мысли и абстракции” (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.550), но в онтологическом смысле материя – это вся объективная реальность. Образ материи не выдуман нами, он является отражением самой объективной реальности.

Данное определение имеет огромное методологическое значение для противостояния идеализму, метафизике и агностицизму. Оно открыто признает и обосновывает первичность объективной реальности. Оно направлено против вульгарного материализма и метафизики тем, что не связано с какими-либо конкретными свойствами материи. Оно направлено против агностицизма тем, что открыто признает познаваемость мира.

Материя, с точки зрения современной науки, имеет сложную структуру, которую можно представить в виде таблицы.

 

Материя Неживая природа Живая природа Общество
Вещество Мегамир Метагалактика, галактика Биосфера Биоценоз Популяция вида Живой организм Человеческая цивилизация Социальное образование, слои, классы /культура, традиции/ Человек /орудия труда, техника/
Макромир Межзвездная среда, планеты, звезды
Микромир Молекула, атом, элементарные частицы
Поле   Ядерное, электромагнитное, гравитационное

 

Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что материя возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее вечность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. Последнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию.

Материя всегда находится в движении. Не существует материи без движения, так же, как не существует движения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: