Философские проблемы антропосоциогенеза




С самых давних времен философов интересовала проблема человека: его происхождения, сущности и структуры его личности и ее роли в историческом процессе. Уже древние философы, с одной стороны, связывали человека с миром животных, а с другой, выделяли его из этого мира благодаря качествам, присущим только человеку. “Человек – это мыслящее животное”, “человек – это говорящее животное”, “человек – это политическое животное”, “человек – это общественное животное” – вот лишь несколько примеров подобных определений человека.

Что касается проблемы происхождения человека, то кроме религиозного объяснения, древняя наука не могла дать ответа на этот вопрос, так как не опиралась /поскольку их не могло быть в то время/ на естественнонаучные открытия. И лишь в XIX веке сформировалась научная гипотеза о происхождении человека из человекоподобных обезьян, которая со временем подкрепилась серьезными находками и открытиями в области антропологии, биологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии и других наук.

В настоящее время существует и ряд других научных предположений о происхождении человека: гипотеза панспермии утверждает, что жизнь была занесена из космоса; другая гипотеза предполагает, что предки землян – это выходцы с других планет нашей Вселенной, но это лишь научные догадки, которые не имеют серьезных научных подтверждений. Поэтому мы подробнее остановимся на гипотезе происхождения человека от человекоподобных обезьян, основы которой заложил Ч.Дарвин, а философское обоснование этой гипотезе сделал Ф.Энгельс.

Теория Ч. Дарвина (1809 – 1882) развилась из основанной на изучении различий между родственными видами птиц на различных островах Тихого океана гипотезы о том, что виды не вечны и не неизменны, а эволюционируют путём приспособления к окружающей среде.

До Дарвина бытовало представление о неизменности всех биологических видов. Дарвин же пришёл к мнению, что все виды возникли путём развития, в ходе которого они приспосабливались к окружающей среде. Следовательно, между видами существуют родственные отношения, и даже если между видами существуют важные различия, то ни один вид, включая человека, не обладает уникальным статусом. Виды возникают и формируются посредством адаптации к среде. Исходя из этого, можно объяснить многообразие видов как результат различий их среды обитания.

Далее Дарвин предположил, что каждый индивид обладает наследственно обусловленными свойствами, несколько отличающимися от соответствующих свойств других индивидов этого же вида.

На следующее положение Дарвина натолкнул тот факт, что все живые организмы проявляют тенденцию к воспроизводству большего числа потомков, чем может прокормить среда их обитания. Причём, чем ниже организация живых организмов, чем они примитивнее, тем больше потомков они производят. В результате разворачивается борьба за существование, исход которой не является случайным. С течением времени будут выживать те индивиды, которые обладают наиболее приспособленными к данной среде унаследованными свойствами. Они будут жить и дальше передавать эти свойства уже своему потомству.

Итак, с течением времени происходит естественный отбор. Он подразумевает генетическую передачу благоприятных свойств для приспособления к жизни. Однако Дарвин ничего не знал о законах генетической наследственности, ибо не был знаком с генетической теорией Менделя (1822 – 1884), хотя жили они в одно время.

Таким образом, в рамках дарвинизма предстояло объяснить, как возникают изменения в наследуемых свойствах и как они передаются наследству, потомству. Первый вопрос получил ответ в теории мутации, а второй – в генетической теории.

Таким образом, дарвиновская концепция человека как всего лишь одного из многих видов, возникших в ходе естественного отбора, предложила точку зрения, согласно которой все свойства человека возникли в результате процесса адаптации, основные механизмы которого одни и те же для всех биологических организмов.

Что же тогда остаётся от привилегированного места человека во Вселенной? Гелиоцентрическая система Коперника передвинула человека из центра космоса на периферию. Дарвинизм лишил человека привилегированной позиции относительно других живых существ и выявил его родственные связи с остальными биологическими видами. Наконец, фрейдизм пришёл к выводу, что даже в своём собственном доме (то есть, в индивидуальной психике) человек не является хозяином, а его сознание далеко не всегда руководит его поведением, уступая роль мотивации бессознательному.

Итак, основной вывод дарвинизма такой. Человек появился в результате мутаций и естественного отбора, происходивших в течение длительного периода времени, тем же путём, что и остальные биологические виды.

Как можно оценить дарвинизм с точки зрения современной науки? В эмпирических науках нет бесспорных результатов. Все результаты могут быть пересмотрены в свете новых данных техники и концептуальных разработок. Кроме того, в одной и той же области исследования могут быть конкурирующие теории. Поэтому когда говорят, что современный дарвинизм не является окончательно доказанным, то исходят из наивных представлений о науке; то есть предполагается, что научные результаты находятся вне сомнения, в противном случае они не имеют отношения к науке.

Ещё хуже, когда такие представления используются, чтобы обосновать все другие мнения как одинаково хорошие. Путь мысли здесь такой: дарвинизм не является окончательно доказанным, креационизм – также. Следовательно, они одинаково плодотворные в научном отношении. Но не всё так просто.

Даже если научные теории и подвержены ошибкам, то одни из них обоснованы более убедительно, чем другие. В этом смысле современный дарвинизм является частью обширной научной области, начиная от эволюционных исследований и кончая современными генетическими изысканиями молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты. Именно суммарные успехи этого многопланового проекта даёт право рассматривать теорию эволюции как хорошо обоснованную с научной точки зрения и постоянно развивающуюся теорию. Креационизм не может опереться на нечто подобное, ибо утверждение «Бог сотворил все виды» не открывает возможности для плодотворного научного исследования.

На почве дарвиновской теории происхождения видов главным стал вопрос о происхождении человека от обезьяны. Сам Дарвин никогда не утверждал, что обезьяна является прямым предком человека. Он просто предполагал, что и человек и обезьяна могут иметь общих предков.

Однако последователи Дарвина начали разрабатывать концепцию происхождения человека из человекоподобных обезьян, которая подкреплялась значительными археологическими находками. Согласно их гипотезе, общая картина происхождения человека такова. Более 2 млн. лет назад в Африке появилось стадо предлюдей /австралопитеков/. Они были невелики ростом и не сильны, но ходили на двух ногах, тем самым, освободив руку, в которой научились держать первое орудие труда /камень, палку/. У них был еще очень небольшой мозг, около 500 см3, но он постепенно рос. Уже через несколько сотен тысяч лет в Африке обитало стадо предлюдей, имеющих объем черепа 700 см3и очень развитие руки. За это Луис Лики, впервые обнаруживший останки такого обитателя в 1960 году, назвал его “человеком умелым”.

Начиная с питекантропа /обезьяночеловек, не обладающий речью/, предки человека превращаются в первобытное человеческое племя /600-700 тыс. лет тому назад/. Вероятно, они были первыми существами, начавшими овладевать речью. К питекантропам примыкает синантроп /китайский человек/. Большая коллекция синантропов была собрана в Китае в 20-30-е годы нашего столетия, но к настоящему времени уцелели лишь фотографии. Селились они в пещерах, где неугасимо горел огонь, зажженный молнией. Они умели его поддерживать, но еще не умели его добывать. Жили они примерно 400 тыс. лет тому назад.

Примерно 200 тыс. лет назад наша планета перешла во власть неандертальцев. Их останки многочисленны: в Африке, Азии, Европе. Они были сравнительно небольшого роста – 155 см, широкоплечи, имели тяжелые массивные кости. Объем черепа был у них даже больше, чем у нынешних людей. Они жили в пещерах, отапливали их костром, уже изготавливали орудия труда и оружие, но ходили еще не очень прямо. Были расчетливы, по-своему умны, охотились на диких зверей, вплоть до мамонтов.

Около 40 тыс. лет назад на планете появились племена кроманьонцев, которые по типу телосложения были вполне современными людьми. За прошедшие 40 тысяч лет человек мало изменился физически и очень сильно изменился психически и социально.

Такова естественнонаучная картина происхождения человека. Философскую же интерпретацию этого процесса дал впервые Ф.Энгельс в своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.

Под влиянием изменений условий обитания обезьяны видимо, вынуждены были спуститься с деревьев, постепенно отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали все больше усваивать прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Второй важнейший шаг на пути превращения обезьяны в человека был сделан в трудовой деятельности, в процессе создания орудий труда. Создание орудий труда – есть опережающее отражение действительности, требующее уже значительного развития сознания и поэтому недоступно животному. Но, поскольку примитивный труд человекоподобных обезьян был возможен только в первобытном стаде /коллективе/, поскольку он требовал постоянного общения первобытных людей между собой, в процессе этого общения постепенно формировался язык общения и развивалась членораздельная речь. “Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явилась двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг”. (Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1975, с.148.)

Мощным фактором формирования первобытного человека явилось также и само первобытное сообщество людей, которое отличалось от первобытного стада человекообразных обезьян, прежде всего трудовой деятельностью.

Таким образом, труд, речь и общение явились решающими факторами превращения человекоподобных обезьян в первобытных людей. В чем же сущность человека, какова его структура и как соотносится сознание индивида с общественным сознанием, рассмотрим далее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: