В истории философии было три точки зрения на движение.
Объективный идеализм признавал движение материи, но источник движения отрывал от материи и выносил его вовне.
Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта.
Метафизический материализм высказал ряд ценных догадок, но в целом, движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования. Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: “Движение в применении к материи – это изменение вообще … изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением”.(Энгельс Ф. Анти-Дюринг.//Маркс К., Энгельс Ф.Соч.,2-е изд., т20, с. 360).
Движение является всеобщим способом существования материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движущаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Материи присуще самодвижение, источником которого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо.
Движение диалектически противоречиво по своей природе.
а) Движение абсолютно и относительно, то есть все постоянно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое.
б) Движение – это единство изменчивости и устойчивости. Причем, изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчивость относительна.
в) Движение одновременно непрерывно и прерывно /нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое/.
|
Таким образом, движение является способом существования материи. Современная философия отрицает отождествление конкретных форм движения с движением вообще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со своей мировоззренческой позицией. Главные методологические идеи классификации форм движения материи с позиций диалектического материализма даны Ф. Энгельсом в его работе “Диалектика природы”. Раскроем их:
Каждая форма движения материи имеет свой определенный материальный носитель.
Формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу /то есть они качественно специфичны, но взаимосвязь между ними есть.
Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения.
При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга.
Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности.
Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук.
Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи:
1) Механическое – пространственно-временное перемещение тел.
2) Физическое – это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов.
3) Химическое – это движение молекул, или физика молекул.
4) Биологическое – это движение клеток, белковых образований. Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от неживой природы к живой. Не случайно, одно из определений жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ.
|
5) Социальное – это движение людей и социальных организмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно.
Следует иметь в виду, что в зависимости от критерия деления можно назвать другие формы движения.
Заключая данный вопрос, отметим, что все формы движения материи взаимосвязаны и переходят друг в друга. Чем выше форма движения материи, тем уже степень проявления в ней низших форм. Высшей, наиболее сложной формой движения материи является социальное движение.
Материя движется во времени и пространстве, которые выступают как формы бытия материи.
В истории философии во взглядах на пространство и время бытовали два основных направления, в которых философы выясняли:
Существовали ли пространство и время как особые физические реальности со своими свойствами или это абстракция от реальных вещей и их свойства быть протяженными?
Демокрит считал, что пустота – это особая реальность со своими свойствами. Всеобщим ее свойством является бесконечность.
Ньютон полагал, что пространство и время – это особые начала, которые существуют независимо от материи /абсолютное пространство – это вместилище тел, оно непрерывно, неподвижно и изотропно во всех направлениях, бесконечно. Абсолютное время – это вместилище событий, это чистая длительность. Время однонаправлено/.
Эти философы, следовательно, отрывали пространство и время от материи, рассматривали свойства пространства и времени как неизменные и независимые друг от друга.
|
Аристотель полагал, что пространство – это совокупность материальных тел. Время – число движения.
Толанд утверждал, что абсолютного пространства и времени не существует, а они являются характеристиками движущейся материи.
Декарт считал, что пространство – это протяженность материи.
Таким образом, эти философы рассматривали пространство и время в неразрывной связи с материей и друг с другом.
Существует ли пространство и время объективно или это субъективные особенности нашего восприятия?
Беркли, Мах, Авенариус отрицали объективность пространства и времени и утверждали, что это лишь последовательность, порядок наших восприятий. Кант и Дюринг считали пространство и время априорными /то есть существовавшими еще до появления у человека опыта восприятия/ формами созерцания.
Современная философия считает пространство и время объективными характеристиками движущейся материи и дает им следующие определения.
Пространство – это всеобщая форма существования материи, характеризующая протяженность, упорядоченность, взаиморасположенность движущихся материальных объектов по отношению друг к другу.
Время – это всеобщая форма существования движущейся материи, выражающая длительность и последовательность протекания материальных процессов по отношению друг к другу.