Выше были рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой диалектики познавательного процесса, его чувственной и логической сторон. В данный момент обратимся к вопросу об истине, а также о методах и формах познания.
Жизнь человека в мире, его отношение с действительностью, предполагают адекватное отражение этого мира. В этом суть познавательного отношения, а возможность адекватного отражения мира выступает как мировоззренческая проблема.
Познавательная деятельность человека, связанная с работой его сознания, воли, эмоций, памяти, предполагают также убежденность, веру, ошибки, заблуждения, иллюзии. Поэтому встает вопрос: «Способно ли человечество получить такие знания, которые соответствуют реальному миру? Каковы критерии такого знания? Иначе - встает вопрос об истинности знаний? Что есть истина?» Это глубоко философский и житейский вопрос. Известен библейский сюжет, в котором этот вопрос задан был Понтием Пилатом Иисусу Христу во время допроса. Ф.Ницше назвал данный вопрос «Неодобрительным скептицизмом Пилата по отношению к безумцу», ибо в существовавших тогда отношениях между Римом и Палестиной, то, что Иисус считал истиной, с точки зрения государственной было несущественным.
Истории философии известны различные подходы к пониманию истины:
это учение о двойственности истины: существует якобы истина, достигаемая естественными науками и истина божественная, истина откровения;
это утверждение о конвенциональности истины, то есть о договорном ее характере. Истина, якобы, это то знание, с которым согласно большинство людей;
это утверждение прагматизма о том, что истина это то, что полезно, выгодно. Вершины учение об истине в прагматизме достигло в так называемом инструментализме;
|
есть также утверждение о “плюрализме”, то есть множественности истин. Споры и различные взгляды о природе и сущности истины продолжаются и в наше время. Мы рассматриваем истину лишь в гносеологическом, то есть в теоретико-познавательном плане.
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Это правильное отражение действительности в сознании людей.
Однако и чувственное и логическое познание людей способно давать и неверное отражение. Такое неправильное, несоответствующее своему предмету отражение, несовпадающее с ним, называется заблуждением. Заблуждение следует отличать ото лжи, то есть преднамеренного искажения истины.
Наши знания - суть единство истины и заблуждений, и сам процесс добывания знаний людьми может быть правильным или неправильным, а в самой истине заблуждений нет.
Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме.
Каковы основные черты, признаки истины?
Это ее объективность. Истина субъективна по форме и объективна по содержанию. Содержание знания заключается в самих предметах и явлениях материальной действительности. Истина объективна по своему источнику, так как порождается не свободной игрой ума, а отражаемым объектом. Объективность истины не зависит от нашего сознания, от нашей воли. Отрицание объективности истины на практике ведет к вседозволенности, насилию, произволу при достижении своих интересов.
Из того, что истина объективна, не следует, что она находится вне сознания. Истина находится в сознании, она субъективна по форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах и т.д.)
|
Признание объективности истины есть признание существования объективной реальности и правильного ее отражения в сознании. Отрицание объективности истины ведет к агностицизму.
Истина - это процесс. Путь к ней начинается с чувственного отражения, переходя к абстрактному мышлению. В результате познание ближе подходит к истине, ибо научные абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее, чем чувственные образы.
Объективная истина не постигается сразу во всем объеме, наши знания постоянно углубляются, расширяются, уточняются и, вместе с тем, всегда оказываются незавершенными в каком-то отношении.
Выражением данного противоречия выступает диалектика абсолютной и относительной истины.
Абсолютность и относительность - это характеристики одной и той же объективной истины, выражающие различные степени точности и полноты знания.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, абсолютно достоверное знание об объективном мире, которое не может быть изменено в будущем. Термин «абсолютная истина» используется, во-первых, как гносеологический идеал, т.е. абсолютное знание о мире в целом, хотя такое знание не может быть достигнуто.
Во-вторых, это то содержание относительных истин, которое сохраняется в процессе развития знания, это также окончательное знание о некоторых фактах действительности.
В-третьих, это не исчерпывающие, но неопровержимые результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, принимающие вид констатаций и описаний.
|
Относительная истина - это правильное, но неполное знание об объективной действительности. Она выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания.
Наше знание является одновременно абсолютным и относительным. Диалектика здесь такова, что в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент истины абсолютной.
Одностороннее преувеличение роли абсолютной истины есть догматизм, а относительной - релятивизм.
Истина одна, она носит объективный характер, абсолютна и относительна одновременно, носит конкретный характер. Истина выражает не только результат отражения действительности в сознании человека, но и средство и способ реализации его целей.
Истина возникает и возможна только в неразрывной связи с практикой. В практике проверяется не только соответствие мысли предмету, т.е. истина, но и сам предмет, т.е. его соответствие понятию.
Практика - это материальная, предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Практика человека носит исторический характер, многостороння и многогранна. В гносеологическом плане в практике различают две стороны: а) объективную, которая заключается в том, что взаимодействие человека и природы осуществляется на основе объективных законов; б) субъективную сторону, заключающуюся в том, что сознание человека влияет на его деятельность, не только отражает мир, но и творит его. Практика выступает как основа познания, цель познания и критерий истины. Она является критерием истины потому, что люди действуют в соответствии со знаниями, а результаты деятельности зависят от соответствия знаний предмету. Практика выступает как единство абсолютного и относительного.
Критерий практики определен и неопределен, поскольку сама практика исторически ограничена, ее уровень зависит от многих причин, и в силу этого практика иногда не может подтвердить истинное знание. Поэтому в процессе познания так важно выполнять требование известного принципа-единства теории и практики.