Диалектический характер процесса познания




Учение о познании возникло вместе с появлением философии и связано с решением второй стороны основного вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. Ответ на этот вопрос составляет важный компонент мировоззрения, раскрывает возможности человека правильно познавать и преобразовывать мир.

Представители различных философских школ и направлений по-разному отвечали на вопрос о познаваемости мира. Одни из них признавали принципиальную возможность познать окружающий мир, другие ограничивали познавательные возможности человека, третьи вообще считали, что объективный мир непознаваем (агностицизм).

Постепенно учение о познании сложилось в особую область философской науки - гносеологию, и философия выполняет гносеологическую (теоретико-познавательную) функцию.

Можно условно выделить три группы задач, решаемых теорией познания:

первая группа - это задачи, связанные преимущественно с характеристикой объекта познания (выявление источника знания и условий познавательного процесса, характеристика объектов познания).

вторая группа - это задачи, относящиеся преимущественно к обоснованию субъекта познания (определение субъекта познания, раскрытие его роли в процессе познания).

третья группа - это задачи, связанные с раскрытием содержания и сущности процесса отражения, (обоснование закономерностей познавательного процесса, анализ содержания и форм познания как отражения, оценка результатов познания).

Познание - это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Так что же является объектом познания?

1) Объектом познания выступает определенная часть, фрагмент материального мира, на которую направлена познавательная деятельность.

2) Объектом познания выступают различные проявления сознательной деятельности человека, духовные процессы, духовный мир людей.

3) Объектом познания выступает идеализированные теоретические объекты науки.

А что такое субъект познания?

Во - первых, это общественный, социально сформировавшийся человек, а шире - человеческое общество в целом.

Во - вторых, характеризуя субъект познания, следует отметить его активность в ходе познания, он воспроизводит объект в своем сознании, создавая идеальный образ, полнота и точность которого зависят и от социального опыта человека, его знаний и от структуры, особенностей органов чувств субъекта, его чувств, воли, эмоций.

Таким образом, признание внешнего мира и его отражение в человеческой голове является исходным принципом теории познания.

Отражение - это воспроизведение взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга.

Отражение, как познание, появляется лишь на уровне человеческого мышления. Конечно, человек обладает не только такой формой отражения, как сознание, а в «снятом», преобразованном виде всеми формами отражения, которые присущи животным, растениям, микроорганизмам и предметам неживой природы. Получается стройная эволюционная линия, звеном которой является конкретно-исторический человек с его особенностью мыслить с помощью мозга.

Результатом отражения выступает идеальное, которое закрепляется в сознании в виде образа. Все формы сознания от ощущения до понятий и научных теорий носят образный характер. Образ - это предметное и обобщенное отображение, существенными чертами которого является сходство, подобие его источнику, определенная степень адекватности. Образное отражение имеет информационный характер, и определение информации как содержания отражения наиболее распространено в нашей литературе. Информация - это не просто знание, а та часть знания, которая используется для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения и развития определенной системы.

История познания показывает, что знания обусловлены потребностями общества, запросами производства. Если у общества появляется техническая потребность, то она двигает науку сильнее, чем десяток университетов. Начиная с античной философии и до настоящего времени гносеологические проблемы «задавались» потребностью производства и практики.

Познание представляет собой сложный диалектический процесс.

Начинается познание с непосредственного чувственного взаимодействия человека с внешним миром при помощи органов чувств.

Чувственное познание (живое созерцание) - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Спецификой отражения всех органов чувств является воспроизведение объектов познания в чувственно-наглядной форме.

Чувственное познание отражает мир в форме ощущений, восприятий и представлений.

При характеристике ощущений следует выделить несколько особенностей ощущения – это:

1) результат воздействия объекта на наши органы чувств;

2) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания;

3) непосредственная связь сознания с внешним миром;

4) субъективный образ объективного мира, совпадающий с ним по содержанию.

Ощущения - это образы, отражающие не весь предмет, а его отдельные стороны и свойства. В процессе познания ощущения выполняют функцию различения и отождествления объектов.

На основе ощущений формируется более сложная форма чувственного отражения - восприятие.

Восприятие - это отражение предмета в виде целостного чувственного образа. Оно возникает в результате непосредственного воздействия внешнего мира на органы чувств. В отличие от ощущений восприятие связано с деятельностью не одного, а нескольких органов чувств или да же группы их.

Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, то есть вне субъекта там, где расположен предмет, вызывающий данный образ. Жизненный смысл восприятий в том, что они выполняют в жизни человека сигнальную функцию. А в процессе познания - функцию различения и обособления вещей в пространстве.

Переходным звеном, связывающим живое созерцание с абстрактным мышлением, является представление. Это чувственный образ тех предметов и явлений, которые человек воспринимал раньше, но которые в данный момент не воспринимаются. Оно основывается на памяти.

Представление - это воспроизведение в сознании человека образов, ранее действовавших предметов и явлений, оживление «следов» действия предметов в памяти. У человека специфическим раздражителем, вызывающим представления, является слово. Хотя представление и сохраняет чувственную форму, оно уже содержит обобщение, то есть поднимается выше ощущений и восприятий. Разновидностями представления выступают воображение и фантазия.

Воображение - это процесс соединения и преобразования различных представлений в целостную картину новых образов. Воображение уже включает в себя элементы мыслительной деятельности. Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом - писал Дени Дидро.

Однако чувственное познание не может сделать обобщающих выводов, не может отразить сущность противоречий в природе и обществе. Здесь на помощь приходит абстрактное мышление. Переход к нему - это скачок в познании, переход его на более высокую качественную ступень.

Чем характеризуется такой скачок?

 Переходом от фактов к обнаружению закономерностей;

 Переходом от явления к сущности, от конкретного к абстрактному;

 Переходом от непосредственного к опосредованному знанию.

Для познания существенных связей и отношений чувственное познание должно соединиться с абстрактным мышлением.

Мышление - высшая функция мозга, состоящая в опосредованном, отвлеченном, обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных свойств. Мышление - это творческий, активный процесс.

Способ отражения свойств и отношений предметов и явлений объективного мира в мышлении называется формой мышления.

Основными формами абстрактного мышления (а, следовательно, и рациональной ступени познания) являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это обобщающая мысль, в которой отражаются существенные признаки предмета и его существенные свойства, отношения. Чтобы образовать понятие, чувственные данные перерабатываются в нашей голове с помощью методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

Понятие собаки и лопаты закреплены в определённых словах – «собака», «лопата». Но совершенно не обязательно и было бы серьёзной ошибкой отождествлять понятие и значение слова.

Во – первых, понятие может быть выражено не только отдельным словом («собака») или словосочетанием («железная дорога»), а и целым предложением или даже группой предложений. Например: война – это продолжение политики иными, насильственными средствами; семья – это ячейка общества, ведущая совместную хозяйственную деятельность. Иногда для раскрытия понятия необходимо писать научные трактаты. Для раскрытия понятия «буржуазные производственные отношения» К. Маркс написал три тома работы «Капитал». Н. Коперник написал книгу «Об обращении небесных тел». Подобных примеров очень много.

Во – вторых, у очень многих слов, обладающих значением, нельзя найти соответствующего им понятия. Например, местоимения.

В – третьих, понятие – это то, что о данном предмете может сказать общество. А то, что я, отдельный человек, примысливаю к образу этого предмета, совершенно не обязательно совпадает с понятием. И даже значение слова, которое я использую, гораздо уже понятия. А главное, я, видя собаку, стул, лопату, не обязательно примысливаю к ним все те признаки, которые есть у соответствующих понятий. Значение возникает в моём сознании на основе тех признаков, которые закреплены в понятии, но это далеко не все признаки, - возможно я знаю не все.

Идут века, понятия исчезают, появляются новые, у старых меняется содержание. Сколько всяких приключений претерпели за последние сто лет понятия «свет». «атом», «демократия»! Но все эти изменения отнюдь не обязательно отражаются в значении слова. «Мысль никогда не равна прямому значению слов», говорил Л.С. Выготский. Но она и невозможна без слова.

Понятия бывают обыденными, бытовыми (стол) и научными (галактика). Одно и то же понятие может выступать и как обыденное, житейское, и как научное. «Собака» - это и житейское понятие, определяемое как «домашнее животное, которое лает, и научное понятие, определяемое как вид Kanis familiaris, принадлежащий семейству собак, отряду хищных, классу млекопитающих.

Научные, как и все другие понятия, невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания. С другой – мы можем узнавать новое о предметах, явлениях действительности благодаря языку. И оказывается, что язык способен выступать как орудие познания. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений, сопоставляя различные суждения.

Суждение - это мысль, в которой, сочетая понятия, мы что-либо утверждаем, или что-либо отрицаем о реальных вещах и явлениях. Суждения дают возможность выражать одни понятия через другие, рассуждать.

Суждение всегда выражается предложением. Предложение отражает определённое отношение между предметами или событиями. Это может быть простейшее отношение, которое можно представить себе, не обращаясь к языку, например: «лев рычит». Но может быть и сложное отношение, которое без помощи языка представить невозможно, например, «кит – млекопитающее».

Говоря «кит – млекопитающее», мы совершенно не обязательно должны иметь перед собой кита. В том и сила интеллекта человека в отличие от мышления высших животных, что он может быть не связан непосредственно с реальными предметами. Это совершенно не значит, что наше мышление вообще может протекать в отрыве от реальности. Время от времени мы вынуждены проверять, насколько наше отвлечённое, абстрактное мышление соответствует действительности. Если длительное время не проверять, нас могут ожидать неприятные открытия. Вспомним героя романа «Двенадцать стульев» Ипполита Матвеевича Воробьянинова, который был неприятно поражён внешним видом своей возлюбленной, встретив её через примерно 20 лет.

Что же может быть средством проверки, критерием истинности в мышлении? Практика. Причём, это совсем не обязательно трудовая деятельность или практический эксперимент. Такой формой практики могут выступать и логические законы мышления. Именно язык и представляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путём логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Что же такое умозаключение?

Умозаключение - это форма мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новые знания. Таким образом получается выводное знание.

Существуют так называемые логические формы умозаключений, то есть, специальные правила, позволяющие делать выводы без новых эмпирических данных, на основе информации, полученной из речевого сообщения.

В основном, эти формы сводятся к правилам логического вывода, обобщённым в различных типах силлогизмов.

Силлогизм – это сочетание двух суждений, между которыми существует определённая логическая связь. Наиболее обычный тип силлогизма такой, где первое суждение содержит общее положение, а второй – какой – то частный случай по отношению к первому положению. Пример. Все млекопитающие питаются молоком. Человек – млекопитающее. Вывод: человек питается молоком.

Чувственное и логическое познание диалектически связаны между собой так, что они дополняют и взаимопроникают друг в друга: чувственное познание как бы включает в себя мышление в качестве одной из необходимых сторон, а рациональное (логическое) мышление не является «очищенным» от чувственных образов. Диалектика углубления человеческих знаний от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике выступает всеобщим законом познания. Поэтому нельзя преувеличивать роль чувственной (эмпиризм) и логической (рационализм) сторон познания.

Выделяются также: широта мышления, глубина мышления, самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота ума, критичность ума.

Чувственное и логическое познание диалектически связаны между собой так, что они дополняют и взаимопроникают друг в друга: чувственное познание как бы включает в себя мышление в качестве одной из необходимых сторон, а рациональное (логическое) мышление не является «очищенным» от чувственных образов. Диалектика углубления человеческих знаний от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике выступает всеобщим законом познания. Поэтому нельзя преувеличивать роль чувственной (эмпиризм) и логической (рационализм) сторон познания.

Познание как диалектический процесс завершается практикой, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: