Многообразен, многосторонен исторический процесс. Иногда его сравнивают с многоцветным ковром, сотканным из тысяч и тысяч нитей, событий тесно переплетенных друг с другом. Он выступает объектом для многих общественных наук, каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Однако выбор способа объяснения происхождения развития этих процессов и явлений зависит от исходной мировоззренческой установки, то есть от философского рассмотрения общества, основанного на его теоретическом анализе, как динамичной саморазвивающейся системы. Эти проблемы общественного развития в рассматриваемом пособии включают в себя вопросы:
1) Общество как саморазвивающаяся система.
2) Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
3) Социальное прогнозирование и его методы.
4) Современная НТР и ее возможные последствия.
В ходе лекции мы и рассмотрим эти вопросы. Итак, первый вопрос: общество, как саморазвивающаяся система.
Первые представления об обществе, о характере социальных отношений, появились, вероятно, на ранних этапах становления общества. Они обусловливались той исключительной ролью, которую играли коллективные связи в жизни людей (вне рода - вне жизни), а самым жестоким наказанием было изгнание из племени.
Возникновение рабовладельческого общества было определенной ступенью в изменении взглядов на общество и его структуру. Притом сложились взгляды родовой аристократии, согласно которым отношения в обществе есть продолжение порядков, установленных свыше, а также взгляды представителей рабовладельческой демократии, согласно которым отношения между людьми носят целенаправленный характер, а общество - это объединение людей с целью всестороннего обеспечения жизни.
|
В период средневековья (Августин, Ф.Аквинский и др.) обосновывалось теологическое объяснение общества и его истории, видя в ней воплощение божественного провидения (провиденциализм). Согласно этим взглядам люди - лишь исполнители драмы, автором которой является Бог.
Начиная с эпохи Возрождения, складываются элементы светской (отделенной от религии) «философии истории» (понятие введено Ф.Вольтером). Видным представителем социально-философской мысли был И.Гердер (1744-1803г. г.), который рассматривал общественное развитие как продолжение истории природы.
В Новое время XVII-XVIII веках широкое распространение получила натуралистическая концепция развития общества. Она объясняла общественную жизнь исключительно действием природных закономерностей. Ш.Фурье (1772-1837г.г.) пытался создать социальную науку, опираясь на законы Ньютона. Влиянием космоса объединяли жизнь К.Циолковский, Л.Гумилев; сторонники социобиологии Э.Уилсон, Р.Докинс - генетическими, расовыми, половыми особенностями человека.
Такой подход, с одной стороны принижает роль человека, отрицает человеческую свободу, а с другой - уподобляет общество «механическому агрегату индивидов», а человека - «социальному винтику».
Другая концепция может быть названа идеалистической. Она рассматривает духовную сферу общественной жизни, как самостоятельную субстанцию, абсолютизирует духовный фактор общественного бытия. «Мнения правят миром» - провозглашал Анаксагор. Представители объективного идеализма считают, что функцию творящего начала, социального перводвигателя играет мировой разум или мировая воля. Субъективно-идеалистические взгляды основываются на утверждении, что социальным двигателем выступает ничем не детерминированная человеческая духовно-волевая активность (в прагматизме, в учении И.Фихте и др.), таким образом, обосновывается субъективистское понимание хода истории.
|
В некоторых идеалистических концепциях (неокантианцы, русская религиозно-нравственная философия) содержались положительные подходы к человеку и обществу: обосновывался тезис о свободе субъекта, его творческой активности; о роли духовных традиций и нравственности в жизни общества «духовно-нравственным может быть только свободный человек».
Вместе с тем нельзя не видеть что, идеализм в понимании общества и его истории порождает социальную мифологию, способствует формированию отчужденных фетишистских форм сознания. И натурализм, растворяющий человека в природе, и идеализм, отрывающий его от природы, ориентированы на одностороннее понимание общества.
Такая односторонность была преодолена К.Марксом в концепции материалистического понимания истории.
Два краеугольных положения следует выделить в этом подходе: 1) развитие общества - это закономерный естественноисторический процесс; 2) основу развития общества составляет производство материальных благ, ибо прежде, чем заниматься наукой, философией, искусством, религией, люди должны есть, пить, одеваться и иметь жилище.
Общество - это особый вид объективной реальности, это высшая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее саморазвития, это - продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности. Поэтому общество всегда конкретно, находится на определенном этапе исторического развития. Эта идея, высказанная К. Марксом в «Капитале», легла в основу его учения об обществено-экономической формации, благодаря которому социология стала подлинной наукой.
|
Выделив среди общественных отношений главные, производственные отношения, К.Маркс показал их материальность и объективность, их повторяемость (одинаковость) и различие, т.е. увидел общее и особенное в развитии стран, находящиеся на разных этапах.
Таким образом, согласно материалистическому пониманию истории развитие общества есть процесс смены общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Такое понимание является упрощенным и несколько односторонним.
В современной футурологической литературе такое линейное развитие общества заменяется учением о развитии следующих друг за другом цивилизаций (Д.Бэлл., А.Тоффлер): аграрной, индустриальной, постиндустриальной. Если у Карла Маркса основой, стержнем является экономический базис общества, именно он лежит в основе формационного подхода, то цивилизационный подход предельным уровнем абстракции, обобщения взял развитие общественно-производственной технологии, как наиболее важной структуры общественно-исторического развития. Цивилизационный подход выступает более универсальным, так как тот или иной тип технологии задает соответствующие формы социальных отношений, семьи, политической системы, культуры, типа личности. Следует отметить, что в современной литературе прослеживается и раскрывается еще одна линия общественного развития — от закрытых обществ к открытым (см. К.Поппер «Открытое общество и его враги». - Т. 1,М.,- Международная инициатива, 1992г.)
Открытое общество представляет саморазвивающуюся систему свободных людей. Свободен только хозяин. Счастье же и успех человека - дело рук его самого. Общество создает условия для всех, а каждый свою жизнь строит сам. Это общество с рыночной экономикой, частной собственностью и соответствующими принципами распределения и потребления. Это общество с развитой демократией, стабильной конституцией, правовым государством.
Рассматривая общество, очевидно, не следует останавливаться на поверхности, явлениях общественной жизни, на игре многих желаний, стремлений, помыслов людей, а вскрывать сущность, реальные силы, вызывающие направленные действия масс людей. Каковы же эти движущие силы?
Материалистическая позиция заключается в том, что такими движущими силами являются совокупные интересы широких масс людей.
«Исследовать движущие причины, которые отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей... - это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах», - писал Ф.Энгельс (К. Маркс, Ф. Энгельс, Т. 21, стр. 308).
Есть ли другие взгляды по этой проблеме? Да. В частности это учение о пассионарности Л.Гумилева. Он выделил три группы людей по усвоению ими космической энергии: гармоничных; пассионарных, субпассионарных. Гармоничные люди усваивают космическую энергию в достаточном количестве для удовлетворения потребностей. Субпассионарные - практически не усваивают космического влияния. Пассионарные - поглощают в избытке космическую энергию, эти люди увлеченные, ведущие за собой других людей. Крупный пассионарный толчок (космический) порождает критическую массу пассионариев, что в свою очередь ведёт к крупным преобразованиям, событиям в обществе.
В общественной жизни объективное и субъективное неразрывно связаны. Непонимание этого ведёт к отрицанию роли субъективного фактора в истории или к отрицанию всякой закономерности в обществе. Социальные законы - это существенные связи между определёнными сторонами и сферами общественной жизни.
Наличие закономерности не всегда и не всеми признавалось. Известные представители баденской школы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт и др.) отрицали закономерности развития общества. «Понятие исторического развития и закона взаимно исключают друг друга», - писал Р.Риккерт. Аналогичную позицию занимает французский социолог Гурвич, экзистенциалист Ж.П.Сартр, считающий, что человек в своей жизни воплощает свой замысел, а не объективные законы.
Материализм в этом вопросе исходит из того, что в общественной жизни имеют место и объективная необходимость, и повторяемость, и причинная необходимость, т.е. закономерность.
Но законы общественного развития отличаются от законов природы следующими чертами:
Во-первых, это законы, относящиеся не только к материальной, но и к духовной деятельности людей. Без человеческой деятельности нет и быть не может социальных закономерностей, история есть деятельность преследующего свои цели человека. А это значит, что общество как объект изучения сложнее, динамичнее, чем природные объекты.
Во-вторых, социальные законы по характеру своего проявления являются статистическими, то есть законами-тенденциями, имеющими определенную долю вероятности, а следовательно - развитие общества многовариантно. Выбор варианта зависит и от объективных условий и от субъективного фактора.
В- третьих, социальные законы историчны, нет вечных законов, и, следовательно, конкретные предсказания событий исторического масштаба являются очень зыбкими.
Социальный организм очень динамичен, и законы позволяют улавливать лишь общую тенденцию и определенную вероятность установления конкретных сроков наступления событий.
Вместе с этим законы - основа практической деятельности людей, независимо от того осознают их люди или нет.