В своём происхождении ценности как бы вбирают в себя направленность потребностей, интересов и требований субъектов деятельности.
Потребности как нужда в чём-то, недостаток в чём-либо побуждает человека к деятельности.
Интерес фиксирует направленность деятельности: поисковую, познавательную, преобразовательную. Эмоциональные переживания - это “проигрывание”, внутреннее освоение различных жизненных ситуаций.
Ценность как бы объективно задана практической деятельностью человека. (Что делать? Как делать? Во имя чего делать?, - т. е. какой жизненный смысл деятельности?). А поскольку деятельность носит общественный характер, то ценность не отделима от общественной полезности и от общественного блага.
Жизнь зачастую ставит человека в положение выбора: из множества потребностей, интересов и переживаний надо что-то выбрать, а от чего-то отказаться. А на основе чего? На основе сравнения различных мотивов, сообразуясь с “внутренней шкалой эталонов”.
Эту роль начинает играть обобщенные наиболее типичные для данного человека, потребности, интересы и переживания. Т.о ., ценность (жизненный смысл) есть обоснование выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Результат выбора выступает как благо для данного субъекта (индивидуального или коллективного). Ценность зависит от свойств и объекта, и субъекта, но не совпадает с ними. Ценность есть отношения значимости объектов социального и предметного мира для субъекта деятельности.
Ценности выступают как системообразующее ядро замысла деятельности и внутренней духовной жизни. Чтобы понять суть человека или определенного типа культуры, надо понять систему ценностей, придающих им жизненный смысл.
|
Эти ценности являются ключевыми или базовыми. Именно они выражают сущность человека в его отношениях с природным и социальным миром. Является ли система ценностей неизменной? Наверное, нет. В разное время и у разных социальных групп содержаниеих может резко отличатся. Смена системы ценностей особенно характерна в периоды коренных социальных перемен, переходов от одного общества к другому.
Однако для всех обществ характерно наличие т. н. общечеловеческих ценностей: блага, добра, свободы, истины, красоты.
Сложившаяся в обществе система ценностей лежит в основе ценностных ориентаций людей. Ценностные ориентации - это важнейший элемент внутренней структуры личности, закреплённый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, отграничивающих существенное, важное для человека от несущественного, малозначимого. Совокупность сложившихся ценностных ориентации образует своего рода стержень, несущий каркас личности, преемственность определённого типа поведения, направленность потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности, и сами являются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества, государства, политических сил, других людей и т. д. Развитые ценностные ориентации - это показатель зрелости личности, меры её социальности. Ценностные ориентации личности могут быть развиты больше или меньше, более того, они могут быть направлены на фальшивые или негативные ценности.
|
Зачастую встаёт вопрос о переориентации, об отказе от определённой системы ценностей ради более высоких, гуманных целей. Очень хорошо это выражено американским философом Э. Фромом в книге “Иметь или быть?”. Позиция “иметь” ориентирует человека на такие ценности как польза для себя, власть, престижное потребление, добро заменяется расчётом, а главным принципом становится: цель оправдывает средства. Хищнические цели при допущении любых средств неизбежно ведут к злу и распаду. Такая позиция, конечно, должна быть заменена гуманистическими ценностями во всех сферах жизни общества - в материальной, политической, социальной и духовной.
А это дело не одного дня, а длительная, напряжённая работа, связанная не с декларативными проявлениями “заботы” о человеке, а с практическим их воплощениемв жизнь.
В различных социальных условиях, в зависимости от сложившихся традиций и личного выбора можно выделить несколько направлений ценностных ориентации.
1) Религиозная ценностная ориентация, когда человек ощущает себя слабым и незащищённым перед таинственными силами мироздания и вместе с тем испытывает благоговение перед вечностью и бесконечностью мира, как говорил И. Кант, перед звёздным небом над нами и нравственным законом внутри нас.
На одном полюсе - преклонение перед сверхъестественным, а на другом причастность к нему. Между ними расположены все оттенки религиозной и объективно - идеалистической ценностной ориентации.
2) Ценностная ориентация на себя. Она возникает в периоды кризисные, в периоды упадка в обществе, когда какие-либо крупномасштабные социальные события, процессы не оправдывают надежд людей. В эти периоды происходит смена жизненно важных ценностей.
|
Как правило усиливается тяга к вещам, к получению сиюминутных удовольствий, наслаждению, приоритетному потреблению (“на зависть всем”) и т. д.
3) Ценностная ориентация на общество возникает тогда, когда первые две показывают свою бесперспективность. Люди начинают осознавать всю причастность к человечеству, общностьего судьбы и глобальность стоящих перед обществом задач, необходимость объединения усилий для их решения.
Выбор той или иной системы ценностных ориентаций зачастую связан с острой внутренней духовной борьбой человека, осознание им самим возможности следовать избранной системе ценностей. Ценностные отношения человека к миру, таким образом, относятся к числу фундаментальных измерений бытия человека.
Если практическое отношение человека к миру позволяет решить вопрос о том, что может изменить человек в мире, познавательное отношение показывает возможность познания и понимания мира, то аксиологическое отношение позволяет решить вопрос о сути человеческого бытия, о том, что должен человек делать, что может знать и на что он может надеяться.