Формы несовершенной конкуренции (ценовая дискриминация, монопсония, двусторонняя монополия)




формами несовершенной конкуренции являются олигополия и монополия.

ценовая дискриминация- продажа одного и того же товара по разным ценам Монопсония — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). Под двусторонней монополией понимается такая рыночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца - это готовая продукция). При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над ценами услуг ресурсов производства.

 

 

45.Двусторонняя монополия на рынке труда Двухсторонней монополией называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса — единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно город одного предприятия, в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Хотя в России существует множество таких городов и рабочих поселков, рынок труда в них все же нельзя (сейчас) считать двухсторонней монополией из-за недостаточного развития профсоюзов; в них на рынке труда единственному нанимателю (заводу, шахте, руднику) противостоит атомизированная сторона предложения труда. На товарных рынках примером двухсторонней монополии может быть единственный в городе хлебозавод, использующий в качестве ресурса производства муку, вырабатываемую единственным мелькомбинатом.

 

  18. взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Смит, Маркс утверждали, что приоритетным является товаро-производитель – цена денег. Выражение стоимости товара созданной трудом. А представители теории предельной полезности утверждали, что главным является спрос: потребности чел., полезность блага, диктуют цены. Выход из данных противоречий нашел А.Маршал, который сформировал и выразил в мат.форме законы спроса и потребления в соответствии с реальной действительностью. А.М. считал, что рыночная цена отражает влияние и предложение спроса.(1) Равновесная цена-цена на конкурентном рынке при которой размеры спроса соответствуют величине предложения нет дефицита или изменника товара равные объемы спроса и предложения наз.равновестным объемом. Если рыночн.цена вырастает-это ведет с одной стороны к снижению спроса, а с другой к увеличению предложения. В выигрыше остается производители и продавцы. Если Ц снижаются, то это ведет к увеличению спроса и уменьшению предложения. Выигрывают покупатели. Нарушение равновесия приводит к:1-увиличение спроса вызывает рост равновесной цены и равн-го кол-ва товара.2-уменьшение спроса приводит к падению равновесной цене и уменьшению равновесного кол-ва товара.3-рост предложения вызывает уменьшение равновесной цене и увеличение равновесного кол-ва товара.4-сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного кол-ва товара. Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена — это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность. Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике: информационную — ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики; регулирующую — она регулирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар, и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы, или ему следует воздержаться от производства. стимулирующую — она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.   19. Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E p равен: Ер = ∆Q / ∆ Р, где Q – изменение величины спроса в %; Р – изменение цены в %, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Ер < 1), единичной эластичности (Ер = 1) и эластичный (Ер > 1). В случае абсолютной неэластичности (Ер = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (ер =?) она параллельна (выше) оси абсцисс (рис. 5). Рис. 5. Крайние случаи эластичности: а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен Аналогично можно определить другие показатели эластичности: эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене. Коэффициент эластичности спроса по доходуi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина Еi является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (О < Еi < 1), второй необходимости (Еi = 1) и к предметам роскоши (Еi > 1). Коэффициент перекрестной эластичности (Еху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (Еху > 0), взаимодополняемыми (Еху < 0) и нейтральными (Еху = 0). Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. 20.Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Поведение индивидуальных потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносит тот или иной товар. Полезностью называют удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность – это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц, товара или услуги. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги. Закон убывающей предельной полезности Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх. Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п. Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.     21. Потребительский выбор и его особенности. Условие равновесия потребителя Потребности - объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение - процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий полезность потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). ПВ:Средний потребитель – это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Типичный потребитель стремиться получить за свои деньги “всё, что можно”, или максимизировать совокупную полезность. Мы можем считать также, что средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить. Оптимальным потребительским выбором считается такой выбор, когда самая высокая кривая безразличия и самая низкая Бюджетная линия имеют общую точку касания. Оптимальнымназывается выбор потребителя, приносящий ему максимум пользы и минимум затрат. Правило максимизации полезности – этотакое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний затраченный рубль на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. Равновесие потребителя. Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволит ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия. 22.Индивидуальный и рыночный спрос потребителя Для каждого покупателя можно построить кривую индивидуального спроса, проведя для этого соответствующий опрос. Рассмотрим некое домохозяйство Ивановых и зададим супругам следующие вопросы: 1. Какую сумму вы готовы заплатить за один килограмм картофеля при условии, что у вас в хозяйстве отсутствует данный продукт? Предполагаемый ответ – пять рублей. Поинтересуемся, какую сумму они готовы заплатить за второй килограмм (при условии, что первый семья уже использовала)? Примерный ответ – четыре рубля. Дальнейшие ответы семьи Ивановых изобразим на графике. 2. Какую сумму вы готовы заплатить за приобретение одного килограмма яблок и того же количества винограда?. Рис. 7. Кривые спроса Ивановых в течение недели Перенесем данные на график (см. рис. 7). Полученные ломаные линии есть не что иное, как кривые спроса семейства Ивановых на картофель, яблоки и виноград в течение недели. Каждая точка кривой отражает предельную полезность для Ивановых очередной покупки картофеля, «ценность» каждого приобретенного килограмма картофеля. Давайте рассуждать: если Ивановы готовы заплатить пять рублей за первый килограмм картофеля, восемь рублей – за первый килограмм яблок и 18 рублей – за первый килограмм винограда, то предельная полезность в расчете на один потраченный рубль первых килограммов покупок будет одинаковой. Для семейства Сидоровых данные будут иметь совсем другой вид, но и Сидоровы должны приобретать картофель, яблоки и виноград до тех пор, пока их субъективная оценка последнего приобретаемого килограмма не сравняется с ценой этого товара. Чтобы получить кривую рыночного (общего, суммарного) спроса на товар, необходимо горизонтально просуммировать все индивидуальные кривые при каждом значении цены. Рис. 8. Горизонтальное суммирование кривых спроса Принцип горизонтального суммирования показан на рисунке 8 на примере спроса двух домохозяйств.     7.Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.[1] Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.[2] На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал). Показатели эффективности: Внутряняя норма доходности, Чистый дисконтированный доход   26.производство. закон убывающей предельной производительности. Производство -деятельность по использованию факторов произ-ва с целью достижения наилучш.рез-та. Эк.наука выделяет 4 фактора производства(труд,капитал,земля,предпринимательство). Виды рынка производственных ресурсов в условиях совр.конкуренции при которой не продавец,не покупатель не могут вычесть на цену. Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией. Она выражает зависимость между объемом получаемой продукции (Q) и количеством ресурсов (F1, F2,..., Fn), применяемых в производстве за определенное время: Q = f (F1, F2,... Fn). где Q — максимальный объем производства при заданных затратах; F1 — количество использованного фактора f1; F2 — количество использованного фактора f2; Fn — количество использованного фактора fn. Любая производственная функция обладает рядом свойств. Производственная функция — это модель, отражающая конкретную технологию. Именно от нее зависит, какой вклад вносит каждый ресурс в создание готовой продукции. Новая технология описывается новой производственной функцией. Закон убывающей предельной производит-ти - с ростом использования какого-либо прозводств. фактора (при неизмен-ти остальн.) рано или поздно достигается точка, в кото. доп. примен-е фактора ведёт к снижению относит-го и далее абсолютн-го объёмов выпуска продукции. Закон носит относит-й хар-р, т.к. применим в краткосрочном периоде, техн. прогресс раздвигает его границы.   8.Экономические системы Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. Наибольшее распространение в современной мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам: по форме собственности на средства производства; по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность. В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности; и два различных способа координации: иерархия и спонтанный порядок. Иерархия –это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному исполнителю. Спонтанный порядок – это способ координации, при которой информация, необходимая производителям и потребителям, передаётся путём ценовых сигналов. На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида. Традиционная экономическая система –система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, вековые традиции и обычаи. Рыночная система (чистый капитализм) –экономическая система, при которой ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности. Полярной альтернативой чистому капитализму является командно-административная экономика – способ организации экономической системы, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а управление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования. Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.   30. структура издержек фирмы. Постоянные, переменные и валовые издержки. Все издержки можно классифицировать в зависимости от величины объема продукции. Постоянные издержки FC это затраты независящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержания зданий, капитальный ремонт, административно управленческие расходы, арендная плата. Переменные издержки VC это издержки величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда. Общие изд. ТС это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Средние изд. АС это изд. в расчете на единицу продукции. Сравнение средних изд. с ценной позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта разница является критерием выбора правильной стратегии и тактики фирмы. Предельные изд. МС это изд. связанные с производством доп-ой единицы продукции, категория предельной изд. позволяет показать те изд., которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Предельные изд.-величина, которую фирма может контролировать прямо.   27.Минимизация издержек и максимизация прибыли производителя Минимизация издержек. Предпосылка теории поведения, состоящая в том, что любое лицо или фирма будет стремиться при прочих равных условиях приобрести определенное количество товаров или вводимых в производство ресурсов с наименьшими расходами. Теория поведения производителей утверждает, что при некоторых предпосылках с помощью функции издержек можно найти единственную комбинацию, сводящую к минимуму стоимость вводимых ресурсов, для каждого из объемов выпуска. Таким образом, исходя из предположения, что фирмы и предприниматели стремятся минимизировать издержки, можно предсказать их поведение. Можно показать, что уровень объема производства, приносящий фирме максимизацию прибыли, одновременно является и уровнем минимизации издержек; однако не следует предполагать, будто фирмы действительно максимизируют прибыли, что является другой предпосылкой теории поведения. См. также: управленческая теория фирмы; поведение на основе принципа разумной достаточности.Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.   31. Доход – есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество: TR=P*Q Средний доход(AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца. Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:   AR=TR:Q   При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы: Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу. Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы. Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:MR = TR(n+1) - TRn   29. бухгалтерские и экономические издержки фирмы. Издержки производства-затраты фирмы, которые необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Бухгалтерские(явные)-стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Явные издержки включают в себя стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, зарплату со всеми начислениями по социальному страхованию и административные расходы. Неявные издержки-недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, пренадлежащих фирме предпринимающие форму потерянного дохода. Включают процент за собственный капитал, аграрную плату за помещение принадлежащее собственнику фирмы, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя к неявным издержкам относят и нормальную плату. Сумма внешних и внутренних издержек составляют экономически-этостоимость благ, которые можно получить при наиболее выгодном использовании этих же ресурсов.   39. Особенности производства и ценообразования монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция – вид экономической структуры рынка, на котором действуют множество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, имеющую действительные или воображаемые различия. Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие. Особенности монополистического конкурента: кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли; имеется свобода входа и выхода из отрасли; каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Поэтому график максимизации прибыли монополистического конкурента будет совпадать с условиями максимизации прибыли монополии с той лишь разницей, что кривая спроса монополистического конкурента будет более пологой. 40. олигополия и ее характерные черты. О-это рыночная структура, при которой сущ-ет несколько продавцов, причем доля каждого из них в общем продажа на рынке настолько велика, что изменением кол-ва предлагаемой продукции каждому из продавцов ведет к изменению цены. Сущ-ет 2 вида олигополии:1-нексолько фирм производят одинаковые товары(бензин). 2-несколько производителей выпускают дифференцируемые товары(автомобили). В обоих случаях фирмы создают взаимосвязь своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламы. Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы отрицательно соглашаются ограничить кон-ции. Максимальная прибыль картеля=прибыли в условиях чистых монополий. Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы). Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. Четвертой особенностью олигополии является то, что цены на олигопольном рынке в течение определенного промежутка времени нечувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы стараются удержать цену в «жестких» рамках, предпочитая манипулировать объемами производства. 38. монополистическая конкуренция и ее характерные черты Монополия-исключительное право гос-ва, предприятия, организации или торговца на осуществление какой-либо хоз.деятельности. Класификация М:1-учет степени охвата эк-ки(чистая монополия,монопсония) 2-в зависимости от характера и причин возникновения(естественная,легальная,искусственная монополия(картель,синдикат,трест,концепт)). В целях получения доп.дохода монополии могут принимать ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на разных рынках по разным ценам. Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером. Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно. Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.   46. Распределение доходов. Как правило, это любая система, позволяющая сбалансировать налогообложение и расходы между разными уровнями управления, особенно в федеральных системах. Без такого распределения доходов богатые регионы страны могут собирать больше средств, чем бедные, но тратить меньше. Поэтому любая страна, где существует необходимость политики перераспределения, столкнется с необходимостью распределения доходов, даже если ее Конституция делит полномочия по сбору налогов между различными уровнями власти. В частности, этот термин используется в США для обозначения мер, посредством которых часть федеральных налогов распределяется на определенных условиях между правительствами штатов и местными органами управления.  

 

47. Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Функции: Мотивационная Основана на мотивации труда — процессе побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов: -человек осознает свои потребности; -выбирает наилучший способ получения определенного вознаграждения; -принимает решение о реализации этого способа; -осуществляет действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия); -получение вознаграждения; -удовлетворение своей потребности. Воспроизводственная -уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство; -обеспечивает длительную трудоспособность; -обеспечение семьи; -обеспечение роста профессионального и культурного образовательного уровня. -обеспечение трудоспособности работников той или иной компании. Стимулирующая Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведет к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека. Статусная Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под «статусом» подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус — это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка (при обязательном обсуждении с персоналом) системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учётом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Например, можно заложить распространенный в развитых капиталистических странах принцип трехступенчатости: -критерии экономической эффективности всего предприятия, -аналогичные критерии для отдельных подразделений; -индивидуализированные критерии, играющие большую стимулирующую роль (личный трудовой вклад, коэффициент трудового участия, «заслуги» и т. п.). Главная проблема и состоит в том, чтобы найти наиболее целесообразное сочетание коллективизма в работе, необходимого для успешной деятельности фирмы, и индивидуализма в заработной плате. Статусная функция важна прежде всего для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий в других фирмах, и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна еще и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом. Регулирующая Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции — дифференциация в оплате труда по группам работников. Производственно-долевая Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство. Виды заработной платы: 1.Номинальная заработная плата — то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд. 2.Реальная заработная плата — то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату. 49.Инвестиции и их виды.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: