Значительная часть решений любого хозяйственного объекта может рассматриваться как решения по согласованию интересов различных сторон, среди которых могут быть государство и общество в целом, контрагенты предприятия, различные группы внутри него и, наконец, отдельные люди.
Например, среди решений по согласованию интересов между предприятием и отдельными группами можно, в частности, назвать решения относительно
а) организации вознаграждения (способа организации заработной платы, размера заработной платы, прямых способов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы и т.д.);
б) косвенных методов учета участия сотрудников в результате деятельности фирмы
- отчислений в фонды персонала, социальные и пенсионные фонды;
- услуг по социальному обеспечению (доплат по больничному и пенсионному страхованию, а также безработице, продолжение выплаты при простоях, помощь в бедственных случаях);
- предоставляемых дополнительных услуг (помощь в обучении и повышении квалификации, оплата питания в столовой, частично или полностью оплаченные места в детских садах, дома отдыха и спортивные сооружения, доплата на транспортные расходы, предоставление служебных квартир, скидки персоналу при покупке производимой продукции и т.д.).
в) продолжительности и сроков рабочего времени;
г) содержания труда, т.е. его структуры (содержания выполняемой деятельности) и процесса (последовательности выполняемых действий);
д) взаимодействия отдельных элементов организационной структуры;
е) продвижения по службе и роста профессиональной квалификации и т.д.
Максимальный интерес в рамках теории разработки и принятия решений составляет методы их разработки. Существуют четыре основные стратегии согласования интересов (Табл.2.1):
|
Табл.2.1. Основные стратегии согласования интересов
Контрагент 2 | |||
Проигрыш (п) | Выигрыш (в) | ||
Контрагент 1 | Проигрыш (п) | п / п | п / в |
Выигрыш (в) | в / п | в / в |
Стратегия согласования интересов "Проигрыш - проигрыш" в бизнесе распространена в наименьшей мере. В качестве примера можно привести установление демпинговых цен при завоевании рынка сбыта. Однако ее применение весьма ограничено, поскольку не только ведет к реальным потерям, но и для рассмотренного примера законодательно запрещено. В других случаях такая стратегия практически всегда означает снижение собственного статуса, вызывает у другого контрагента определенное недоверие. Аналогичными недостатками обладает стратегия "Проигрыш - выигрыш", например, сезонные распродажи, для которых характерно уменьшение спроса в их ожидании, снижение имиджа товаров. В связи с этим такая стратегия, как правило, носит временный характер.
Область применения варианта "Выигрыш - проигрыш", несмотря на ее заманчивость, также достаточно узка. Например, она может использоваться при монополии на рынке.
Оптимальной и наиболее применимой, разумеется, является стратегия "Выигрыш - выигрыш", ведущая к наиболее полному удовлетворению обеих сторон.
Достаточно очевидно, что согласование интересов контрагентов по одной цели достаточно условно. Так, практически в каждой из упомянутых стратегий заметно влияние и других, явно не сформулированных интересов, например, длительность пребывания на рынка, имидж и т.д.
|
Наиболее эффективная стратегии "Выигрыш - выигрыш" практически никогда не может быть использована при наличии у контрагентов одной-единственной цели, поскольку выигрыш по ней одной стороны автоматически означает проигрыш другой. Если же целей несколько, то исходя из того, что контрагенты имеют собственные, в общем случае отличающиеся друг от друга приоритеты, т.е. разные степени важности каждой из целей, можно сделать так, что в результате уступок по одним направлениям и выигрышам по другим каждая из сторон будет чувствовать себя выигравшей.
Методы разработки решений по согласованию интересов носят эвристический характер. Зависимости этих методов от того, кто является каждой из сторон, нет. В основном они определяются следующими факторами:
- в равной ли мере стороны участвуют в разработке решения. Соответственно, могут быть выделены случаи, когда активной стороной является один из контрагентов или оба;
- сколько целей каждой из сторон участвует в процессе согласования интересов и каков уровень их приоритетности;
- насколько разнородны цели и/или приоритеты представителей пассивной стороны;
- насколько велико множество возможных решений;
- можно ли привлечь к решению третью сторону.
Доминирующим является первый фактор.