Параграф 20. Основы классификационного метода




Список методов комплексного анализа положения компаний можно продолжить, однако перечисленного выше вполне достаточно для того, чтобы сделать необходимые выводы:

  1. Все методы комплексного анализа положения фирмы основаны на рассмотрении предприятия как некоторого комплекса его отдельных сторон. При исследовании фактически происходит более или менее эквивалентная замена физически целостного объекта на набор отдельных аспектов его деятельности, составных частей и т.д. В результате подобного упрощения часть элементов, функций и связей между ними неизбежно теряется. Однако за счет того, что получающиеся в результате подобного разбиения элементы и функции более однородны, оценка их качества, а значит, в конечном итоге и положения исходного объекта, может быть произведена более точно. Таким образом, при комплексном анализе положения такого сложного объекта, как предприятие, используется классификационный метод, и дальнейший анализ проводится отдельно для каждого из выделенных, более мелких аспектов;
  2. Основные отличия методов заключаются в следующих моментах:
    • в выбранной классификационной схеме описания особенностей фирмы и ее внешней среды. Сюда можно отнести такие отличия, как
      1. степень подробности проводимого анализа;
      2. выбранные классификационные признаки;
      3. учет или отсутствие влияния внешней среды;
      4. однородность или неоднородность внутренней и внешней среды;
      5. анализ только существующего положения или включение в рассмотрение возможных в будущем изменений ситуации и т.д.;
    • в способе оценки каждого из выделенных показателей. Существуют варианты их абсолютного или относительного характера. В последнем случае может быть осуществлен выбор тех объектов, с которыми это сравнение происходит (основные конкуренты, рынок и т.д.);
    • в степени агрегированности результатов и в способе свертки отдельных значений;
    • в форме представления результатов анализа;

Каждая из приведенных классификационных схем имеет свои достоинства и недостатки. Под качественной классификацией имеет смысл понимать такую, которая в максимальной мере удовлетворяет следующим требованиям:

    • отсутствие «выпавших» из рассмотрения элементов;
    • отсутствие элементов, попавших более, чем в одно подмножество;
    • близкая степень подробности раскрытия наиболее детализированных составляющих;
    • однородность элементов в подмножествах, получившихся в результате классификационных признаков;
    • возможность получения для элементов подмножеств более точных оценок, чем до проведения классификации.

Разумеется, каждая из публикуемых классификаций в полной мере не удовлетворяет перечисленным требованиям и, соответственно, обладает своими достоинствами и недостатками. Важнейшим из последних является то, что, как правило, в каждой из них некоторые важные моменты просто опущены;

  1. Приводимого числа иерархических уровней (два, реже три) для практического использования недостаточно. С нашей точки зрения, основными причинами этого являются
    • объективная сложность доведения классификации до уровня практического использования вследствие необозримости встречающегося в реальной жизни числа вариантов;
    • неизбежное появление на нижних уровнях иерархии элементов, отражающих специфику конкретной фирмы, отрасли, региона и даже страны, например, особенности ее хозяйственного законодательства;
    • субъективная незаинтересованность разработчиков подобных схем анализа в распространении своих знаний. Публикации в основном служат для обозначения авторских прав и фактически являются скрытой рекламой консалтинговой или преподавательской деятельности разработчика.
  2. Для практического использования необходимо творчески подходить к разработке классификационной схемы для конкретного хозяйственного объекта, настраивая имеющиеся варианты и дорабатывая их для конкретных хозяйственных объектов.

 

Контрольные вопросы по теме 4

  1. Назначение комплексного анализа положения предприятия.
  2. Основные принципы метода "профиль фирмы" (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, область использования).
  3. Основные принципы метода "сильные и слабые стороны фирмы" (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, область использования).
  4. Основные принципы метода "потенциал фирмы" (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, возможность использования удельных весов, область использования).
  5. Проблемы формирования схемы анализа положения предприятия.
  6. Классификационный метод, как основа анализа реальных ситуаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: