| № п/п | Перечень навыков | Ясельный возраст (от рождения до 3-х лет) | Дошкольный возраст (от 3 до 6 (7) лет) | ||||||
| Младенческий возраст (от рождения до 1 года) | Ранний возраст (от 1 года до 2-х лет) | Младший возраст (от 2-х до 3 лет) | Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет) | Средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет) | Старший дошкольный возраст (от 5-ти до 6-ти лет) | Старший дошкольный возраст (от 6-ти до 7-ми лет) | |||
| Здоровье сберегающие навыки | |||||||||
| Культурно-гигиенические навыки | Выполняет движения при виде объектов кормления. Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу. | Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности. | Владеет первоначальными навыками личной гигиены. | Знает и соблюдает правила личной гигиены. | Знает последовательность выполнения гигиенических процедур. | Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры. | Владеет навыками самообслуживания и взаимопомощи при проведении гигиенических процедур, знает и выполняет все способы закаливания. | ||
| Физическая культура | Умеет хватать пальцы взрослых. Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки. | Умеет ходить и бегать в заданном направлении. Любит подниматься и спускаться с лестницы. | Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков. | Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений. | Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения. | Проявляет творческий подход при выполнении основных движений. | Умеет выполнять основные виды движений, достигая качественных и количественных показателей, соответствующих возрасту. | ||
| Самостоятельная двигательная активность | Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве. Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде. | Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве. | Умеет играть в небольшой подгруппе. | Умеет соблюдать элементарные правила в совместных играх. | Умеет самостоятельно играть в различные игры и соблюдать все правила игры. | Владеет навыками организации подвижных игр с группой детей. | Умеет произвольно управлять своими движениями и осознанно следовать правилам игры. Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью. | ||
| Здоровый образ жизни | Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания. | Исполняет режимные моменты. | Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях. | Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания. | Знает и соблюдает элементарные правила ЗОЖ. Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми. | Выполняет осознанно правила безопасности. Понимает важность и необходимость закаливающих процедур. | Знает способы закаливания организма и сохранения правильной осанки. Соблюдает режим дня. | ||
| Коммуникативно-языковые навыки | |||||||||
| Культура общения | Реагирует на звук и его источник. Лепечет и подражает звукам. | Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами. | Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими. | Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них. | Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы. | Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их. | Владеет: правилами общения, несловесными средствами общения, речевым этикетом. | ||
| Грамматический строй речи | ----- | Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия. | Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым. | Умеет применять необходимые слова и словосочетания. | Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого. | Умеет проявлять критическое отношение к речи и стремиться говорить грамматически правильно. | Умеет грамматически правильно конструировать словосочетания и предложения. Использует в речи трудные формы знакомых слов. | ||
| Звуковая культура речи | Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя. | Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки. | Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки. | Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание. | Умеет правильно произносить все звуки родного языка. | Умеет активно играть со словами, дифференцируя звуки, пользуясь различными способами интонационной выразительности. | Умеет: говорить чисто, правильно, выразительно; классифицировать звуки, составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений. | ||
| Словарный запас | Имитирует действия, жесты и звуки других. | Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми. Подражает звукам животного. | Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках. | Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества. | Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы. | Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы. | Владеет навыками словообразования. Умеет объяснять значения слов и употреблять в речи признаки, свойства предметов. | ||
| Связная речь | ----- | Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его. | Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей. | Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы. | Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений. | Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения. | Умеет связно, последовательно составлять рассказ по картине, заданной тематике, высказываясь простыми распространенными предложениями. | ||
| Творческая речевая деятельность | Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен. | Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям. | Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр. | Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей. | Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам. | Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле. | Умеет рассказывать различные истории, сочиняет сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом. | ||
| Восприятие произведений | Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения. | Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок. | Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества. | Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям. | Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре. | Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи. | Умеет пересказывать текст знакомых произведений по зрительной опоре. | ||
| Основы грамоты | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | Умеет проводить анализ в трехзвуковых словах. Умеет слышать и выделять ударный слог. | Применяет знания при анализе произношения и звучания звуков. Проводит звуковой анализ 4-х звуковых слов, характеризует звуки. | ||
| Познавательные навыки | |||||||||
| Ориентировка в свойствах предметов | Способен запоминать и осуществлять поиск предмета. | Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета. | Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов. | Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения). | Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия. | Умеет рассматривать свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности. | Владеет знаниями о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. | ||
| Познание окружающего мира | Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других). | Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы ближайшего окружения. | Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам. | Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде. Понимает и называет значения сигналов светофора. | Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни. | Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Владеет способностями находить сходство и различие. | Умеет обобщать представления об объектах окружающей действительности, на основе выделения характерных и существенных признаков. | ||
| Конструктивные навыки | Пробует разные способы выполнения действий. | Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого. | Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать). | Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами. Знает и называет их основные детали. | Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки. | Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов. | Владеет практическим моделированием реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков. | ||
| Основы экологической культуры | Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде. | Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес. | Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным. | Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями. | Владеет некоторыми нормами поведения на природе. | Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, среду обитания животных. | Умеет: различать и называть животных и растения по мелким отличительным признакам, ухаживать за обитателями живого уголка, соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях. | ||
| Элементарные математические представления | Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами. | Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве. | Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве. | Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве. | Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра). Понятиях: быстро, медленно. | Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке. | Умеет: классифицировать объекты по разным признакам, устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов, владеет приемами логического мышления. | ||
| Поисковая и экспериментальная деятельность | Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению. | Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой. | Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать). | Умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами. | Умеет целенаправ ленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами. | Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Умеет ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата. | ||
| Работа с информацией | Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале. | Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение). | Проявляет интерес к различным источникам информации. | Определяет интересную информацию. | Понимает необходимость в получении новой информации. | Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна. | Владеет умением анализировать полученную информацию и использовать ее осознанно. | ||
| Творческие навыки | |||||||||
| Музыкальная деятельность | Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами. | Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями. | Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми. | Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии. | Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова, выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения. | Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах, различает основные свойства музыкального звука, длительность, тембр. Владеет способностями к певческой импровизации. | Умеет: различать мелодию и аккомпанирующий музыкальный инструмент, звуки регистра, воспринимать и воспроизводить минорное и мажорное звучание при игре на детских инструментах, пении и танце. | ||
| Продуктивная деятельность | Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы). | Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы. | Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы). Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии. | Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности. | Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство). | Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа. | Умеет самостоятельно применять различные технические средства, дополнять и украшать работу новыми деталями. | ||
| Эстетическое восприятие окружающего мира | - ----- | Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость. | Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек. | Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, использует материалы аккуратно. | Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы. Эмоционально воспринимает танцевальный характер музыки, замечает красоту окружающего мира. | Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений. | Имеет представление о значении цветовой насыщенности (фактуры) рассматриваемого предмета. Владеет навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства. | ||
| Социальные навыки | |||||||||
| Навыки культуры поведения | Реагирует на приветствие, прощание. | Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением. | Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности. | Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние. | Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях. | Умеет просить помощь в необходимых ситуациях, уважает желания других людей. | Знает о нравственных нормах поведения, этикете, правилах поведения на природе. | ||
| Взаимодействие со взрослыми и сверстниками | Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми. Показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию. | Взаимодействует со взрослыми в различных играх – развлечениях. Умеет внимательно слушать взрослого и выполняет несложные поручения. | Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам. | Умеет входить в устойчивые игровые объединения со сверстниками и общаться со взрослыми на познавательные темы. | Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия. Осознает свое положение среди сверстников и свое "Я". | Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты. | Умеет дружно включаться в совместную деятельность со взрослыми, стремиться быть полезным и получать удовлетворение. | ||
| Представление о нравственных нормах | Выражает первичные эмоции. Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи. | Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими. | Знает и понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо". | Умеет оценивать свой поступок и сказочных персонажей. | Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в обществе. | Соблюдает нравственные нормы поведения, испытывает радость, удовлетворение от хороших поступков, переживание при нарушении моральных норм. | Знает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность. Владеет умением взаимосвязи в социальном мире, коммуникативными навыками по соблюдению правил общественного порядка. | ||
| Приложение 2 к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения | |||||||||