· Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
- трудовые поручения;
- самостоятельная деятельность детей.
· Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в
зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем
повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки
проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры.
· Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и
осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
· Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с
учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и
строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
· Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
· Организация двигательной активности.
|
· В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
- подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;
- организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность
зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
- индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).
· В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всѐ это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
· Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
· Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце
утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся
|
перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
· Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать,
предупреждает заболевания носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой
подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать
ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.
· Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
· Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию
посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.
· В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
· Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.