Введение
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
4 |
КП 2-36 01 01 2013 041 ПЗ |
Редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного вала в более низкую на выходном валу, повышая при этом вращающий момент. Редуктор, который преобразует низкую угловую скорость в более высокую обычно называют мультипликатором.
Редукторы делятся на:
1. цилиндрические (оси ведущего и ведомого валов параллельны),
2. конические (оси валов пересекаются),
3. червячные (оси валов перекрещиваются в пространстве).
Редукторы классифицируются:
1. По типу передачи:
а) зубчатые с простыми передачами, которые имеют простой закон движения;
б) зубчатые, которые имеют сложный закон движения (планетарные, волновые);
в) комбинированные, которые имеют сочетание различных передач (зубчатых, червячных).
2. В зависимости от числа пар звеньев в зацеплении:
а) одноступенчатые;
б) многоступенчатые.
3. По расположению осей валов в пространстве:
а) с параллельными осями;
б) с перекрещивающимися осями;
в) с пересекающимися осями.
Муфта – устройство, соединяющее концы двух валов и передающее вращающий момент с одного вала на другой без изменения его значения и направления. Кроме того, упругие муфты уменьшают динамические нагрузки и поглощают вибрации.
В данном курсовом проекте спроектирован одноступенчатый горизонтальный конический прямозубый редуктор для привода ленточного конвейера.
|
Спроектировать одноступенчатый горизонтальный конический прямозубый редуктор для привода ленточного конвейера (рис. 10.12). Заданы те же исходные данные, что и в примере § 10.1 (см. стр. 183): полезное условие на ленте Рʌ=9,8кН; скорость ленты ʋʌ =3,9м/с; диаметр барабанов Dƃ=324мм. Редуктор нереверсивный; предназначен для длительной эксплуатации, работа в одну смену; валы на подшипниках качения.
Выбор электродвигателя и кинематический расчет
По табл. 1.1 примем:
КПД пары конических зубчатых колес η1 = 0,97;
коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, η2 = 0,98;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
5 |
КП2-36 01 01 2013 041 ПЗ |
коэффициент, учитывающий потерн в опорах вала приводного барабана, η4 = 0,99;
коэффициент, учитывающий потери на муфте η5= 0,95;
Общий КПД привода
Требуемая мощность электродвигателя
Выбираем (см. табл. П5 и П6) электродвигатель с повышенным пусковым моментом типа АОП2-82-4, параметры которого Nдв— 55 кВт, nдв = 1470 об/мин; dдв=60 мм.
Угловая скорость барабана
Общее передаточное отношение привода
Приняв для редуктора ip = 3, найдем требуемое значение передаточного отношения цепной передачи:
мин-1 |
Рис. 1.1 – Привод ленточного конвейера с коническим редуктором:
1 – Электродвигатель; 2 – Муфта; 3 – Одноступенчатый редуктор; 4- цепная передача; 5- приводной барабан и 6- конвейерная лента.
|
Угловые скорости валов:
ведущего вала редуктора
ведомого вала редуктора
приводного вала барабана
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
6 |
КП2-36 01 01 2012 051 ПЗ |
Параметр | Вид | Параметры элементов привода |
Мощность, кВт | Двигатель | |
Быстроходный вал | ||
Типоходный вал | ||
Рабочая машина | ||
Частота вращения, мин-1 | Двигатель | |
Быстроходный вал | ||
Типоходный вал | ||
Рабочая машина | ||
Вращающий момент, Н∙м | Двигатель | |
Быстроходный вал | ||
Типоходный вал | ||
Рабочая машина |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
7 |
КП2-36 01 01 2013 041 ПЗ |
Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой (полагая, что диаметр заготовки шестерни не превысит 100 мм, а колеса - 300 мм).
По табл. 3.3 принимаем для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245.
Допускаемые контактные напряжения
Здесь принято по табл.. 3.2
для колеса
При длительной эксплуатации коэффициент долговечности KHL = 1
Коэффициент запаса прочности [n] H = 1,15.
Вращающий момент на валу шестерни
Мı = =
Вращающий момент на валу колеса
М2=М1iр=350*103*3=1050*103 Н*мм
Коэффициент нагрузки при консольном расположении шестерни KHß = 1,35 (см. табл.3.1).
Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию ψbRe = 0,285.
Внешний делительный диаметр колеса
|
Здесь принято U = ip = 3.
Принимаем по ГОСТ 12289—76 ближайшее стандартное значение de2 = 925 мм.
Примем число зубьев шестерни z1 = 31.
Число зубьев колеса
Примем z2 = 93.
Тогда
Отклонение от заданного · 100 = 0%, что меньше
установленных ГОСТ 12289—76 3%.
Внешний окружной модуль
=10мм
(округлять тe до стандартного значения для конических колес не обязательно).
Уточняем значение
Отклонение от стандартного значения составляет
что допустимо.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
8 |
КП2-36 01 01 2013 041 ПЗ |
Внешнее конусное расстояние Reи длина зуба b:
По ГОСТ 12289—76 принимаем b= 140 мм.
Внешний делительный диаметр шестерни
de1 = mez1 = 10·31 = 310 мм.
Средний делительный диаметр шестерни
Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев):
Средний окружной модуль
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру
Средняя окружная скорость и степень точности колес
При такой скорости назначаем 7-ю степень точности.
Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки:
KH = KHβ KHα KHυ.
По табл. 3.5 при ψbd= 0,60, консольном расположении колес и твердости <НВ 350 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, KHβ = 1,23.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, КНα= 1,0.
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при v ≤5 м/c КHυ = 1,05 (см. табл. 3.6).
Таким образом, Кн = 1,23 • 1,0 • 1,05 = 1,30.
Проверяем контактное напряжение по формуле:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
9 |
КП2-36 01 01 2013 041 ПЗ |
Окружная
радиальная для шестерни, равная осевой для колеса,
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
10 |
КП2-36 01 01 2012 051 ПЗ |
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса,
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
Коэффициент нагрузки КF = КFβКFυ
По табл. 3.7 при ψbd = 0,60, консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости <НВ 350 значения КFb = 1,38.
По табл. 3.8 при твердости <НВ 350, скорости v = 5,78 м/c и 8-я степень точности KFv = 1,01.
Итак, KF = 1,38·1,01 = 1,39.
YF — коэффициент прочности зуба по местным напряжениям выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
для шестерни
для колеса
При этом YF1 = 3,61 и YF2 = 3,60
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
По табл. 3.9 для стали 40Х улучшенной при твердости < НВ 350 Q0FHmb = 1,8 HB.
Для шестерни σ0F limb1= 1,8 · 270 490 Н/мм2;
для колеса σ0F limb2 = 1,8 · 245 440 Н/мм2.
Коэффициент запаса прочности [n]F = [n]F`[n]F``. По табл. 3.9 [n]F` = 1,75; для поковок и штамповок [n]F`` = 1. Таким образом, [n]F = 1,75·1 1,75.
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносливость:
для шестерни [σ]F1 = = 280 Н/мм2;
для колеса [σ]F1 = = 250 Н/мм2.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
11 |
КП2-36 01 01 2012 051 ПЗ |
для колеса
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как полученное отношение для него меньше.
Проверяем зуб колеса:
Рис. 2.1 – Геометрические параметры конической зубчатой передачи
Таблица 2.1 – Параметры конической передачи
Параметр | Значение |
Внешнее конусное расстояние Rе | |
Внешний окружной модуль mе | |
Ширина зубчатого венца b | |
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 | |
Вид зубьев | Прямые |
Угол делительного конуса, град: шестерни δ1 колеса δ2 | 18°36’ 71°64’ |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
12 |
КП2-36 01 01 2013 041 ПЗ |