Анатомические особенности органов дыхания и грудной клетки обуславливают и некоторые особенности физиологии дыхания.




Тема № 5. Гигиена органов дыхания и сердечно-сосудистой системы (2 ч.)

План занятия:

1. Краткие анатомо-физиологические особенностиорганов дыханиядетей

2. Профилактика заболеваний органов дыхания

3. Краткие анатомо-физиологические особенности СССдетей

4. Роль подвижных игр и физических упражнений в раз­витии и укреплении сердечно-сосудистой системы

5. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Краткие анатомо-физиологические особенности органов дыхания детей

 

Во внутриутробном периоде легкие ребенка находятся в спавшемся состоянии. После перевязки пуповины создается отрицательное давление в грудной полости, что вызывает полное расправление легких (первое дыхание).

Система органов дыхания ребенка имеет значительные осо­бенности. Нос меньше и короче, носовые ходы уже, особенно у детей грудного возраста, слизистая оболочка богата крове­носными сосудами – все это приводит к легкому возникнове­нию отека и нарушения носового дыхания. Глотка у детей раннего возраста узкая, а слуховая евстахиева труба корот­кая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко.

Гортань у детей первого года жизни имеет воронкообраз­ную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, бо­гаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. Такое строение обусловливает частое развитие отека гортани (крупа) в этом возрасте. На втором году жизни форма гортани посте­пенно меняется, но остальные особенности сохраняются на всем протяжении раннего детства. Все особенности анатоми­ческого строения гортани присущи и трахее. Здесь также легко развиваются воспалительные процессы и велика опас­ность отека.

Бронхи у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизис­тая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами, что также способствует развитию воспалительных явлений и оте­ка. Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань разви­та слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса. Плевра в грудном воз­расте тонка, плевральная полость легко растяжима. Диафраг­ма расположена относительно выше, чем у взрослого. В ран­нем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Все условия, затрудняющие ее движения (метеоризм, увеличе­ние печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым уг­лом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие относительно большие, вентиляция недостаточно полная, за­труднен полный выдох. На втором году жизни интенсивно из­меняются форма грудной клетки и положение ребер, они пере­ходят из горизонтального в косое положение, таким образом, облегчаются дыхательные движения и вентиляция легких.

Дыхательная мускулатура у малышей развита слабо. Упру­гость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем у взрос­лых и детей школьного возраста, относительно малый диаметр бронхов создает в дыхательных путях дополнительное сопро­тивление. Таким образом, чем моложе ребенок, тем большую работу выполняет он для обеспечения вентиляции легких. Повышенный обмен веществ у детей обусловливает высо­кую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания.

Анатомические особенности органов дыхания и грудной клетки обуславливают и некоторые особенности физиологии дыхания.

Первой особенностью дыхания является поверхностный характер, т.е. небольшая глубина. Вследствие поверхностного дыхания не происходит полного расправления легких.

Второй особенностью является большая частота дыханий в минуту. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличени­ем частоты дыхания. Частое и поверхностное дыхание ухудшает использование кислорода и затрудняет выделение углекислоты. Наибольшее число дыханий в минуту отмечается после рождения – 50–60, что иногда называют «физиологической одышкой» новорожденного, затем оно сни­жается с увеличением возраста. Так, у детей 1–2 лет оно находится в пределах 30–35, 5–6 лет – около 25, 10 лет – 18–20, у взрослых – 15–18. Отношение частоты дыхания к частоте пульса у новорожденных составляет 1:2,5–3, у детей других возрастов 1:3,5–4, у взрослых – 1:4.

Третьей особенностью в первые 2 недели жизни детей является аритмия дыхания, т.е. неправильное чередование пауз вдоха и выдоха, вдох значительно короче выдоха и в некоторых случаях бывает прерывистым. В последующем, ритм дыха­ния у детей легко нарушается под влиянием внешних факто­ров, практически на все стрессовые воздействия и заболе­вания ребенок реагирует одышкой.

Четвертой особенностью дыхания у детей является определенная зависимость от возраста и пола: новорожденный ребенок дышит при слабом участии грудной мускулатуры, а ребенок грудного возраста имеет грудобрюшной тип дыхания с преобладанием диафрагмального. В начале второго года дыхание становится смешанным и наблюдается диафрагмально-грудное дыхание. В возрасте 3–4 лет грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница дыхания в зависимости от пола выявляется к 7–14 годам. В пубертатный период и в период полового созревания дыхание у мальчиков – брюшное, у девочек – грудное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: