Игорь, заказывали «Кровавую Мэри»… в общем, вы получали то, что заказывали.Завсегдатаи не задавали вопросов – и не только потому, что многие вместо связной речи изъяснялись рычанием. Просто никому не хотелось знать ответы.
– И что же здесь делает нормальная девочка? Решила, что это круто – прийти сюда в черном платье и потусоватьсяс потерянными мальчиками? Или мрак опять вошел в моду,а?
– УХОДИ И ПЕРЕСТАНЬ НАДОЕДАТЬМНЕ.
+ ВОРН И СМЕРТЬ КРЫС В ЗАУПОКОЕ
- О нет! - простонала Сьюзен
– ПИСК ПИСК ИИСК! ИИСК! ПИСК ИСК ИСК «ХИСК-ХИСК- ХИСК».
– Убирайся,–сказалаСьюзенхолодно.–Мнесовсемнеинтересно.Ты просто плод моеговоображения.
– Великолепно, – прокаркалон.
– ПИСК!
– Вы,оба,давайте,кыш!Валитеотсюда!–откликнуласьСьюзен.
– Крыса говорит, твой дедушка совсем свихнулся.Начал разыгрывать из себяСанта-Хрякуса.
– Послушайте, я не…Что?
– Красный плащ, длиннаяборода…
– «ХИСК-ХИСК-ХИСК»!
– …Твердит «Хо-хо-хо», разъезжает в санях, запряженных четверкой кабанов, всетакое…
– Я ничего не хочу знать! У меня нет дедушки!
Смерть Крыс что-то долго пищал.
– Крыса говорит, ты должна его помнить. Он высокий, не слишком упитанный, носиткосу…
– Пшел! И забери с собой эту крысу!
– ПИСК?
Сцена 13. СМЕРТЬ И АЛЬБЕРТ
– ЭТА БОРОДА МЕНЯРАЗДРАЖАЕТ.
– Азачемтебепонадобиласьборода?–раздалсяголосиз-замешков.– Тыжесамсколькоразговорил:людивидяттолькото,чтохотятувидеть.
– НО НЕ ДЕТИ. ОНИ ЗАЧАСТУЮ ВИДЯТ ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ НА САМОМДЕЛЕ.
– Покрайнеймере,хозяин,бородасоздаетнастроение.Держитвроли, так сказать.
– НУ А СПУСКАТЬСЯ ПО ТРУБЕ? КАКОЙ В ЭТОМ СМЫСЛ? Я МОГ БЫПРОЙТИ СКВОЗЬСТЕНУ.
– Проходитьсквозьстенынесовсемправильно.
– МЕНЯ ВПОЛНЕУСТРАИВАЕТ.
– А положено по трубе. И борода, кстати, тожеположена.
– Вряд ли эти бедняжки стали бы писать письма тому, что проходит сквозьстены,–сказалаголова.–Крометого,немешалобыещепоработать над«Хо-хо-хо».
– ХО. ХО.ХО.
– Нет-нет-нет! – воскликнул Альберт. – Не хочу ни на что намекать, хозяин, но в этом восклицании должно быть больше жизни. Смех должен бытьзаразительным.
– АТЫМОЖЕШЬПРЕДЛОЖИТЬЛУЧШУЮАЛЬТЕРНАТИВУ?
Сцена 14. СЬЮЗЕН, ДЕТИ, СТРАШИЛА, СМЕРТЬ КРЫС+ВОРОН+СМЕРТЬ +АЛЬБЕРТПЕРЕСТАВИТЬ СЦЕНУ В НАЧАЛОК ПЕРВОМУ ПОЯВЛЕНИЮ. ОБЪЯСНИТЬ, КТО ТАКАЯ СЬЮЗЕН? КАК В СЛОВАРИ ПРАТЧЕТТА? ДИКТОР.
-Сьюзен,чудовище снова залезлоподмоюкровать… Яслышу,каконотамшевелится…
-Хорошо, Твила. Ясейчас.
Гавейн радостно запрыгал на своей кроватке.
-Прикрикни на него! Прикрикни! – просилон.
– Пожалуйста,ненадонаменякричать!–взмолилсястрашила.
– Тресни кочергой побашке!
– Только не кочергой! Только некочергой!
– Это ведь ты, да? – спросила Сьюзен. – По-моему, мы сегодня уже встречались…
– Кочергой, Сьюзен, кочергой! – настаивалГавейн.
– Нет, нет, только некочергой!
- вот тебе мое дружеское предупреждение.
Страшила попытался пошевелиться.
– И это ты называешь дружескимпредупреждением?
– Хочешь попробовать недружеское? – Сьюзен сильнее заломила ему лапу.
– Нет, нет. Дружескоеменя очень дажеустраивает!
– Этот дом под запретом –усек?
– А почему ты вообще меня видишь? Люди не видят волшебных существ. Ты что, ведьма? – простоналстрашила.
– Я просто… кое-кто. Итак, ты здесь больше не появишься, верно? А то в следующий раз накрою одеялом.
– Онет!
– Ода.Ияэтосерьезно.Мынакроемтвоюголовуодеялом.
– Онет!
– Тогдапроваливай.
Страшила, чуть не падая, заторопился к двери.
– Нельзяжетак…–бормоталон.– Тынедолжнанасвидеть,тыжене мертваисволшебствомникакнесвязана,этонечестно…
– Попробуй дом номер девятнадцать, – сказала ему вслед Сьюзен, немного смягчившись. – Тамошняя гувернантка не верит всуществование страшил.
– Правда? – с некоторой надеждой спросилочудовище.
– Хотя она верит валгебру.
– О.Здорово.
И страшила широко улыбнулся. В доме, где никто из взрослых не верит в твое существование, можно устроить такое…
– Тогда я пойду, – махнул лапой страшила. – Э-э… счастливого страшдества.
– СНОВА ПОЯВЛЯЮТСЯ СМЕРТЬ КРЫС И ВОРОН
– …Ноя хочу,чтобывыушлиизмоейжизнинавсегда!Понятно?
– Крыса сказала, что тебя следует предупредить, – угрюмо произнес ворон. – Хоть ты и чокнутая.
Смерть, поправляя под балахоном подушку, стоял на ковре детской комнаты…
Сьюзен побагровела отгнева.
– Я не понимаю почему! – воскликнула она, обходя фигуру. – Это же страшдество!Праздник!Ондолженбытьвеселым,Это время, когда люди хотят чувствовать себя хорошо и наедаться до отвала! Время, когда люди встречаются со своими родными и…Ну, то есть в это время люди действительно становятся людьми! – выпалила она. – И на этом празднике они не хотят видеть… какой-то скелет!Сфальшивойбородойиподушкойподбалахоном! Почему?
Смерть явно нервничал.
– ГМ, АЛЬБЕРТ СКАЗАЛ, ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ МНЕ ПРОНИКНУТЬСЯДУХОМСТРАШДЕСТВА.Э…ПРИВЕТ,СЬЮЗЕН…
– Какоесчастье!–зловыпалилаСьюзен.–АвотиэльфАльберт!Так-так-так! Заходи, заходи, где ж ты задержался? Еще немножко, и места для настоящего Санта-Хрякуса совсем неостанется.
– ОННЕПРИДЕТ,–сказалСмерть. Подушка упала наковер.
– О,ипочемуже?ИТвила,иГавейннаписалиемупописьму,–сказал Сьюзен. – В конце концов, есть правила.
– ДА. ПРАВИЛА ЕСТЬ. И ТВОИ ВОСПИТАННИКИ ВКЛЮЧЕНЫВ СПИСОК. ЯПРОВЕРЯЛ.
Альберт сдернул с головы шапку и тыльной стороной ладони вытер черные от сажи губы.
– Ясвидетель,проверял.Дважды,–подтвердилон.
– Ну а вы-то все что здесь делаете? – гневно вопросила Сьюзен. – И эти ваши костюмчики… Должна вас расстроить: несмешно.
– ДЕЛОВТОМ,ЧТОСАНТА-ХРЯКУС…СЕЙЧАСОТСУТСТВУЕТ.
– Отсутствует? В самоестрашдество?
– ДА.
– Нопочему?
– ОН…КАКБЫТЕБЕСКАЗАТЬ…ПОЖАЛУЙ,ВЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ ПОДХОДЯЩЕГО ПОНЯТИЯ… БЛИЖЕ ВСЕГО БУДЕТ… УМЕР. ДА. САНТА-ХРЯКУСМЕРТВ.
– Что значит – мертв? – изумилась Сьюзен. – Как может умереть Санта-Хрякус? Разве он не вроде тебя? Он же…
– АНТРОПОМОРФИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. ДА. ОН СТАЛТАКИМ. ВОПЛОЩЕННЫЙ ДУХСТРАШДЕСТВА.
– Но… как? Как можно убить Санта-Хрякуса? Отравить бокал с хересом? Установить в каминной трубе острыепики?
– СУЩЕСТВУЮТ… БОЛЕЕ ХИТРОУМНЫЕСПОСОБЫ.
– И ты занял его место? – спросила Сьюзен. – Совсем с ума сошел на старостилет?
Смерть ухитрился принять обиженный вид.
– Между прочим, а ты что здесь делаешь? – осведомилась она, обрадовавшись возможности переменить тему. – Я думала, ты умрешь, если вернешься в обычныймир!
– НО НАС НЕТ В ЭТОМ МИРЕ, – откликнулся Смерть. – МЫНАХОДИМСЯ В ОСОБОЙ КОНГРУЭНТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННОЙ ДЛЯ САНТА-ХРЯКУСА. ОБЫЧНЫЕ ЗАКОНЫТУТ НЕ ДЕЙСТВУЮТ. ИНАЧЕ КАК ОБЛЕТИШЬ ВЕСЬ МИР ЗА ОДНУНОЧЬ?
– Вот именно, – с видом знатока подтвердил Альберт. – А я – один из маленьких помощников Санта-Хрякуса. Официальная должность. У меня даже красная остроконечная шапочка имеется.
– Вэтомгодутывеласебяхорошо?–осведомилсяАльберт,сплевывая вкамин.ДОБАВИТЬ АЛЬБЕРТУ СЕМКИ?
Сьюзен молча уставилась на него.
- АЛЬБЕРТ, НАМ НЕЛЬЗЯ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ. ПОЛОЖИМ ИГРУШКИ В ЧУЛКИ И ОТПРАВИМСЯДАЛЬШЕ.В руке Смерти появилась пара писем.
– ГМ, ПОСМОТРИМ… ДЕВОЧКА НАПИСАЛА ПИСЬМО ЗЕЛЕНЫМ КАРАНДАШОМ НА РОЗОВОЙБУМАГЕ.ИВУГЛУНАРИСОВАЛАМЫШКУ.ВПЛАТЬЕ.
– Этоспециально,чтобыСанта-Хрякусподумал,чтоонаоченьмилая девочка. И все ошибки тоже были сделаны специально. Но послушай, почему ты …
– ОНА ПИШЕТ, ЧТО ЕЙ ПЯТЬЛЕТ.
– По возрасту – да, а по циничности – все тридцать пять. Но почему именноты…
– И ОНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРИТ ВСАНТА-ХРЯКУСА?
– Ради 12-го айфонаона готова поверить в кого угодно. Послушай, может,тынаконец объяснишь, почему тывдруг…
Смерть повесил чулки обратно на камин.
– НАМ ПОРА. ДОБРОГО ТЕБЕ СТРАШДЕСТВА. Э… АХ ДА! ХО. ХО.ХО.
Раздалсябойчасов,по-прежнемупоказывающихполшестого. И они ушли.
СМЕРТЬ И АЛЬБЕРТ
Сани мчались по небу.
– Знаешь ли, она ведь не отступится, – сказал Альберт. – Обязательно постарается выяснить, чтопроисходит.
– НЕУЖЕЛИ?
– Особенно после того, как ей велели обо всемзабыть.
– ТЫДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАКДУМАЕШЬ?
– Да, – ответилАльберт.
– ПРОКЛЯТЬЕ. СКОЛЬКО МНЕ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬО
ЛЮДЯХ, ПРАВДА?
– О… не знаю, – протянулАльберт.
– ПРОИСХОДЯЩЕЕ КАСАЕТСЯ ТОЛЬКО НАС, И НИКОГО ДРУГОГО. Я СТРОГО-НАСТРОГО ЗАПРЕТИЛ ЕЙВМЕШИВАТЬСЯ.
– Э-э…ага.
– И ВООБЩЕ, СУЩЕСТВУЮТПРАВИЛА.
– Но эти серые паскудники, как ты сам выразился, первыми их нарушили.
– ДА, ОДНАКОЯ НЕ МОГУ ПРОСТО ВЗМАХНУТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ И ВСЕ ИСПРАВИТЬ. ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙПОРЯДОК,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. – Некоторое время Смерть молча смотрел вперед, а потом пожал плечами: – У НАС ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ. ОБЕЩАНИЯ НУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ.
ДЕЙСТВИЕ 2
СЬЮЗЕНСМЕРТЬ КРЫС И ВОРОН
Сьюзен стояла у камина.Со стороны страшдественского дерева послышался звон. Вороносторожнопятилсяотосколковстеклянногошарика.
Почему он этоделает?
ПИСК.
Ты тоже незнаешь?
ПИСК.
Случиласькакая-нибудьбеда?Ончто-тосделалснастоящимСанта-Хрякусом?
ПИСК.
ТАНЕЦ АУДИТОРОВ
АУДИТОРЫНАБЛЮДАЮТ ЗА СЬЮЗЕН
Кто она? – спросилодин.
- Мы ведь помним, что у Смерти была приемная дочь? Так вот, эта девушка – ее дочь, – сказалодин.
То есть она человек? – спросилодин.
Нечто вроде, – сказалодин.
Ее можно убить? – спросилодин.
О да, – сказалодин.
Ну, тогда все в порядке, – сказалодин.
Э… но мы же не хотим вляпаться из-за этого в неприятности, правда?–спросилодин.–Такоенесовсем…разрешено.Могутвозникнуть
вопросы.
Наш долг – избавить вселенную от всякой сентиментальности, – сказалодин.
Инамбудуттолькоблагодарны,когдавсеоткроется,–сказалодин.
КТО ТАКАЯ СЬЮЗЕН - КАРТОЧКА
СЦЕНА 15. СЬЮЗЕН ПРИЛЕТЕЛА В КАБИНЕТ СМЕРТИ. ЖИЗНЕИЗМЕРИТЕЛИ МЫШИ
На письменном столе был беспорядок. Открытые книги лежали стопками.
ПАМЯТКА: НЕ ЗАБЫВАТЬ СЛЕДЫНА КОВРЕ. ОТРАБОТАТЬХО-ХО-ХО.ПОДУШКА».
Она осторожно положила лист на стол.
М1Рано или поздно это должно было случиться. Смерть интересовался людьми, изучал их, наблюдал за ними, а наблюдение изменяет не только объект, но и наблюдателя.
М2Его дом был построен по образу и подобию человеческих жилищ. Смерть даже создал для себя спальню, хотя никогда не спал. Если он пытался копировать людей, то почему бы ему было не попробовать сумасшествие? В конце концов, оно широко распространено.