Описание опыта работы.. Актуальность исследования.




Описание опыта работы.

 

«Сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей младшего возраста».

Введение

Актуальность исследования.

В последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к одному партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека-всё это приводит к различному рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Потребность в общении друг с другом у ребёнка возникает уже на третьем году его жизни. Исследования отечественных психологов (Леонтьев А.Н, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Так, для детей дошкольного возраста ведущей деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношении взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребёнком действительности.

По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребёнок «Живёт» и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Психолог Д.Б. Эльконин даёт такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношении между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности нравственного воспитания дошкольников в сюжетно-ролевой игре и в определении условий протекания данного процесса в условиях ДОУ.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости нравственного воспитания дошкольников средством сюжетно-ролевой игре, в определении комплекса условий, обеспечивающих процесс нравственного воспитания в сюжетно-ролевой игре, а также в опытно-экспериментальной проверке возможности формирования нравственных представлений, чувств и поведения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игре.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование нравственных представлений, развитие социальных эмоций и чувств и воспитание этически ценных способов общения младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской, психолого-педагогической литературы и выявить задачи, содержание, основные компоненты, формы и средства нравственного воспитания дошкольников.

2. Выявить условия, обеспечивающие успешность социально-нравственного воспитания младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

3. Изучить и определить уровень сформированности нравственных представлений, чувств и поведения детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать методику проведения сюжетно-ролевой игры в соответствии с задачами нравственного воспитания.

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; беседы и наблюдения за деятельностью детей; групповой оценочный эксперимент и социометрия; анкетирование; качественный анализ документации; количественный и качественный анализ экспериментальных данных, педагогический эксперимент.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: