Система работы по нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.




Изучив психолого-педагогическую литературу, состояние работы в ДОУ я пришла к выводу, что необходимо создать систему работы по данному направлению.

Поставив задачу нравственное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Для того, чтобы работа по данному направлению велась систематически я разработала перспективный план (приложение 1) с учетом возрастных особенностей детей по нравственному развитию, реализуемых в ДОУ комплексной и парциальных программ.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к сюжетно-ролевым играм. Ребята с удовольствием участвуют в игре, подбирают элементы костюмов для героев, изготавливают атрибуты к играм, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.

Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для проведения сюжетно-ролевых игр, костюмы для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для игр (парикмахерская, магазин, больничка, рули, жезлы, инструменты, маски и т.п. Изготовление и подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр, проходило совместно с детьми и родителям: изготовление элементов костюмов, покупка игрушек для разных видов игр.

В своей работе я постоянно помню, что игра для ребёнка- желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определённые навыки общения детей друг с другом.

«Хорошая» игра развивает у ребёнка способности взаимодействовать с другими людьми:

- во первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия.

- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В свое работе следовала принципам организации сюжетно-ролевой игры:

1 первый принцип- воспитатель должен играть вместе с детьми.

2 второй принцип-воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладение социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов, путём всемирного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремился воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношении людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решали задачу формирования у младших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более чётких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.

Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:

- сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

- эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

- богатый и яркий иллюстративный материал.

Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках. Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

Формируя нравственность у детей, мы проигрываем такие игры как:

Игра «Выбери меня» позволяет детям задуматься о нравственном поведении своих товарищей. Дети садятся в круг и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим (кто делится игрушками, кто научился говорить вежливые слова т.д.). Выбранный ребёнок получает фишку. Тот, кто наберёт больше фишек, считается выигравшим.

Игра «Волшебный стульчик». Дети называют ласковые слова ребёнку, который сидит на стульчике.

Игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов и мимики выбранный ребёнок выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть или обиду), а дети стараются отгадать его. Угадав они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость.

Так как нравственные качества формируется, и проявляются, прежде всего, в отношении с другими людьми, немалую долю усилий в организации воспитательной работы с детьми необходимо посвятить именно этой задаче.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношении, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнёра, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используется разнообразные педагогические методы и приёмы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разной профессии, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре как ведущем виде деятельности совершенствуются представления, полученные ребёнком в реальной жизни, из литературы. Проявление внимания к окружающим отражаются в таких коллективных играх, как дочки-матери, больница, стройка, детский сад. Проиллюстрирую сказанное на примере наблюдения за игрой детей, строящих самолёт.

Строя самолёт, дети сначала определили место, где будет стоять их сооружение. Затем одни дети принесли из коробки кубики. Другие стали их укладывать. Ребята обсудили, что ещё нужно для постройки и принесли дополнительный материал. Играя, они не мешали друг другу. Глядя, как дети строят самолёт, Алеша попросил принять его в игру. «Нельзя»- ответил Данил, не глядя на Алёшу. Моё вмешательство помогло получить согласие детей, и Алёша включился в игру. Игра стала интереснее: дети по очереди были то лётчиками, то пассажирами. Иногда они толкались. Я всегда обращала на это внимание: «Надо уступить дорогу, сказать, пожалуйста, проходите». В первую очередь пропускают пожилых, пассажиров с детьми (куклами).поощряя дружеское проявления, отмечая негативные, я учу детей самостоятельно оценивать поступки. Опишу один пример. Я обращаю внимание детей на то, как играли Катя и Маша. Маша попросила у Кати кастрюльку: «Дай мне кастрюльку я тоже сварю кукле обед». Катя не дала, хотя у неё было две кастрюльки. Маша обиделась и игра расстроилась. Я прошу детей определить, кто поступил правильно, а кто нет. Затем я предлагаю игру и играть дружно. Дети играют в больницу. Врач обнаружил, что нет стетоскопа: «Скажите, кто взял трубку. А то я не буду принимать больных». Игра вот-вот прервётся. Но дети увидели, что Костя этой трубкой «Выслушивает» мишку. Все выражают своё возмущение. Я предлагаю детям объяснить Косте правило, которое он нарушил. («Ничего нельзя брать без разрешения». «надо попросить, сказав пожалуйста».) я формулирую правило, предлагаю Косте извиниться, а детям пригласить его в игру.

Удовлетворение и радость от сюжетно-ролевых игр, способствуют формированию коллективных чувств, элементов коллективного поведения.

В сюжетно-ролевой игре можно научить детей выполнять обязанности дежурного, вместе с дошкольниками мы вспоминаем, что обычно делает нянечка, чтобы приготовить столовую к обеду. Потом дети играют в столовую: готовят обед, расставляют тарелки и т.д. в ходе игры они поправляют друг друга. Включение детей в практическую деятельность начинается с организации парного дежурства. Осознавая, что они выполняют «Взрослую» работу, важную и нужную для всех, добавляю в их деятельность новые мотивы. У детей развивается интерес к новым обязанностям, появляется чувство ответственности. Кроме того, они оказывают помощь друг другу в новом виде деятельности.

Совершенствование работы по нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по- настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.

Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны.

  • проводятся беседы и консультации;(«сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей», «игра в жизни вашего ребёнка», «советы по организации сюжетно-ролевой игры в семейных условиях»
  • тематические родительские собрания; «сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».
  • родители приглашаются на открытые занятия – игры;
  • организуются родительские гостиные.

Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по нравственному воспитанию посредством сюжетно-ролевой игры, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами игр, атрибутов и способами их изготовления. Раскрываю роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

Родители с большим удовольствием принимают участие в сюжетно-ролевых играх: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших играх, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

С целью ознакомления родителей с приемами руководства сюжетно-ролевой игры, методикой их поведения, организую открытые занятия, в которых сюжетно-ролевая игра используется как часть занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: