Дошкольный возраст - это период становления личности. От трех до семи лет складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
В младшем дошкольном возрасте поведение детей еще неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало еще не позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он способен иногда преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам и конфликтам.
Младший дошкольник понимает, что нужно считаться с интересами своего товарища, терпимо относится к тому, что делает сверстник.
Дети 3-4 лет уже умеют самостоятельно играть общими игрушками. В своих играх они уже не только манипулируют предметами, а стараются отразить известные им действия.
Ребенок 3-4 лет еще может удовлетвориться обществом игрушки, но в то же время у него усиливается потребность в общении. Расширяется круг детей, с которыми у малыша складываются определенные эмоциональные отношения. Это связано с большей устойчивостью чувств. Наряду с симпатией (простейшей формой социальных чувств) в детском обществе зарождается чувство товарищества.
Однако в младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении еще сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживая и усиливая общее веселье.
В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя.
|
При слушании художественных произведений дети обычно правильно оценивают поступки героев, рассказывают, как они поступили бы в той или иной ситуации, однако в реальной жизни нравственные поступки еще отходят на второй план, дети не спешат делиться игрушками, конфетами, часто возникают конфликты.
Дети четвертого года жизни неосознанно обращаются к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В их сознании пока отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности.
Образ Я складывается у ребенка постепенно. Процесс осознания образа начинается с того времени, когда дошкольник говорит о себе в первом лице: «Я хороший. Я хочу. Я сделал». Представление о себе у ребенка формируется на основе представлений о других, оценок воспитателя, связанных с суждениями о нравственных проявлениях. Психологические исследования показывают, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию нравственного поведения.
Нравственное развитие ребенка 4-5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть. Это усиливает потребность в общении со сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. Некоторые дети проявляют грубость по отношению к товарищам.
|
Пятый год жизни отмечается приобщению детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Дети в большинстве случаев в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками.
На пятом году жизни, несмотря на силу влияния взрослого, дети реже обращаются к воспитателю за советом, т.к. умеют уже самостоятельно решать некоторые проблемы взаимоотношений. Это свидетельствует об определенном уровне складывающихся коллективных взаимоотношений, умении самим решать возникающие недоразумения. Товарищеские взаимоотношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в изобразительные, устойчивые дружеские отношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в избирательные, устойчивые, дружеские отношения. Важно обращать на это внимание, привлекать для образца конкретные жизненные примеры, художественную литературу.
В 4-5 лет у детей начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен».
На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его суждение о себе становятся все более развернутыми. Ребенок начинает осознавать себя, свое положение среди взрослых и сверстников.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 4-5 лет проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю. Дети приветливо, легко вступают в общение, проявляют доброту.
Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими. Растет желание ребенка посочувствовать, утешить, успокоить товарища. Воспитатель должен поддерживать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу.
Однако, эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социально ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.