Чтобы выявить успешность работы по данной теме, мной было проведено обследование детей (приложение 2) по следующим направлениям:
- отношение к другим людям, к себе, к родителям;
- изучение ценностных ориентаций детей;
- умение применять средства выразительности: мимику, жесты, движения, речь;
- желание участвовать в сюжетно-ролевых играх.
Результаты следующие:
Вторая младшая группа
2010-2011 уч.год (начало года) 2010-2011 уч.год (конец года)
Средняя группа 2011-2012 уч. год (начало года)
Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников сформировался устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре. Они проявляют большую активность и инициативу в общении с окружающими. С удовольствием рассказывают о себе и своей семье. Дошкольники способны по своей инициативе проявить сочувствие, оказать помощь товарищу. У детей значительно повысился уровень развития нравственных качеств. Они стали более дружелюбно относится к сверстникам, способны договариваться между собой, уступать. У детей сформировано умение различать добро и зло, они способны оценить свое поведение и поведение товарищей, свои поступки и поступки других.
У детей повысилось умение передавать эмоциональное состояние героев в имитационных играх, используя при этом разнообразные средства выразительности (голос, мимику, жест, движение).
Применявшаяся система сюжетно-ролевая игра оказала положительное влияние на уровень культуры общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекают сюжет, возможность выполнять игровые действия со сверстниками. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать согласия при распределении ролей, инсценировок, умение действовать сообща. А систематическое участие в сюжетно-ролевых играх позволило мне стимулировать нравственное развитие детей.
|
Таким образом, выдвинутая гипотеза о влиянии сюжетно-ролевая игра на нравственное воспитание дошкольников подтвердилась не только теоретически, но и практически. Разработанная мною система по организации сюжетно-ролевая игра существенно влияет на нравственное поведение ребенка. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на маленьких детей не только через слова, но и через проигрывание ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей (а это уже важный стимулирующий фактор поведения дошкольника), воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки, дифференцировать свое эмоциональное отношение и свои оценки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они.
Таким образом, можно сделать вывод, чтосистема работы способствовала формированию у детей социальных навыков, развитию чувства уверенности в себе, способности к саморегуляции поведения, воспитанию гуманистических чувств, дружелюбия, коллективизма.
Заключение.
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы:
1. Построенная мною система работы по нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры обеспечила уточнение и обобщение представлений детей о нравственных понятиях и нормах поведения в различных ситуациях, оказала влияние на эмоциональную сферу детей и формирование у них социальных чувств, а также способствовала переносу игрового опыта нравственного поведения в реальную жизнь.
|
2. Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра заняла определенное место в системе работы по нравственному воспитанию детей важно соблюдать следующие условия:
- насыщение игр детей интересным и эмоционально-значимым содержанием, позволяющим оценивать игровые персонажи с точки зрения их личностных качеств и поведения;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации игр: взаимодействие детей в игре должно опираться на представление о социальных нормах и правилах;
- постоянное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же доступными и необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;
- серьезное, искреннее эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей, руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;
- соблюдение индивидуального подхода к детям;
- создание предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и склонности детей, включающей разнообразные виды атрибутов, элементы костюмов и т.д.
Введение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры обеспечивает не только формирование нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.
|
Во время сюжетно-ролевой игры у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
В перспективе планирую продолжать работу по данному направлению, разработать систему нравственного воспитания посредством сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова О. Разыгрываем спектакли / Дошкольное воспитание №1 1988
- Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999
- Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. / М., 2005
- Нравственное воспитание в детском саду / под ред В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками. С –Пб, 1987
- Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры». Дошкольное воспитание. №4 стр. 23.
- Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «как играть с ребёнком». М.1990.
- Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду». Психологический институт РАО МоиПН, 1997
- Усова А.П. «Роль игры в организации жизни и деятельности детей». Дошкольное воспитание, 1999, №7