Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. К основным признакам монопсонии следует отнести:
· сосредоточение основной части (или даже всех) занятых отрасли в одной фирме;
· полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
· отсутствие профсоюзов или иных форм объединения занятых.
Результатом существования таких условий становится установление монопсонистом контроля над ценой труда в интересах максимизации прибыли.
Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации при совершенной конкуренции – это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа сотрудников. При монопсонии график предложения имеет обычный вид – он поднимается вверх с ростом цен. И это понятно: монопсонист – фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд означает и рост общеотраслевого спроса. Дополнительные рабочие переманиваются из других отраслей, соотношение спроса и предложения в экономике меняется, и цены на труд растут.
Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы.
Последствия этой ситуации хорошо видны на графике:
По правилу MRC=MRP фирма примет в данном случае на работу LM человек. Поэтому спрос прекращается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линии (выделенной на графике). В соответствии с кривой предложения SL такое число работников монопсонист наймет с оплатой их труда по ставке WM.
Обратим внимание, что равновесие здесь устанавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции. Устранение конкуренции среди работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему уменьшению занятости (а значит, и производства) и снижению жизненного уровня населения.
|
Государство обязано активно содействовать ограничению монопсонии по той причине, что стихийные силы рынка не в состоянии справится с этой проблемой. Ведь они действуют лишь в условиях конкуренции, которой при монопсонии не существует. Установление государством минимальной заработной платы – то же самое, что установление максимальной цены для монополиста. В этом случае государственное вмешательство – вовсе не антирыночная мера.
Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
Обращение акций и облигаций происходит на рынке ценных бумаг.
Основные участники – потребители и поставщики капитала (эмитенты и инвесторы).
Функция: происходит пересечение интересов сторон-участниц (инвесторы заинтересованы в получении высоких доходов, надежности и ликвидности купленных ценных бумаг; эмитенты желают быстро и по доступной цене получить средства в должном размере, с возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам).
Рынки ценных бумаг делятся:
- на первичные и вторичные в зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок,
- на организованный и неорганизованный в зависимости от механизма функционирования.
Ценные бумаги – это финансовые документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права их владельцев.
|
Основные виды: акции и облигации.
Рыночное равновесие (по Вальрасу, по Маршаллу, паутинообразная модель). Неравновесие на рынке.
Равновесие по Вальрасу
Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу.
Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Р0 и выросла до уровня Р1. Рисунок наглядно демонстрирует, что объем предложения (Q1S) в этом случае превышает объем спроса (Q1D). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т. е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.
Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.
Противоположная ситуация, т. е. снижение цены ниже равновесной Р0 до Р2, характеризуется превышением объема спроса (Q2D) над предложением (Q2S), или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.
|
Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия.
Равновесие по Маршалу
Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал великий английский экономист А. Маршалл который считал, что реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценами, а объемом предложения.
При любом объеме производства ниже равновесного (например, при QA) цена предложения меньше цены спроса (PAS < PAD). Выставив свои товары на продажу по цене PAD, они легко продадут их (спрос готов поглотить по этой цене именно количество QA), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.
Аналогичным образом, когда реальный объем производства (QВ) превысит равновесный уровень, цена предложения будет выше цены спроса (PBS>PBD). Как и всегда в рыночной, спросоограниченной экономике реально это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса PBD, т. е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом постепенно поднимется до равновесной.
Паутинообразная модель
Среди этих других подходов, объясняющих механизм установления рыночного равновесия, можно отметить паутинообразную модель, которая относится к числу динамических, т. е. учитывающих фактор времени. Паутинообразная модель рассматривает процесс формирования равновесия в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута во времени.
Предположим, производитель ориентировался на рыночную цену Pt. Естественно, он ожидает сохранения сложившихся цен и определяет объем производства (Qt) в следующем году исходя из этих цен. Предположим, что рынок вышел из состояния равновесия. Спрос на снизился, и по цене Pt потребители уже не станут покупать столько продукции, сколько раньше. Чтобы реализовать произведенное количество производитель вынужден снижать цену до P1, т. е. до уровня цены спроса на данное количество.
Но такая низкая цена вынудит какую-то часть производителей покинуть данный рынок. Предложение упадет до Q1, на рынке возникнет дефицит и, как следствие, будет повышение цен до P2. Это в свою очередь вызовет расширение предложения, но не до исходного уровня Qt, а до чуть меньших размеров Q2. В дальнейшем процесс идет по той же схеме и в конечном итоге, описывая круги сужающейся спирали вокруг точки О, производители «нащупывают» равновесную цену.
В описанном варианте отклонение от равновесия с течением времени уменьшается, т. е. система стремится к положению равновесия. Но возможны и иные варианты, когда отклонение от равновесия возрастает и когда отклонения от равновесия стабильно держатся на одном уровне.
В графической интерпретации возможности достижения рыночного равновесия и его устойчивость определяются углами наклона линий спроса и предложения (их крутизной) При более крутой кривой предложения и более пологой кривой спроса равновесие устойчиво; в противоположном варианте равновесие неустойчиво - модель «идет вразнос». И наконец, регулярные колебания вокруг положения равновесия характерны для ситуации с одинаковым наклоном кривых спроса и предложения.