Является наиболее распространенной формой олигополии в современной экономике. Иное название: «игра по правилам», т.к. представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства, а также уменьшая риск непредсказуемости действий конкурентов.
Общие характеристики:
· Частичная координация. Фирмы не вступают в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам.
· Цель - олигополистическая прибыль
· Наиболее распространена
Основное содержание неписаных правил:
· Лидерство в ценах
· Единая методика ценообразования («издержки плюс»). Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, нормативный процент прибыли по отношению к издержкам. Без единой системы ценообразования зачастую происходят ценовые войны. Используется при наличии ценового лидера либо при его отсутствии. (далее по тетради материалы) P=AVC+ k*(AVC)= примерно константа (мы используем не ATC т.к. AVC постоянны для данного случая, мы рассматриваем горизонтальный случай этой кривой).Оцениваем показатель P=AVC+ k*(AVC). Если рост запасов- то значит, мы завысили цену, если дефектура (т.к. недостаточное кол-во товаров), то мы занизили цену.
· Фокальные точки- психологически значимые уровни рыночных параметров (цен, скидок, минимальных объемов поставки). В качестве фокальных точек чаще всего используются:
1) Круглые цифры или производные от них. Розничная цена в 20.25 руб. является производной от оптовой цены в 15 руб., таким образом наценка составляет 35%, о чем знает любой специалист данной отрасли
2) Исторически обусловленные и (или) долго не менявшиеся показатели. Обычно как фокальная точка рассматривается цена по предыдущей сделке.
|
3) Цены, на стандартную величину отличающиеся от цены самой известной фирмы, наиболее распространенного сорта и т.д.
Лидерство в ценах
Все крупные изменения сначала проводятся одной фирмой, а затем они повторяются в близких размерах остальными фирмами. Два варианта развития событий:
1. Ценовой лидер определяет цены, а, следовательно, объемы производства для всей отрасли. Последователи принимают предложенный уровень цен. Все это делается с расчетом, чтобы новые цены устроили и лидера и остальных. Фактически, цены и объемы установятся на картельном уровне, но практически они оказываются хуже оптимума.
2. Объявленные цены невыгодны конкурентам. В таком случае «последователи» не проследуют за лидером и, следовательно, он будет иметь возможность отменить их, не развязывая общеотраслевого конфликта.
Виды ценового лидерства
1. Барометрическое лидерство (или лидерство как замена сговора)
Лидер выполняет функции барометра в отрасли. Согласие других участников поддержать цены на уровне лидера связано не с каким-то давлением на них, а с пониманием выгодности ценовых предложений. Барометрический лидер влияет на рыночное равновесие. Например, если он не поднимет цену первым, то менее авторитетные фирмы не решаются сделать это, ведь единственная фирма с более высокими ценами рискует потерять клиентов. Барометрическое лидерство можно также охарактеризовать как «лидерство как замена сговора». По существу оно в наиболее точной форме отражает дух картелеподобной структуры рынка.
|
2. Лидерство на основе низких издержек. При лидерстве на базе низких издержек неким элементом принуждения служит возможность одной из фирм без убытка для себя поддерживать более низкие цены, чем у других
фирм. На рисунке представлен простейший случай дуополии с лидерством на базе низких издержек. Пусть на рынке действуют две фирмы, производящие один и тот же продукт. Они делят рынок ровно пополам. Соответственно, на их продукцию существуют одинаковые кривые спроса D1 и предельного дохода MR1. Предположим, что первая из фирм имеет более низкую кривую общих и, соответственно, предельных издержек (MC1), чем другая фирма (MC2).
Фирма лидер, ну это понятно, будет действовать на базе равенства предельных издержек и доходов. Она установит объем выпуска Qa и цену Pa. А теперь проанализируем положение фирмы 2 с более высокими издержками. По идее, она могла бы попытаться максимизировать прибыль в точке Of, но очевидно, что это невозможно, поскольку цена этой фирмы будет значительно выше цены первой фирмы. Фактически мы понимаем, что вторая фирма не может назначить цену выше Pa, следовательно, ее кривая спроса становится ломаной и принимает горизонтальное положение на уровне Pa (D2). Более того, т.к. эта новая кривая спроса горизонтальна, то она совпадает с MR2. Далее кривая спроса пойдет по наклонной D1, а предельный доход по MR1.
Теперь об оптимальном объеме второй фирмы. Меньше чем Qa нецелесообразно производить, т.к. Mc2<Mr2. Больше чем Qa-невыгодно. Следовательно, фирма изберет объем Qa.
|
Вывод:
· фирма- ценовой лидер навязывает ОПТИМАЛЬНЫЕ для себя НИЗКИЕ цены фирмам с более высокими издержками, при этом доля рынка не зависит от издержек и фирмы производят одно и то же количество Qa.
· Фирма –лидер, которая характеризуется низкими издержками может направить некую ее часть на совершенствование технологий и кривая предельных издержек пойдет ниже (стрелка на рисунке), следовательно, вторая фирма постепенно будет загоняться в убыток.
3. Лидерство фирмы- доминанта
В роли фирмы- лидера выступает доминирующая фирма, все ее конкуренты слабы по сравнению с ней. У лидера в руках средства для наказания неудобных конкурентов:
· Ценовая война
· Различные полулегальные методы борьбы (аюю рассказывал про железную дорогу)
В итоге все фирмы принимают цену, предложенную лидером, т.е. фактически становятся ценополучателями.
Т.к. большая часть фирм является ценополучателями, то кривые их предложения совпадают с кривыми предельных издержек. Кривую предложения всей этой группы фирм можно получить горизонтальным суммированием индивидуальных кривых (Sf), спрос- Df.
Точка зрения доминирующей фирмы: Задушить каждого из малых конкурентов доминанта в состоянии, но устранить с рынка всех конкурентов- нет. Для каждого уровня цен (т.к. доминанта их устанавливает) конкуренты произведут столько, сколько позволяет их кривая предложения Sf. Индивидуальный спрос на продукцию лидера получается путем вычитания из отраслевого объема спроса того кол-ва товаров, которые поставят конкуренты. Например, при P0 спроса на продукцию лидера не будет вообще. Кривая спроса лидера: , далее в соответствии с кривой спроса складывается кривая предельного дохода лидера (MRl). Далее находим оптимальный объем пр-ва по любимому правилу MC=MR, при нем цена Pl, значит, конкуренты выпустят Qf.
Долгосрочный период. Если так окажется, что Pl> ATCmin, то фирмы-конкуренты будут получать экономическую прибыль, следовательно, начнется приток фирм в отрасль и кривая предложения Sf начнет смещаться вправо и, что интересно, спрос доминирующей фирмы начнет сокращаться, т.к. . Возможно, через некоторое время лидер утратит доминирующие позиции. Выгодные для самого лидера цены могут стать выгодными для конкурентов, поэтому в стратегическом плане более успешной может быть не максимизация прибыли, а недопущения конкурентов на рынок путем сдерживания роста цен (соответственно с потерей некоторой прибыли).