Контроль качества в здравоохранении.




Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования и др.

Группы медицинских товаров:

- материалы — это группа медицинских товаров, предназначенных лишь для разового использования в лечебно-диагностическом процессе, после чего они утилизируются (перевязочные средства, шовные материалы и т.д.);

- изделия — это группа медицинских товаров, которые используются многократно, долго служат, их изготавливают из прочных, долговечных материалов:

· медицинская техника (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы);

· предметы ухода за больными.

Медицинская услуга:

• простая – неделимая услуга (например, манипуляция, осмотр врача и др.);

• комплексная – может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни (например, для стационаров – пролеченный больной, для стоматологических поликлиник – санированный больной);

ü стандартная – оказывается по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов и имеет относительно устойчивое ценообразование;

ü индивидуальная – обладает широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

По своему функциональному назначению медицинские услуги подразделяют на:

• профилактические;

• диагностические;

• лечебные;

• восстановительно-реабилитационные;

• сервисные.

Специфические особенности медицинских услуг:

• неосязаемость;

• несохраняемость;

• вариабельность качества;

• неоднозначность в оценке результата;

• медицинская услуга - это продукт не только производителя (медицинского работника), но и потребителя (пациента).

Качество - свойство товара (услуги), необходимое для успешного маркетинга, а значит для успешной работы учреждений системы здравоохранения в условиях рыночных отношений.

Контроль качества - это система мер оперативного характера, позволяющих оценивать выполнение основных компонентов качества медицинской помощи. Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении достигнутых результатов с существующими стандартами (протоколами) ведения больных.

Необходимо контролировать качество:

- услуг (деятельность профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, удовлетворяющая потребности населения в различных видах медицинской помощи);

- предметов медицинского назначения (лекарства, перевязочные средства, оборудование, различные приспособления и т.д.);

- медицинской информации (медицинская литература, различные информационно-поисковые системы с использованием ЭВМ, новые методы, методики, идеи и т.д.);

- специалистов;

- медицинских учреждений и др.

Качество специалистов определяется системой медицинского образования, аттестации и сертификации специалистов, созданием экономических стимулов высококвалифицированного и качественного труда. Для контроля качества их деятельности, как и деятельности медицинских учреждений, вводится лицензирование, а для специалистов - аттестация и сертификация.

При помощи лицензирования, аккредитации и сертификации государство при участии профессиональных ассоциаций и представителей заинтересованных организаций может в определенной степени организовать управление качеством в здравоохранении.

Контроль качества медицинской помощи направлен на обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения.

Особенностью категории “качество” в приложении к медицинской помощи является то, что исполнение обследования и лечения больного в полном соответствии с видом патологии и спецификацией (категорией) медицинского учреждения не всегда полностью удовлетворяет пациента в связи с отсутствием у последнего объективного представления о возможностях коррекции реального патологического состояния средствами современной медицины. С учетом этой особенности понятия надлежащего и ненадлежащего качества медицинской помощи могут быть сформулированы следующим образом.

Надлежащее качество медицинской помощи - это соответствие оказанной медицинской помощи современным представлением о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.

Ненадлежащее качество медицинской помощи - это несоответствие оказанной медицинской помощи общепринятым современным представлением о ее необходимых уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.

Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов:

• участники контроля (кто должен осуществлять контроль);

• средства контроля (с помощью чего осуществляется контроль);

• механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий).

К участникам контроля качества относятся: медицинские учреждения, общественные объеди­нения потребителей, органы управления здравоохранением, лицензирующие органы, страховые медицинские организа­ции, профессиональные медицинские ассоциации, фонды ОМС, государственные медицинские образовательные учреж­дения, медицинские НИИ, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специа­листов, страхователи, Госстандарт России и его территориаль­ные органы, Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы, органы Госсанэпид­надзора, органы государственного пожарного надзора, госу­дарственная инспекция по охране труда, комитеты по управ­лению государственным имуществом, исполнительные органы фонда социального страхования.

Основные средства кон­троля:

1. медицинские стандарты;

2. экспертная оценка;

3. показатели деятельности медицинского работника, медицинской организации и по­казатели здоровья населения.

Механизмами контроля качества медицинской помощи яв­ляются:

• процедуры лицензирования медицинской, фармацевти­ческой и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья;

• аккредитация учреждений различных систем здраво­охранения;

• контроль профессиональных качеств медицинских ра­ботников;

• сертификация лекарственных средств, изделий меди­цинского назначения, медицинской техники;

• лицензирование, аттестация и аккредитация образова­тельных учреждений, реализующих программы додипломной и последипломной подготовки медицинских ра­ботников.

Подходы к контролю качества в здравоохранении:

- структурный;

- процессуальный;

- по конечному результату.

Структурный подход реализуется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации специалистов. Сущность этого подхода в том, что учреждение, медикаменты, материалы и оборудование, специалисты обеспечивают высококачественные медицинские услуги. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений регламентируются Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и пакетом документов, определяющих технологию лицензирования и аккредитирования медицинских учреждений.

Особое значение для структурного подхода к контролю качества в учреждениях здравоохранения имеет управление кадрами, т.е. их отбор, подготовка, организация труда и его стимулирование.

Процессуальный подход должен дополнять структурный подход к контролю качества и требует участия экспертов.

Планирование конечного результата деятельности требует реальной оценки факторов, на него влияющих. На конечный результат в здравоохранении влияет огромное число неуправляемых факторов (не поддающихся воздействию работников системы здравоохранения). В сочетании со множеством факторов, определяющих непостоянство качества медицинских услуг, это весьма затрудняет контроль качества по конечному результату.

Контроль качества предполагает 5 уровней организации, которые осуществляются:

- заведующим структурным подразделением;

- заместителем главного врача медицинской организации по лечебным вопросам;

- экспертной комиссией медицинской организации по контролю качества;

- экспертной комиссией при городском отделе здравоохранения по контролю качества;

- экспертной комиссией при областном отделе здравоохранения по контролю качества.

Одним из основных факторов создания системы качественной и эффективной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Необходимость стандартизации определяется целым рядом тенденций. Это, в первую очередь, неуклонно растущая стоимость медицинской помощи, что обусловлено совершенствованием и удорожанием медицинских технологий, демографическим старением населения и повышением уровня требований пациентов. При этом возможности государства удовлетворять потребности в медицинской помощи ограничены, пусть и в разной степени, во всех странах мира.

Медико-экономический стандарт представляет собой стандарт качества оказания медицинской помощи (услуг), определяющий ее профилактические и клинические аспекты, а также экономические показатели, необходимые для определения стоимости медицинской помощи (медицинских услуг) и проведения других экономических расчетов.

Стандарты могут быть рекомендательными и законодательными. Задачи стандартов: повысить качество медицинской помощи, уменьшить дублирование работы, сократить длительность лечения, повысить безопасность больных и защиту медицинских работников от необоснованных обвинений, обеспечить возможность оценки необходимых ресурсов.

Существуют международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий (для медицинских услуг и пролеченных больных), научно-медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и навыков.

Эффективность - соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

Виды эффективности:

- медицинская - качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний;

- социальная - характеризуется улучшением здоровья населения, снижением заболеваемости, преждевременной смертности, изменением демографических показателей, всевозрастающим удовлетворением населения в медицинской помощи и санитарно-эпидемиологическом обслуживании;

- экономическая - характеризует прямой и косвенный (опосредованный) вклад, вносимый здравоохранением в рост производительности труда, увеличение национального дохода, развитие производства.

Помимо коэффициента эффективности, вычисляется коэффициент качества (который оценивает соблюдение оптимальной технологии обслуживания):

Комплексный показатель качества медицинского обслуживания:

Своевременность определяется как соотношение между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.

Доступность - соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.

Достаточность - минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

Репрезентативность критериев качества - соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

При наличии медико-экономических стандартов можно предложить соответствующий расчет экономической эффективности:

Интегрированный коэффициент эффективности медицинского обслуживания равен произведению коэффициентов медицинской, социальной и экономической эффективности.

Участники контроля подразделяются на два звена:

1. ведомственное: медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;
2. вневедомственное: общественные объединения потребителей; лицензирующие органы здравоохранения; страховые медицинские организации; профессиональные медицинские ассоциации; фонды обязательного медицинского страхования; исполнительные органы Фонда социального страхования; государственные медицинские образовательные учреждения; страхователей; органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.

Ведомственное звено осуществляет контроль всех компонентов качества медицинской помощи, и включает:

1. оценку состояния и использования кадровых и материально - технических ресурсов медицинских организаций;

2. оценку профессиональных качеств медицинских работников (аттестация персонала);
3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
4. выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и ставших причиной снижения эффективности медицинской помощи;

5. подготовка рекомендаций для руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

6. изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);

7. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

8. выбор наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.

На уровне медицинского учреждения контроль качества медицинской помощи осуществляется:

— заведующими подразделениями (первая ступень экспертизы);

— заместителями руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);

— клинико-экспертными комиссиями учреждения (третья ступень экспертизы).

На уровне органа управления здравоохранением контроль качества осуществляется:

— клинико-экспертными комиссиями органов управления всех уровней;

— главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней;

В необходимых случаях привлекаются сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договорной основе.

Вневедомственное звено контроля качества включает:
1) анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

2) изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

3) проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;
4) проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

5) контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

6) оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

7) контроль правильности применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник./ Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2011. – 544 с.

2. Маслова Т.А. Медицинское страхование граждан: новшества, возможности выбора. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2014. – Вып.20. – 192 с.

3. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник./ В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2013. – 608 с.

4. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Руководство к практическим занятиям./ В.А. Медик, В.И. Лисицин, М.С. Токмачев. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2013. – 400 с.

5. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. /Под редакцией В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 656 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: Учебник: в 2 т./ Под редакцией В.З. Кучеренко. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2013. – Т.1. - 688 с.

7. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: Учебник: в 2 т./ Под редакцией В.З. Кучеренко. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2013. – Т.2. - 160 с.

8. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / Под редакцией В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2014. – 624 с.

9. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Медицинское информационное агентство, 2010. – 544 с.

10. Применение методов статистического анализа: Учебное пособие для практических занятий./ Под редакцией В.З. Кучеренко. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2011. - 256 с.

 

Дополнительная литература

1. Хальфин Р.А. Медицинская документация: учетные и отчетные формы: Методическое пособие./ Р.А. Хальфин, Е.В. Огрызко, Е.П. Какорина, В.В. Мадьянова. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2014. - 64 с.

2. Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация: Учебник. – М.: Российский государственный социальный университет, 2013. – 208 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: