ЕГЭ по литературе: методические плюсы и минусы данной формы аттестации учащихся.




В последнее время в сфере образования самая обсуждаемая тема - ЕГЭ - единый государственный экзамен. Причем мнения разделились, так как многие педагоги, родители и ученики не видят преимуществ данной системы, а другие упорно не замечают недостатков. Однако, пока никто не спешит отменять ЕГЭ, поэтому просто необходимо разобраться в чем же состоят «плюсы» и «минусы» такого экзамена.

Плюсы от ЕГЭ:

1. Объективная оценка знаний выпускника, так как у компьютера нет ни жалости, ни личных предпочтений в пользу тех или иных учеников.

2. Приведение знаний учеников к единому стандарту, что позволяет оценивать не только знания школьников из разных регионов или из разных школ одного города, но и образовательную работу учителей и педагогов.

3. Возможность готовиться только к одному – выпускному - экзамену вместо двух (выпускного и вступительного). При это поступать можно сразу в несколько ВУЗов, отправляя по почте результаты сданного ЕГЭ.

4. Возможность поступления в ВУЗы лучших ребят из разных уголков страны.

5. Уменьшение коррупционной составляющей сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗы.

6. Постепенное приведение российской системы образования к международным стандартам: во всех развитых странах знания выпускников также оцениваются посредством тестовых заданий.

Минусы от ЕГЭ:

1. Главный минус: тесты – это всегда отсутствие возможности оценить творческий потенциал ученика, его логические и мыслительные способности.

2. Любой тест имеет в себе элемент угадывания, поэтому плохоподготовленные выпускники имеют больше шансов угадать правильный ответ на вопросы тестовых заданий.

3. Убрав одну коррупционную составляющую, ЕГЭ привела к появлению другой: увеличение количества подложных сдач экзаменов учителями или студентами вместо учеников, репетиторство конкретно к ЕГЭ.

4. Ошибки компьютерных программ, считывающих бланки с ответами. Это приводило к незаслуженно заниженным результатам.

5. Стандартизованные вопросы не всегда подходят для оценки знаний выпускника средней школы или специализированной школы по тем или иным предметам.

 

Б №26. 1. Активизация деятельности воображения учащихся при изучении драматических произведений(ДП). П оказать на уроке все богатство мыслей и чувств, содержащееся в пьесе, - нелегкая задача для учителя. Для ее решения, обучаемым требуется проникнуть в суть ДП, в тайны его сценического воплощения, где определяющим для понимания событий и отношений между героями является действенное слово учителя. Слово учащегося тоже будет иметь значение, особенно тогда, когда у каждого из них появляется потребность выразить свое состояние души (учащиеся при этом испытывают эстетическое удовлетворение, к ним приходит чувство слова, эмоциональная чуткость). В процессе погружения учащихся в текст, обучаемые начинают осмыслять интонации и стили речи героев, у них развивается память на слово и фразу; появляется способность по отдельному выражению сразу узнать автора, развивается умение разнообразить свою речь. Слово, сказанное учащимся, начинает приобретать образную конкретность, преобразуясь в зрительные, слуховые и другие ассоциации. Чтобы добиться такого результата, учителю необходимо создавать в классе творческую обстановку, так как «суховатый рационализм, стремящийся ограничиться разбором произведения по косточкам, оголяет сюжетную схему, отрывает от нее самое важное - художественность», - считает Л.С.Якушин (73:13). Мы вполне согласны с мнением педагога-театроведа. В процессе обучения учителю необходимо научить воспитанников наслаждаться искусством (театром) и литературой (искусство слова.), чтобы они могли правильно понимать, оценивать их, вырабатывать собственную точку зрения на произведение искусства и уметь наслаждаться им, потому что только через наслаждение искусством человек приходит к постижению прекрасного в действительности» В связи с этим хочется напомнить и слова известного исследователя санкт-петербургской методической школы 70-80-х годов ХХ века З.Я.Рез, считавшим, что «хорошо поставленное изучение литературы создает возможности для развития устной и письменной речи и формирования духовно-нравственных чувств и понятий»

На уроке литературы учителю важно так организовывать творческую работу, которая может быть нацелена на выявление личностного опыта учащегося, его склонностей и предпочтений. Шаги творчества. Первый шаг работы над драматическим произведением - самостоятельное прочтение пьесы, когда у обучаемых формируется собственное мнение о тексте и об авторе, формируется определенное отношение к героям, к основным темам и проблемам, поднятых в пьесе. Здесь осуществляется ориентация на самостоятельный поиск и открытия учащихся: каждый из них определяет для себя и объем, и содержание учебного материала с учётом своих возможностей и познавательных способностей. Например, учащийся, любящий читать или желающий получить отличную оценку (разные уровни мотивации), может полностью прочитать текст пьесы. Задача урока заключается в том, чтобы помочь учащимся прийти от конкретно-образного к образно-аналитическому восприятию текста. Поэтому второй шаг учителя нацелен на ролевое чтение. Каждый учащийся выбирает для себя роль, которая заинтересовала его. Если какой-то герой пьесы заинтересовал нескольких потенциальных актеров, то они меняются в процессе чтения, по очереди «примеряя» на себя выбранный персонаж. Затем организуется коллективный анализ и обсуждение пьесы. Учащиеся выясняют: о чем эта пьеса, какова ее главная идея, как драматург доносит ее до читателей (зрителей), какое впечатление на них действующие лица, насколько интересным и точным было актерское чтение в классе и пр. Поскольку уровень литературных знаний, речевых умений и навыков учащихся разный, важным становится следующий шаг урока, на котором обучаемые обмениваются своими вопросами, составленными самостоятельно: они выбирают самые интересные вопросы и корректируют свои ответы. Здесь важна смена видов деятельности: если вначале классу предлагались вопросы, предварительно подготовленные учителем, то позднее, учащиеся составляют их сами (индивидуально или в группах), опираясь при этом на личное восприятие текста. При таком подходе к анализу учащиеся выполняют не только разноуровневые задания, но и участвуют в оценке своего результата. Следующее задание связано с выполнением письменной работы по теме «Моя режиссерская концепция » (третий шаг урока). Презентацию «ученической режиссерской концепции» можно проводить в форме эвристического диалога по вопросам:

1. Сколько проблем заявлено в пьесе? 2. Если бы вы были режиссером, то какую проблему в своей постановке сделали бы главной? Почему? 3. В соответствии со своей трактовкой идеи пьесы дайте характеристику на черты характера героев и с этой точки зрения наметьте их поведение.4. Исходя из своего режиссерского замысла, из авторского подтекста, поставьте задачи перед актерами, играющими в вашей пьесе. Естественно, используемый на уроках литературы дополнительный материал, вызывает интерес и потребность у учащихся поговорить подробно о великих режиссерах, актерах, музыке, характеризующую эпоху. После эвристического диалога в классе организуется работа в творческих подгруппах. Одна подгруппа (в количестве 2-3 человек) работает в качестве сценаристов, которая создает общую канву всей программы (подбирает информацию об авторе, о пьесах, анализирует рецензии критиков, выделяет, наиболее важные для интерпретации идеи автора, сцены). Другая подгруппа – художники по декорациям и костюмам изучает специальную литературу, в которой воссоздается время действия – эпоха, события (где? когда? как?), и на основе нее разрабатывает эскизы декораций и костюмов, эскизы афиши, программы и даже билеты. Третья подгруппа занимается музыкальным оформлением спектакля – подбирает и записывает мелодию, которая характеризует художественное время пьесы и помогает понять настроение автора и его героев. Четвертая подгруппа (в составе 7-8 человек) – «труппа актеров» работает над сценическим воплощением образов героев. Иногда на уроке готовятся два-три состава, потому что желающих играть больше, чем ролей, и одновременно (это могут быть разные сцены) репетируют два Чацких, две Софьи, два Фамусовых, две Катерины, три Нины Заречных, две Раневские, два Лопахина и т. д. Во время подготовки к спектаклю каждый учащийся-исполнитель рассказывает о своем герое: как он понимает его, в чем его назначение, комментирует взаимоотношения главного героя с другими. Затем в классе еще раз обсуждаются ключевые сцены пьесы, их взаимосвязь, но уже в контексте написанного сценария. Учащиеся высказывают мысли по поводу того, как меняются (или не меняются) герои от эпизода к эпизоду. Выстроив линию поведения каждого персонажа, после совместного обсуждения ролей и сценария, участники спектакля начинают репетиции. С этого момента появляется новая задача у сценаристов, художников, музыкальных оформителей, костюмеров. Они становятся аналитиками (учащиеся сами решают: работать индивидуально или в группах) и комментируют каждое действие пьесы по разработанной памятке «Анализ эпизода» (см. «В «Портфолио учителя-словесника»). В целом, методическая реализация театрального проекта осуществляется по следующим видам работы учащихся: 1. Самостоятельное прочтение текста пьесы и формирование первого личностного впечатления. 2. Коллективный обмен мнениями. 3. Ролевое чтение текста пьесы. 4. Обсуждение чтения и произведения (сначала учащиеся отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно-аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа). 5. Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (учащиеся выбирают форму работы – индивидуальную, парную или групповую, формируют по своему желанию составы команд). 6. Обмен результатами работы и их обсуждение. 7. Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, сценаристы, оформители, костюмеры и т. д.). 8. Репетиции творческих групп. 9. Презентация спектакля. 10. Анализ творческого труда коллектива и личности учащегося. 11. Редактирование рабочих материалов. 12. Написание рецензии на просмотренный спектакль. 13. Написание сочинения.Особенностью «театрализованных» уроков литературы является то, что учащиеся на какое-то время проживают жизнь героев, а фрагментарный анализ дополнительной литературы (книги по теории театра, актерского искусства и др.) с различных точек зрения – автора, режиссера, критика, художника, актера, зрителя и пр. – запоминаются учащимся надолго и становятся частью их личностного опыта.Ценность творческого проекта состоит в том, что буквально перед каждым обучаемым стоит своя задача, выполняя которую он тем самым вносит свой вклад в результат, именуемый, как спектакль. Участвуя в подобных литературно-театральных проектах, учащиеся учатся интерпретировать художественную идею на основе авторской позиции и не только выражать отношение к прочитанному произведению, но и развивать свои мыслительные способности и утверждать себя как творческую личность. И еще один немаловажный методический аспект. Если серьезно отнестись к такой форме урока, то должен получиться заинтересованный, неформальный разговор о произведении, который поможет каждому взглянуть на эту книгу по-другому, отвлечься от стереотипов и, в конце концов, даже снова перечитать ее. Методы и приемы инсценирования Инсценирование - важная форма игротерапии, которая создает возможности для серьезной умственной деятельности учащихся (сочетание творческого воображения и литературного «соображения»). Принципиально важно, чтобы обучаемый, работающий над инсценировкой пьесы, умел: – выделить основную сюжетную линию пьесы, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию); – уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт); – определить главных и второстепенных лиц, их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера; – уяснить значение речи действующего лица как основную характеристику на него; – осознать главную мысль рассказа и выявить отношение автора к изображенным событиям в пьесе. От этих умений зависит общий характер инсценировки. Инсценировка подчиняется законам драмы, и естественно, выбор материала для инсценировки можно доверить самим учащимся. Главная задача урока заключается в том, чтобы обучаемый усвоил методы и приемы анализа, которые помогли бы ему сделать правильный выбор тех эпизодов, которые интересны для инсценировки. Найти методические пути решения этой задачи нам поможет известное высказывание К. С. Станиславского: «Лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, каково его поведение?»

2. Особенности речевых ситуаций на уроке литературы в средней школе. 2) Речь учащихся зависит от многих причин. На ребенка влияет телевидение, компьютер. Нужно хорошо знать условия жизни, условия обучения – это влияет на культуру речи. Нужно выработать требования по развитию речи:

1) необходимость системы в регулярном развитии речи, то есть создание речевой среды, начитанность детей;

2) опора на эмоции, как на основу проявлениях новых мыслей, желание выразить их словами;

3) побуждение к овладению культурой речи, к выработке умения грамотной речи (организация творческого процесса);

4) необходимость системы технических упражнений, ведущих к овладению умений и навыков правильной письменной и устной речи;

5) преемственность между классами в развитии речи учащихся;

6) речь должна отличаться ясностью, логичностью, последовательностью, содержательностью, убежденностью, доказательностью.

Как развивать речь?

1. Словарная работа (при изучении эпического и драматического в прозе чтения, лирического до или после прочтения). Чем меньше класс, тем тщательнее проводится словарная работа. Запись слова на доске. К словарной работе детей приучают с 1 класса, но в начальных классах игровое начало очень сильное. Словарная работа включает:

1) лексический разбор – объяснение непонятных слов, важных слов для понимания смысла, ситуации. Много фольклорных слов. Необходимо проводить работу с синонимами, омонимами, антонимами, сравнениями, олицетворениями и эпитетами.

2) фразеологическую работу – работа над пословицами, поговорками, крылатыми словами, образными выражениями и над многозначными словами (показывать, как писатель их использует).

3) работа по стилистике – трудоемкая работа, обучение верно говорить. нужно обратить внимание на деепричастные обороты (у деепричастия и сказуемого должно быть одно лицо). Надо обращать внимание на инверсию и ее роль, на риторические вопросы и восклицания. Дети не всегда видят иронию и принимают ее в прямом смысле – надо напомнить школьникам об иронии, ироническом стиле.

Организация выразительного чтения:

Выразительно чтение – 1ый момент анализа текста. Выразительно чтение связано с заучиванием наизусть.

Учитель должен задавать вопросы, предлагать вначале ответы на вопросы. Устные ответы могут быть разного типа:

- вопросы восприятия текста;

- вопросы на понимания смысла произведения;

- на межпредметные связи;

- на развитие речи.

Учеников нужно предупредить, как работать – фронтально – краткие или полные ответы в процессе пересказа. пересказ – школьная работа с текстом. Пересказы бывают:

- воспроизведение – пересказ текста или подробный или по плану, близкий к тексту, сжатый (краткий);

- творческие – пересказ с изменением лица (если от 1го, то от 3го и наоборот), пересказ с заменой диалога на повествовательную речь, пересказ выборочный (какой-то один эпизод), пересказ свободный.

Устное словесное рисование (предложила Т.В. Чирковская) – то не обычный пересказ, это прием, к которому учитель прибегает тогда, когда в тексте встречается эпизод намеченный, но не открытый (суд в «Дубровском»).

Устное сочинение.

Система обучающих письменных работ за многие годы выработалась основательно.

Виды письменных работ:

1) Планы – надо уметь составлять и оформлять.

Пишется тема – план (может быть просто 1, 2, 3 и составное I, II 123, III).

Планы даются для выяснения знания текста, сюжета, композиции. План – это перечень основных мыслей в определенном порядке. Планы могут быть в вопросительной форме (должны быть все пункты плана тогда в вопросительной форме) и в утвердительной форме. Пункты плана должны быть краткими, точными, нельзя давать слишком большие.

Цитатные планы – каждый пункт содержит цитату из произведения. В средних классах можно давать цитатные планы.

План должен отражать смысл текста в определенной последовательности.

План - самая краткая запись, отражающая последовательность изложения и обобщения. Планы дисциплинируют, заставляют вернуться к тексту еще раз. В средних классах можно давать цитатные планы.

2) Изложения могут быть разные: проверочные, контрольные, могут быть просто, когда учат писать изложения. Изложения обычно проводятся таким образом: учитель должен подобрать текст, законченный по форме, содержанию. Этот текст должен быть в меньшей степени с диалогами, лучше совсем без диалогов текст. Текст должен прочитываться дважды, на доске – запись слова, которое требует комментария, дальше – второе чтение, медленное. Если проводится контрольное изложение – ученики сами пишут, если учебное – то составляют план. Может быть изложение с включением фраз, выражений (они пишутся на доске).

3) Сочинения в средних классах 3х типов:

1. сочинение – описание, в котором ученик должен дать общее впечатление от предмета, лица, указать отдельные признаки, черты, дать оценку.

2. сочинение – повествование, в котором всегда излагается материал во времени (есть начало события, развитие и конец).

3. сочинение – рассуждение, которое включает в себя высказывания или тезис, затем доказательство тезиса и третья часть – выводы.

Очень трудоемкий процесс – процесс подбора материала. Материал обычно ищут в окружающей действительности (описание друга, города и тд), и материал ищут в книгах, в литературе. Не все, что находят, нужно включать в сочинения.

4) Письменные ответы (по содержанию, по смыслу, по стилю).

Тезисы – то, что доказывается или опровергает автор. Это доказываемое предположение или утверждение. В старших классах ученик должен уметь делать выписки из текста (приучать делать закладки, отмечать цитаты – это устно), и использовать эти выписки и цитаты в сочинении.

Тезисы бывают:

- основные – главные положения, принципиально важные;

- простые – просто дан перечень основных положений, без выделения главных.

Простых терминов много, основных всегда несколько. Тезисы могут готовиться как перечисление основных положений.

Конспект – систематическая, логически связанная запись, выписки и тезисы. Конспекты бывают разные. Чаще всего конспект текстуальный. Конспект может быть плановый – сжатый, в виде развернутого плана. Конспект свободный – составление выписок, цитат, терминов. Конспект тематический.

Конспекты пишутся в старших классах, в связи с изучением критических статей.

Билет №27.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: