Существенное влияние на организацию, планирование и управление производством гражданской авиации оказывают задержки авиационных рейсов. Задержки определяются рядом причин, среди которых отметим следующие.
Авиаперелеты в большой мере зависят от погодных условий. Современные пассажирские лайнеры осуществляют полеты на высоте около 10 км, выше облачного покрова, где нет интенсивных перемещений воздушных масс, осадков. Тем не менее наличие попутного или встречного ветра может оказать существенное влияние на расчетное время полета, соответственно, прибытие и расход топлива. Могут быть внеплановые изменения маршрута полета.
Взлет и посадка самолета требуют наличия относительно спокойных погодных условий. Несмотря на то, что современные средства воздушной навигации позволяют осуществлять взлетно-посадочные операции по приборам, в том числе в полной темноте, сильный снег, ливень и гроза, туманы, сильные порывы ветра, обледенение взлетно-посадочной полосы (ВПП) и фюзеляжа самолета и другие неблагоприятные метеорологические условия усложняют и даже иногда делают невозможным осуществление полетов по соображениям безопасности. Это является одной их важных и объективных причин изменения расписания и задержки планового времени вылета. Иногда аэропорты по погодным условиям закрываются на несколько дней.
Задержки рейса воздушного судна, помимо метеоусловий, могут быть по другим причинам технического (неисправности самолета, аэродромного оборудования, помехи на ВПП и т.д.) и организационного характера (позднее прибытие самолета, планируемого для выполнения настоящего рейса, неготовность документации, опоздание доставки питания на борт, опоздание экипажа и т.д.).
|
Возможна замена неисправного воздушного судна по пути следования.
Стоит отметить, что задержки технического и организационного характера могут быть вызваны сбоем в работе служб как аэропорта, так и авиакомпании.
Задержка взлета, как правило, вызывает и задержку прибытия (если экипажу ВС не удалось в полете наверстать упущенное время и прибыть в аэропорт назначения по расписанию), что в совокупности образует задержку рейса.
Таким образом, можно выделить четыре основные причины, вызывающие такое явление, как задержка рейса:
1) метеоусловия;
2) вина авиакомпании;
3) вина пассажира;
4) вина аэропорта.
По Классификатору задержки происходят по вине структурных звеньев перевозочного процесса, таких как инженерно-авиационная служба; служба организации перевозок; служба бортпроводников;; служба главного механика; служба спецтранспорта; аэродромная служба; служба ГСМ; летная служба; служба движения; служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС); служба электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП); производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДС, ПДСП); производственно-диспетчерская служба управления; ЦПДУ ГА; а также по метеоусловиям.
Каждой задержке, произошедшей по вине того или иного структурного звена, присваивается код, состоящий из заглавной буквы и порядкового номера. Например, П01 – задержка, произошедшая вследствие поздней регистрации билетов и оформления багажа по вине службы организации перевозок.
Аналогичная, с учетом определенной специфики, классификация задержек существует и в Руководстве по аэропортовому обслуживанию (Airport Handling Manual - AHM), издаваемому IATA (International Air Transport Association – Международная ассоциация Воздушного Транспорта).
|
AHM содержит стандартные коды, которые подразделяются на внутренние коды авиакомпании; иные коды, связанные с деятельностью авиакомпании; коды, присваиваемые задержкам, связанным с пассажирами и багажом; коды, присваиваемые задержкам, связанным с грузом и почтой; коды, присваиваемые задержкам, связанным только с почтой; коды, присваиваемые задержкам, связанным с обслуживанием самолета на земле; коды, присваиваемые задержкам, связанным с техническими проблемами и оборудованием самолета;коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за повреждения самолета; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за отказа автоматизированного оборудования; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по вине диспетчерского состава или экипажа; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по метеоусловиям; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим из-за ограничений в управлении потоком воздушного движения; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по причинам, вызванным требованиями руководства аэропорта или правительства страны; коды, присваиваемые задержкам, связанным с обслуживанием другого рейса; коды, присваиваемые задержкам, произошедшим по прочим причинам. Каждый такой код состоит из номерной (от 00 до 99) и буквенной (например, ED, AX, TV) составляющей.