Наряду с тем, что джинны относятся к разным племенам, являются владельцами имущества и ульев, они бывают верующими и неверующими, справедливыми и злобными. Сайид Сабик говорит:
«Среди джиннов бывают разные виды: совершенные в соблюдении добра; джинны, которые не делают этого; слабоумные невежды; совершающие зло, и таковых среди них больше».
Сообщая о них, Аллах говорит:
«Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следовали разными путями».
(Аль-Джинн, 11)
Аль-Куртуби сказал: «Это говорят сами джинны, говорят друг другу после того,
как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к вере: Воистину, до того, как мы услышали Коран, среди нас были праведные и неправедные».
Слова Аллаха «мы следовали разными путями» означают, что у джиннов были разные группировки. Ад-Даххак полагает, что здесь подразумеваются разные религии.
Катада говорит: «Различные цели».
Муджахид считает: «Мусульмане и кафиры».
Сайд ибн Джабир сказал: «Они имеют различные цвета».
Ибн Кайсан говорит: «Партии и группировки, то есть различные направления и мазхабы».
Сайид ибн аль-Мусиб сказал: «Как и мы, мусульмане, иудеи, христиане и язычники».
Некоторые ученые полагали, что различие в вере у джиннов произошло после призыва к Исламу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и после того, как они услышали от него Коран.
Имам аль-Куртуби сказал по поводу слов Аллаха о джиннах «мы шли разными путями»: «Этот народ сказал: мы стали разными после того, как услышали Коран. Среди нас есть верующие и неверующие, и первые — лучше». Имеется в виду, что они были верующими и неверующими и до того, как услышали Коран, и после этого, так как среди джиннов были такие, которые уверовали призывам Мусы, мир ему.
|
Аллах сообщил их слова:
«И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние писания. Оно ведет к истине и прямому пути».
(Аль-Ахкаф, 30)
И это указывает на то, что их народ верил в Тору. Это и привело их к тому, что они последовали за тем, кто призывал их к вере».
Сабаки сказал:
«Несомненно, они, как и этот народ, были хорошо осведомлены о прошлых народах, или услышав о них от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же от тех, кто уверовал в него. И им было неважно, от кого услышать — от людей, или от джиннов».
В Коране находят подтверждение слова аль-Куртуби о том, что джинны представляли собой разные группировки до того, как услышали Коран, ибо некоторые из них после того, как прослушали Коран, отправились к своим народам и говорили о себе:
«Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следовали разными путями».
(Аль- Джинн, 11)
И говорили они это о своем прежнем состоянии, до того, как они услышали Коран, в прошедшем времени.
Коран сообщает о том, что группа джиннов, которые слушали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, знала о Мусе, мир ему, и о его посланнической миссии:
«И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние писания. Оно ведет к истине и прямому пути».
(Аль-Ахкаф, 30)
Текст подтверждает, что эта группа была из народа, у которого существовали понятия праведности и соблюдения религиозных устоев, и потому они большей частью склонялись к принятию веры и отозвались на призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, раньше других. Некоторые же отвергли его, и в конечном итоге у них появились разные группировки.
|
Об их состоянии в Коране сообщается так:
«Среди нас есть и предавшиеся Аллаху, и отступившиеся от Него. Те, кто предался Аллаху, встали на прямой путь».
(Аль-Джинн, 14)
Ибн аль-Кайим сказал:
«Мусульмане — это те из них, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а отступившиеся и отклонившиеся — это те, кто отступил от Истины».
Ибн Аббас сказал:
«Они взяли для себя равного Аллаху в поклонении. Говорят, что человек поступил справедливо, если он совершил справедливый поступок; тогда он является праведным. Аллах сказал:
«Если две группы верующих вступят в сражение между собой, то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая несправедлива, пока она не признает веления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Аллаху угодны справедливые».
(Аль-Худжурат, 9)
Если же кто-то совершил несправедливый поступок, он является отступившимся.
Аллах сказал:
«Вероотступники же — это топливо для ада».
(Аль-Джинн, 15)
В связи с этими аятами, которые разъясняют положение джиннов и их различия, ибн аль-Кайим говорит, что их положение сходно с положением людей в вере: среди них есть неверующие, праведные и творящие зло.