Разновидности джиннов
С точки зрения природы, в которой их сотворил Аллах, один вид джиннов может быть в образе змей, собак и других животных, другой вид составляют летающие на небе, третий — ходящие и передвигающиеся по земле. Джабир ибн Нафир передает со слов Абу Сагляба аль-Хушани, известного под именем Джурсум, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Джинны бывают трех видов: одна треть имеет крылья и летает на небе, одна треть — змеи и собаки, и еще одна треть — перемещаются и перевоплощаются».
Также Абу Дарда — да будет им доволен Аллах! — передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах создал три вида джиннов: вид, куда входят змеи, скорпионы и пресмыкающиеся; вид, подобный ветру в воздухе, и вид, подобный сыновьям Адама, которым предстоит отчет в своих действиях и наказание».
Однако все эти виды не выходят за пределы их сотворенности из огня, как о том сообщает Коран. Аллах сказал:
«А до того Мы сотворили джиннов из палящего огня».
(Аль-Хиджр, 27)
От ибн Аббаса передают:
«Некоторые собаки относятся к хиннам — слабоумным джиннам. Если они посещают вас во время еды, то они пожирают поднесенное глазами».
Были установлены некоторые виды джиннов из различных групп в зависимости от их ума и проницательности, а также способности переходить из одной формы в другую.
Среди них:
Ифриты
Аллах uw, сообщая о джиннах Сулеймана, мир ему, говорит:
«Некий нфрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места».
(Ан-Намль, 39)
Ибн Манзур сказал:
«Ифрит среди людей: проникающий в суть дела, хорошо сведущий в нем, с коварностью и проницательностью; а ифрит среди вещей — полностью завершенная вещь. Говорят: «Тот-то — ифрит-нифрит (очень коварный человек)», а еще «ифриййа нифриййа» (отвратительное коварство и хитрость). Сказано: «Воистину, Аллах не терпит коварную хитрость, приносящую беду семье и имуществу».
|
И поэтому подразумевается, что ифрит, упомянутый в аяте, обладает хитроумной силой, которая позволит ему доставить трон Бал кис из Йемена в землю Палестины.
Мы также приводили выше хадис Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, вчера ифрит из джиннов пристал ко мне, чтобы испортить мою молитву...»
Все эти описания относятся только к некоторым из джиннов, ибо джинны бывают разного ранга. Среди них есть и слабые. Ибн Мас'уд сказал:
«Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встретил мужчину из джиннов, который вступил с ним в единоборство. Человек победил, и джинн сказал ему: «Давай еще раз!» Они поборолись снова, и снова человек поборол его, после чего человек сказал: «Вижу, ты слаб и немощен, будто лапы твои — лапы собаки. Все вы такие из рода джиннов, или только один ты такой?» Тот ответил: «Нет, ей-богу, среди них я считаюсь сильным. Повторим в третий раз, и если ты победишь меня снова, то я сообщу тебе кое-что полезное». Они повторили еще раз, и он снова его поборол и сказал: «Говори, что ты хотел!» Тот спросил: «Ты читаешь аят аль-Курси?» Он ответил: «Да». Тот сказал: «Читай его дома, чтобы из него ушел шайтан, имеющий копыта, подобные копытам осла. После этого он не сможет войти до утра». Один человек из народа спросил: «О, Абу Абдуррахман, кто этот человек из сподвижников Пророка?» Абдулла нахмурился, подошел к нему близко и сказал: «Кто же это может быть, как не Умар, да будет им доволен Аллах!?»
|
Хуббали
Это те джинны, которые лишают человека рассудка и терзают его. Говорят: «помешанный (мухаббиль) человек», если у него произошло помешательство из-за джиннов. Об этом будет приведен хадис, когда мы будем рассматривать, как джинны вселяются в людей.
Гули
Считается, что это колдуны из числа джиннов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если вас околдовали гули, то призовите на помощь азан».
То есть если вы заблудились, гули спутали вам дорогу, то прочитайте азан, и гули уйдут. «Околдовали» (тaгayвaлат) означает: стали гулями, ибо они являются во многих образах — то покажутся в образе красивой женщины, то в образе женщины отвратительной; то кажутся короткими, то высокими; то являются как люди, то как животные. Постоянно меняя облик, они тем самым наводят страх на людей.
Ат-Табарани приводит слова Абу Айюба аль-Ансари, который сказал:
«У меня на участке земли были пчелы, и однажды я стал замечать, что они убавляются. Я сообщил об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Воистину, ты завтра там увидишь кошку, и скажи тогда: «Ответь мне перед посланником Аллаха!» На другой день я обнаружил там кошку и сказал: «Ответь мне перед посланником Аллаха!» Она превратилась в старуху и сказала: «Помяни Аллаха, когда будешь уходить, и я больше не вернусь». Я покинул ее и пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Как обстоят у тебя дела с твоей пленницей?» И я сообщил ему то, что она сказала. Пророк сказал: «Она обманула тебя, и еще вернется. Скажи ей: «Ответь мне перед посланником Аллаха!». Она снова превратилась в старуху и сказала: «Помяни Аллаха, о, Абу Айюб, когда будешь уходить на этот раз, и я больше не вернусь». Я покинул ее и пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал мне то же самое. Я повторил это три раза. И на третий раз она сказала мне: «Помяни Аллаха, о, Абу Айюб, когда будешь уходить, и я сообщу тебе то, чего не выносит шайтан и что не дает ему войти в дом». Я спросил: «Что это?» Она ответила: «Аят аль-Курси. Шайтан не выносит его, и уходит». Я сообщил об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «В этом она была права, хотя и относится к лжецам».
|
Из вышеприведенного мы видим, что джинны бывают разных видов с точки зрения их силы, хитрости и способа передвижения. Они могут являться в разных образах, причиняя вред человеку. Все эти виды находятся в соответствии с их огненной природой вместе с со способностью к перевоплощениям, которой их наделил Аллах.
Здесь для большей убедительности приведем несколько исторических фактов.
В мае 1876 г. на улицах Нанкина в Китае возникла страшная паника: по городу свободно разгуливали невидимые демоны, отрезая у людей традиционные косички. Тщетно горожане закрывали головы руками — все было напрасно. Паника распространилась на Шанхай, а затем к прежним страхам прибавился еще и новый — страх перед неведомыми силами, которые убивали людей во сне. Массовая истерия продолжалась примерно в течение трех лет, и все эти годы «злой дух, стригущий волосы» был неуловим. С тех пор подобные происшествия бывали и в других местах. Как пишет де Тродт в своей книге «Религиозные системы Китая», первые сведения о массовой панике в Китае из-за «невидимок, стригущих волосы» относятся еще ко времени династии Вэй в период с 477 по 517 г. н. э. Газетные сообщения о таких событиях в Китае вызывали, как правило, всего лишь снисходительные усмешки в Европе. Однако улыбки улетучились, когда паника такого же рода возникла не где-нибудь, а в самой Англии! Произошло это в 1922 г. в Лондоне. Молодых девушек хватала чья-то невидимая рука, которая срезала их волосы и таинственно исчезала. Попытки галантных английских кавалеров прийти на помощь очаровательным мисс были безуспешны. Все объяснения психологического плана, которые мы на сей счет выслушали, не объясняют того очевидного факта, что средь бела дня на улицах многолюдного города у людей неожиданно исчезали с головы волосы.
Вообще, «невидимки», как свидетельствуют хроники, особенную неприязнь испытывают, по-видимому, к детям.
Такое впечатление возникает, например, при чтении «Повествования о чрезвычайных событиях, происходивших с детьми м-ра Ричарда Джойла», написанного неким Дурбином (1860 г.), где детально описываются случаи разнообразных нападений на детей в этой семье, причем никто ни разу так и не увидел ни одного из нападавших. Однажды, «невидимки», например, оставили на лице одного из детей Джойла следы от укуса. В другой раз свидетели видели страшное зрелище: невидимая рука душила девочку. Шею что-то все сильнее сжимало, при этом работы шейных мышц девочки не было видно. Позже другие дети из этой семьи оказались жертвами «невидимок»: их толкали, тянули, били и оплевывали. Однажды в течение одного лишь вечера пятеро свидетелей видели, как кто-то невидимый двадцать раз кусал их руки. Сами они никоим образом не могли сделать этого, потому что все это время неотрывно за ними следили. Осматривающие эти укусы нашли в них следы восемнадцати или двадцати зубов, на поверхности ранок была размазана слюна, контуры которой явно указывали на прикосновение чьего-то рта на руке ребенка.
Племена джиннов
У джиннов, так же, как и у людей, бывают народности и племена. Об этом сообщает Священный Коран, упоминая о группе джиннов, которые слушали Коран у Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а затем отправились к своим народам, чтобы увещевать их:
«О народ наш! Внемлите тому, кто зовет к Аллаху, и уверуйте в Него, дабы Он простил ваши грехи и спас вас от мучительного наказания».
(Аль-Ахкаф, 31)
Кроме того, слова некоторых джиннов «О, наш народ...» указывают на то, что у всех видов джиннов есть народы, к которым они относятся, ибо эти джинны отправлялись к своим народам, чтобы призывать их к вере. Первыми же для увещевания являются родные и близкие, как Аллах указал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
«Увещевай своих ближайших родственников»
(Аш-Шу'ара, 214)
Ибн Мас'уд сообщает о джиннах, которые попросили у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пищи:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял двух джиннов, и они попросили у него провизии. И он спросил: «Разве вам двоим и вашим народам не дано то, что вам положено?» Они ответили: «Да, но некоторые из нас хотели присутствовать во время твоей молитвы». Он спросил: «К кому вы двое относитесь?» Они ответили: «Мы джинны из жителей пустынь». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Благословенны эти двое, и благословенны их народы», и он приказал выдать им в пищу помет, кости и мяса».
Здесь слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Благословенны эти двое, и благословенны их народы» показывают, что у каждого из этих двоих был свой народ, к которому он относился.
Рассказывается о группе джиннов, которые прибыли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, для того, чтобы послушать Коран, и у них произошла стычка. Абдулла ибн Мас 'уд сказал со слов Абу Зарра, который услышал от Асыйма:
«Они прибыли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он читал Коран под пальмой. Они слушали его и говорили друг другу: «Слушайте», и сказали «Помолчи». И набросились семеро на одного (который шумел).
И Аллах ниспослал аят:
«Вспомни, как Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали чтение Корана. Когда они явились, сказали друг другу: «Слушайте!» Когда же чтение было окончено, они вернулись к своему народу и стали увещевать».
(Аль-Ахкаф, 29)
Аль-Куртуби передает слова ас-Самали:
«Дошло до нас, что они были из племени бану аш-Шисбан, а это наиболее многочисленные и наиболее могущественные по силе джинны, и они в целом составляют войско Иблиса».
Слово «бану» лексически означает родство по линии сыновей. Ибн Манзур сказал:
«Когда говорят «бану такой-то», «родня такого-то», то это означает близкое родство, а родня человека — это его народ и его племя».
Учитывая представленные выше доказательства того, что у джиннов, точно так же, как у людей, есть свои племена и родственные связи, неудивительно, что они могут вступать в браки, размножаться, и несомненно, что у них в этом отношении свои способы и виды.
Точно так же джинны имеют свои народности, места проживания и родину. Уже было упомянуто, что группа джиннов, которая приходила к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, происходила из пустынь:
«... Ко мне приходили посланцы джиннов пустынь и попросили у меня пищи, и я попросил Аллаха, чтобы они не проходили мимо кости или помета, не найдя в них для себя пищу».
Что касается слова «пустынь» (насибин), говорят, что это город в Сирии, окраинами которого завладели джинны. Также считают, что это поселение в Йемене или в Ираке. Другие считают, что они из Ниневии, а затем пришли в Мекку. Ибн Хаджар считает, что Насибин — это область между Сирией и Ираком. Аль-Куртуби считает, что джинны, приходившие к Пророку, были из Мекки и состояли из семи групп: три из жителей Харрана и четыре из жителей пустынь (насибин); а те джинны, которые подошли к нему под пальмой, были из Ниневии.
В предании Муслима от аш-Ша'би говорится, что посланцы джиннов, которые приходили к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был в Мекке — это джинны с Аравийского полуострова.
Все эти хадисы доказывают, что у джиннов есть свои родные места. Есть джинны с Аравийского полуострова, из Ниневии, из пустынь, из Харрана и из других мест, как это упомянул аль-Куртуби, ссылаясь на ад-Даххака.